КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с персоналом при внедрении изменений
Работа с персоналом при внедрении изменений должна быть: а) предупреждающей; б) корректирующей. Предупреждающие действия связаны с формированием готовности персонала к изменениям и направлены на снятие, в первую очередь, психологического напряжения и личных барьеров. Однако, в соответствии с стратегически континуумом Коттера и Шлезингера, такая подготовительная работа связана со слишком большими потерями времени до того, как принимаемые меры дадут результат, поэтому в случае необходимости быстрых радикальных изменений должны предусматриваться и жесткие меры. Таким образом, по Коттеру и Шлезингеру, чем быстрее необходимо внедрить инновации, тем жестче меры для сопротивления изменениям и ниже вовлеченность. Изменения в среде неизбежно приводят к соответствующим изменениям в психических механизмах отражения, к регуляции поведения и деятельности, которые могут относиться к механизмам: идентификации изменений (приспособление к объективной реальности), выработки ценностных ориентаций по отношению к изменениям (включает оценку: производственной значимости изменения, сложности его освоения работником, изменения организационных и межличностных связей, трудоемкости и оплаты труда, возможности реализации личных планов в условиях изменения); эмотивным (удовлетворенность или неудовлетворенность изменением и его последствиями); выработки способов действия и поступков, отвечающих возникшей ситуации. Позитивное или негативное отношение к нововведению нарастает постепенно, поэтому возникает множество возможностей влиять на формирование отношения к нововведению. Для формирования позитивного отношения необходима специально планируемая система мер по подготовке к осуществлению нововведений. В их числе можно назвать меры собственно психологические и меры организационные (административные, экологические, правовые, но учитывающие психологию восприятия изменений). Основная цель психологических методов – формирование психологической готовности к нововведению. Наибольшее значение имеют диагностические, развивающие и тонизирующие методы. Рассмотрим каждую группу методов подробнее. Посредством диагностических методов изучаются личность и коллектив, позволяют фиксировать психические состояния, состояния знаний, умений и навыков исполнителей нововведений, социально-психологический климат, развитие сотрудничества и других характеристик личности и коллектива. Данные, получаемые с помощью этих методов, служат индикаторами, указывающими на отношение исполнителей к нововведениям. Наибольшей способностью повышать эффективность осуществления нововведений обладают развивающие методы, направленные на формирование новых качеств и свойств у личности и коллектива, адекватных ситуации нововведения. Чтобы эти методы действовали, необходимо иметь модельное представление о тех отношениях, которые должны быть сформированы в результате нововведений, то есть представленности нововведений в поведении людей. То есть, при планировании самих нововведений необходимо планировать развитие самочувствия, отношений людей при нововведениях. В этом случае развивающие методы способствуют достижению психологических и социально-психологических целей. Тонизирующие методы - это методы поддержки, одобрения, участия. Они не так действенны, как первые две группы методов, но могут дать эффект в течение непродолжительного времени. Однако в стрессовых ситуациях они способны сдерживать развитие негативной мотивации в тех или иных обстоятельствах, возникающих вследствие нововведения. Указанные методы формируют психологическую готовность – устойчивое психическое состояние личности или коллектива, образующееся вследствие осмысления содержания и значимости изменения (нововведения) и выражающееся в позитивно активном отношении к нему. Элементы психологической готовности: - осознание производственной и экономической необходимости изменения, - осознание значимости изменения для коллектива, - осознание способов личного включения в осуществление изменения. Значительное влияние на формирование психологической готовности оказывает участие коллектива в подготовке нововведения, подбор исполнителей нововведения, подбор стимулов. Корректирующие действия менеджера направлены на преодоление сопротивления изменениям. Любое изменение необходимо начинать с диагностики и помнить, что сотрудники вряд ли будут приветствовать изменение, если оно не покажется им привлекательным и выгодным. Нужно понять, где возникнет сопротивление в ходе управления плановым изменением. В проведении такого анализа используется модель, иллюстрирующая влияние согласия или, напротив, несогласия на успешность планового изменения (табл. 7.4). Таблица 7.4 Влияние согласия несогласия на успешность изменения Модель участия предполагает образование и консультирование, участие и привлечение, помощь и поддержка, переговоры и соглашение, манипулирование и сотрудничество, открытое и скрытое принуждение. Э. Хьюз выделяет восемь факторов преодоления сопротивления изменениям: 1. Учет причин поведения личности в организации. 2. Значение авторитета руководителя. 3. Предоставление информации группе. 4. Достижение общего понимания. 5. Чувство принадлежности к группе. 6. Авторитет группы для ее членов. 7. Поддержка изменений лидером группы. 8. Информированность членов группы. Методы преодоления сопротивления изменениям, а также их достоинства и недостатки представлены в табл. 7.5.
Таблица 7.5 Методы преодоления сопротивления изменениям
Менеджер может увеличить свои шансы на успешное осуществление изменений в организации путем: · проведения анализа, позволяющего определить проблемы текущей ситуации и возможные причины возникновения данной ситуации; · проведения анализа факторов, необходимых для осуществления требуемых изменений; · выбора стратегии изменения, основанного на предыдущем анализе; · наблюдения за процессом осуществления изменений. Сьюарт Хеллер предлагает для преодоления выделенных им типов сопротивления изменениям следующие способы: рациональный тип: объяснение, описание, внедрение «снизу-вверх», вовлечение в принятие решений; личный: сделать акцент на улучшение перспектив для каждого, вдохновлять, взять на себя ответственность за неудачи, описать выгоды от изменений; эмоциональный: объяснить причины отказа от старого, создать ощущение неизбежности перемен, быть полностью искренним и сформировать атмосферу доверия.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |