Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнография и топонимика Беларуси




Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятию «археологические памятники».

2. Как распределяются памятники археологии?

3. Что относится к памятникам каменного века?

4. Охарактеризуйте памятники бронзового века.

5. Дайте периодизацию памятникам железного века.

6. Назовите культуры неолита на территории Беларуси.

7. Назовите культуры бронзового века на территории Беларуси.

8. Назовите культуры бронзового века на территории Беларуси.

9. Что такое документальные источники? Назовите их периодизацию.

7. Что вы знаете о документальных источниках до середины XIII ст?

8. Охарактеризуйте документальные источники второй половины XIII – XVIII вв.

9. Какова роль документального наследия XIX – XX вв. в краеведении и туризме?

 

 

 

Этнография – это историческая наука, изучающая народы, их культуру и быт. Народами называют большие группы людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта, осознающих свое культурно-бытовое единство и проживающих совместно на одной территории или отдельными группами среди других народов. Каждый народ создает свою культуру (материальную и духовную). К первой относят орудия труда, хозяйственные постройки, жилища, одежду, предметы домашнего обихода. Духовная культура включает народное творчество, религиозные верования и др., т.е. всевозможные порождения умственной деятельности людей.

На территории Беларуси человек впервые появился в конце среднего древнекаменного века, свыше 40 тыс. лет тому назад. Заселены были только некоторые местности на юге (у д. Бердыж на р. Сож, д. Велятичи на р. Ясельда). Здесь найдены обработанные рубила из кремния и др.

В эпоху верхнего древнекаменного века (40–10 тыс. лет т.н.) появились более совершенные орудия труда – каменные ножи, каменные наконечники копий и др. Наличие этих орудий свидетельствуют о развитии охоты – основного занятия верхнепалеолетических обитателей Беларуси. Объектами охоты были шерстистый носорог, северный олень, пещерный медведь и др., а также мамонт. Кости мамонта служили материалом для сооружения жилищ и топливом. Из шкур извоговляли одежду, жилища, а мясо употребляли в пищу. Ископаемые останки мамонта встречаются повсеместно на юге Беларуси.

В среднекаменный век (9–5 тыс. лет до н.э.) большая часть территории Беларуси была освоена человеком. Стоянки среднего каменного века обнаружили не только на юге Полесья, но и в Понемонье, Подвинье, Поднепровье. В эпоху мезолита, после исчезновения крупных животных, человек начал охотиться на дикого кабана, благородного оленя и на птицу. Люди занимались рыболовством и собирательством.

В эпоху нового каменного века (4–3 тыс. лет до н.э.) получает развитие керамика. Посуда украшалась различными орнаментами. В Полесье орнамент состоял из горизонтальных полос, гребенчатых отпечатков и наколов. В это время на территории Беларуси возникают первые историко-культурные регионы (в основу ложились отличия керамических изделий).

В бронзовом веке (III тыс. до н.э. – VII–VIII века до н.э.) широко по территории Беларуси расселились индоевропейцы. В это время появляются изделия из бронзы (бронзовые топоры), которые изготовлялись из привозного сырья. Основные орудия по-прежнему изготовлялись из камня. В это время получили распространение топоры, тесла и долота. Было налажено производство кремнеевых серпов.

Индоевропейское население было неоднородным. По особенностям языка и чертам культуры оно подразделялось на балтское и славянское. Северные, центральные и юго-восточные районы заселяла балтская группа, на юго-западе – славянская. Для балтского населения было характерно наземное жилище, для славянского – полуземляночное.

В раннем железном веке (примерно VII–VI вв. до н.э. – IV–V вв. н.э.) вся территория Беларуси, за исключением юго-запада, была заселена балтским населением. В это время появляются орудия из железа, которые добывали из болотной руды. Изделия из железа (топоры, мотыги, серпы) способствовали освоению земель для развития сельскохозяйственной деятельности.

С VI–VII веков н.э. началось массовое расселение на территории Беларуси славян. Славянское население проживало, в основном, в открытых неукрепленных поселениях (селещах). Типичным жилищем была полуземлянка прямоугольной формы.

В течение второй половины I тысячелетия н.э. славяне расселились в пределах центральной и северной Беларуси. Осуществлялось смешение с балтским населением. Происходила ассимиляция балтского населения. В это время возникают первые этнические общности: дреговичи, радимичи, кривичи. Культура этих общностей отличалась между собой, а также от других восточно-славянских объединений. Так, для дреговичей, которые населяли юг Беларуси, были характерны металлические бусы, курганы. Для радимичей (бассейны рек Сожа и Ипути) были характерны семилучевые височные кольца. В культуре кривичей преобладали славянские украшения (перстни, браслеты).

Кривичи, радимичи, дреговичи представляли этнические общности эпохи разложения общинно-родового строя и формирования раннего классового общества. У них сравнительно высоко была развита экономика. Для них было характерно пашенное земледелие, характерен плуг и соха, распространяется железоделательный промысел. Изготовлялись из железа топоры, серпы, косы-горбуши. Развитие получило и гончарное производство. В это время ремесленные производства начинают отделяться от земледелия. Возникают условия для развития торговли и возникновения первых городов. В это время возникают первые примитивные политические объединения – «княжения», где складывались органы власти, которые имели управление.

В IX-X вв. дреговичи, радимичи и кривичи сплачиваются вокруг нового экономического, политического и культурного центра в среднем Поднепровье, где размещался Киев. Дреговичи, радимичи и кривичи не сформировались в народности. В это время возникает новое этническое образование – восточнославянская древнерусская народность. Складываются благоприятные условия для перехода к более прогрессивной форме пашенного земледелия – паровой системе, которая сменила подсечно-огневую. Дальнейшее развитие получает ремесленное производство (кузнечный и гончарный промыслы). Налаживалось производство стали, из которой делали сельскохозяйственные орудия, инструменты, бытовые предметы. В X в. появляется гончарный круг. В особый промысел выделяется строительное дело. Появляются первые города: Полоцк (IХ в.), Витебск и Туров (X в.), Логойск, Минск, Лукомль, Пинск, Брест (XI в.).

В процессе феодализации экономических и социальных отношений восточнославянского древнерусского населения появилось много общих черт в его общественном быте (однотипная сельская община, характерная для стадии раннеклассового общества, сходные формы моногамной семьи – большой и малой, одинаковые брачные обычаи, календарные праздники и обряды). Возникло представление об общей этнической территории – Руси (Русской земле), об этом свидетельствуют письменные памятники XII века – «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Территория Беларуси, за исключением крайних западных районов, где жили ятвяги и литва, в этот период была частью Руси. Общая этническая территория – условие формирования этнического самосознания. Появляется и самоназвание – русские. В тоже время происходит исчезновение названий прежних восточнославянских этнических общностей, которые ранее проживали на территории Беларуси. Они окончательно исчезли в середине и второй половине XII века. Последнее упоминание о дреговичах относится к 1149 году, о кривичах – к 1162 г., о радимичах – к 1169 г. Эти общности влились в древнерусскую этническую общность, занимавшую обширный регион, включающий, кроме большей части территории современной Беларуси, значительную часть часть современной Украины и России.

С XIII века локальные различия в традиционной культуре древнерусской народности усиливаются. В новых социально-экономических и политических условиях появились предпосылки для формирования новых восточнославянских этнических общностей – русской, белорусской и украинской. Экономической основой послужили: дальнейшее развитие земледелия (распространение трехпольной системы), совершенствование ремесла (как городского, так и сельского), углублявшего общественное разделение труда, содействовавшего торговле и установлению более тесных экономических связей между различными группами населения. Социальными предпосылками являлись дальнейшее развитие феодальных отношений, выражавшихся в постепенном утверждении крепостного права. Новыми политическими условиями являлись как исчезновение древнерусского государства, так и усиление других государственных образований – древнерусских княжеств. На смену княжествам пришли крупные средневековые политические объединения Восточной Европы – Литовское и Русское государства. Восточнославянское население проживало на территории современной Беларуси, которая в позднем средневековье первоначально входила в состав Литовского государства. После объединения Литовского и Польского государств эта территория стала частью нового объединенного государства – Речи Посполитой. Возникновение белорусского языка стало определять новый этнический облик населения Беларуси и свидетельствовало о появлении белорусского этноса.

Ядром культуры и языка белорусов стали элементы культуры и языка древнерусского этноса, от которого в культуру белорусского народа перешли некоторые традиционные орудия земледелия (борона-суковатка, серп, коса-горбуша и др.), ремесла (горизонтальный ткацкий стан и др.), рыболовства (запруды – яз, ез и др.). От древнерусского этноса белорусский народ повзаимствовал: традиционное жилище (двухкамерная планировка, четырехскатная крыша и др.); одежду (сорочка с прямым разрезом на груди, несшитая поясная одежда – понева, некоторые предметы верхней одежды – свита, кожух); основные формы общественных отношений – календарные праздники («коляды», «купала» и др.); христианская религия в форме православия.

Ко второй половине XVI в. относится оформление традиционного комплекса культуры и связанной с ним систем языка белорусского этноса.

XVII-XVIII вв. – время усиления новых этнических признаков. В этот период наблюдается превращение белорусского этноса в более высокий тип этнической общности, происходит трансформация феодальной народности в буржуазную нацию. В экономике наблюдается значительный рост ремесла, появляются мануфактуры, развиваются товарные отношения, торговля, постепенно формируется единый рынок. Обостряется классовая борьба. Социально-политическая система Речи Посполитой становится тормозом для развития языка и культуры белорусского народа и, в конечном счете, сужается сфера пользования белорусским языком. В конце XVII в. на территории Беларуси в качестве государственного языка был введен польский язык. XVII-XVIII вв. – период усиленного насаждения католицизма. Этому способствовала Брестская уния, навязанная в XVI в. польским государством православной церкви Беларуси для перехода ее населения от православия к католицизму, что привело к распространению польского языка. Переселение польского населения, преимущественно шляхты, привело к усилению влияния польской культуры на белорусскую.

XIХ-ХХ вв. – новый этап в политической, экономической и социальной жизни. В конце XVIII в. Беларусь вошла в состав России, это ослабило влияние польской культуры на белорусскую. Для этнического развития белорусов особенно важным явилось установление более тесных экономических связей между белорусскими «областями», формирование внутреннего рынка, дальнейшее сближение ее экономики с экономикой русского, украинского и других народов, входящих в состав России. Внутренний рынок Беларуси стал составной частью всероссийского рынка. Происходит дальнейший рост общественного разделения труда: отделение различных промыслов от земледелия, увеличение числа ремесленных предприятий, мануфактур, фабрик и заводов. Все выше сказанное привело к увеличению городского населения: численность жителей Минска, Гомеля и Пинска возросла в 3 раза, Витебска и Бреста – в 2 раза.

Формированию внутреннего рынка способствовала специализация земледельческих районов по выращиванию отдельных культур, которая носила товарный характер. Север Беларуси специализировался по производству льна, центральная – зерна, юго-восточная – конопли. Формируются новые классы – буржуазия и наемные рабочие. В XIX в. в Беларуси была создана сеть железнодорожных и шоссейных путей, появилось речное пароходство. Многие традиционные орудия труда, предметы домашнего обихода, одежда, имевшие локальную специфику, заменялись стандартными изделиями промышленного производства. Этническому развитию белорусского народа мешало отсутствие своего национального государства.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новому этапу в этнической истории Беларуси. Благодаря социально-экономическим и политическим преобразованиям было создано национальное белорусское государство. Социалистическая система хозяйства победила в городе и деревне, были ликвидированы эксплуататорские классы, сформировались класс колхозное крестьянство и народная интеллигенция. В процессе социалистического строительства в рамках Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) была объединена этническая территория белорусского народа. Объединение этнической территории завершилось в 1939 г. после освобождения Западной Беларуси и принятия ее в состав Беларуси. В советскую эпоху быстро развивается белорусский национальный язык. Белорусский язык является государственным языком БССР. В этот период высокого развития достигли белорусская наука, просвещение, искусство, изменился быт народа, его экономика. В Беларуси было построено более тысячи новых промышленных предприятий, реконструирована металлообрабатывающая промышленность, созданы новые отрасли – торфодобывающая, цементная, льнообрабатывающая, а в послевоенный период – химическая и нефтехимическая, ведется добыча нефти. Быстро растут экономические связи Беларуси с другими союзными республиками СССР.

Мощный толчек роста этнического самосознания белорусов дала активная борьба белорусского народа с немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1945 гг. В 90-е годы термин “белорусы” получил наиболее значительный смысл. Он является не только названием белорусского этнического сообщества, но и начал обозначать также белорусское политическое сообщество, в которое входят как белорусский этнос, так и другие этнические сообщества Республики Беларусь.

Топонимика (от греч. топос – место и онима, или онома, -имя) – наука о географических названиях, призванная объяснять их происхождение. Таким образом, географические названия являются непосредственным объектом топонимики. Она объясняет происхождение географических названий, освещает историю их развития и значение. Топонимика охватывает наименования не только крупных географических объектов (возвышенностей, лесов, городов), но и мелких (оврагов, урочищ, ручьев и т.д.).

На территории Беларуси наиболее древними являются названия гидрографических объектов. По мнению большинства исследователей, гидронимы Беларуси по своему происхождению являются, в основном, индоевропейскими (т.е. их названия происходят из языков индоевропейской семьи) и лишь на крайнем севере встречаются названия финской языковой группы Уральской семьи.

Г.В.Седов считает, что наиболее ранний пласт гидронимов – древнеиндоевропейский оставлен поздненеолитическими (3 – начало 2 тысячелетия до н.э.) племенами культуры шнуровой керамики. К этому пласту относятся такие названия, как Двина (Божественная), Двиносса и др. Второй пласт возник в раннем железном веке (1 тыс. до н.э.). Он был оставлен индоевропейскими племенами милоградской, днепро-двинской и зарубинецкой культуры. К нему относится большинство названий рек и озер восточной и северо-восточной половины Беларуси: Днепр (вода), Березина (медвежья) и др.

Третий пласт – славянский, образовался после переселения славян на нашу территорию в VI-VII вв. н.э. Необходимо отметить, что 80% всех гидронимов в Беларуси относятся к дославянским и только 20% являются славянскими. Причем последние резко превалируют на юге страны – в Полесье. В названиях населенных пунктов Беларуси наоборот преобладают славянские названия, за исключением тех, что были образованы от местных гидрографических объектов. Это свидетельствует о том, что основной массив названий поселений и прежде всего городов, возник после славянской колонизации края.

Самые распространенные названия поселений (23,5%) связаны с особенностями окружающей природы (Лес, Вербы, Гора и др.). На втором месте по численности (21,5%) идут названия отражающие занятие населения (Бондары, Гончары, Рудня) и его этнические особенности (Литва, Дулебы, Татарка и др.). Затем расположены названия, связанные с характером поселения (Слобода, Городок, Новоселки и др.). На четвертом месте находятся названия населенных пунктов по именам и фамилиям первопоселенцев (Юревичи, Яков, Барановичи и др.). И, наконец, пятую группу составляют названия, данные по местным рекам. Среди них выделяются наиболее древние с окончанием на суффикс СК, ЦК. (Полоцк, Витебск, Слуцк, Друцк и др.), а также относительно молоые (Понемонье, Задвинье и др.).

В стороне от этих традиционных названий стоят советские переименования населенных пунктов. Количество городов и поселков, переименованных в советское время в Беларуси было сравнительно небольшим (Червень, Дзержинск, Кировск, Славгород, Октябрьский). Гораздо больше было переименовано сельских населенных пунктов. А что касается микротопонимики (прежде всего названий улиц), то она была в значительной степени деформирована стандартным набором советских наименований (Ленина, Кирова, Калинина, Советская, Октябрьская и т. д.), которые существуют в каждом населенном пункте и не отражают ни историческую, ни географическую особенность ее расположения. Как уже указывалось, около 80% названий населенных пунктов Беларуси имеют славянское происхождение. Ряд населенных пунктов на северо-западе (в основном сельские и поселковые) имеют балтское происхождение (Юратишки, Видзы, Лынтупы и др.), что свидетельствует о поздней (XIII-XIX вв.) ассимиляции балтского населения славянами на этой территории.

Топонимика рек. По смысловому значению названия рек В.А. Жучкевич разделяет на пять групп.

1. Названия, соотносимые с названиями животных (р. Турья, Бобр, Лань, Косуля, Выдрица, Медведка, Ослик и др.).

2. Названия, соотносимые с названиями растений (р. Береза, Ельня, Ясенец, Вербовка, Кленовка, Липнянкаи др.).

3. Названия, указывающие на цвет и качество воды в реке (р. Черная, Синяя, Ржавка, Смердея и др.).

4. Названия, характеризующие особенности течения, грунта (р. Каменка, Песчанка, Рудавка, Рудица и др.).

5. Названия, происходящие от литовских корней слов (р. Дитва, Котра, Гавья и др.).

Названия многих рек тесно связаны с названиями озер и населенных пунктов. Не только поселения назывались по рекам, но и реки получали названия от названий поселений. В большинстве названия небольших речек возникали от названий поселений (р. Мышанка, Узлянка, Червен-ка и др.).

Среди нерасшифрованных названий рек выделяется несколько типов: названия женского рода с окончанием -а (р. Плисса, Исса, Ольса, Лучеса, Оресса, Нача, Гайна, Пина, и др.); названия на -чь или -ть (р. Свислочь, Сервечь, Случь, Морочь, Ислочь, Ведречь, Вить, Молчадь, Друть, Беседь и др.); названия с суффиксами уменьшительного значения (р. Ошмянка, Зельвянка, Брагинка, Друйка и др.); названия, оканчивающиеся на -ма, -ва, -та (р. Волма, Мытва, Лахва, Клева, Полота и др.).

Топонимика озер. По смысловому значению выделяют шесть групп названий озер.

1.Озера, названия которых характеризуют их форму, размеры, глубину, цвет воды и др. (озера Долгое, Круглое, Глубокое, Мелкое, Кривое, Черное, Белое, Красное, Рыжее, Островное и др.).

2.Озера, получившие названия от растений (озера Ореховское, Ольшанское, Моховое и др.).

3.Озера, получившие названия от животных (озера Карасино, Щучье, Окунево, Гусиное и др.).

4.Озера, получившие названия от населенных пунктов (озера Иодово, Лукомльское, Гомельское и др.).

5.Названия озер, связанные с легендами, религиозными и культовыми обрядами и суевериями (озера Святое, Княжное, Недружное и др.).

6.Названия озер, связанные с литовскими и латышскими названиями (озера Дривяты, Дрисвяты, Снуды, Струсто, Иойсо и др.).

Топонимика населенных пунктов. Анализ названий населенных пунктов позволяет не только установить, насколько изменились природные ландшафты, но и экономические явления, отношение к транспортным путям, состав жителей, время возникновения населенного пункта, направления переселенческих движений и др. Значительная часть названий поселений связана с фамилиями и наоборот.

В соответствии со смысловым значением названий поселений В.А. Жучкевичем выделено десять типов и большое количество подтипов.

1.Названия, характеризующие природные условия местности.

2.Названия, характеризующие экономические явления.

3.Названия, характеризующие само поселение.

4.Названия, данные по фамилии.

5.Названия, данные по названиям рек, озер или городов.

6.Названия, связанные со словами религиозного или культового значения.

7.Названия новые, недавно присвоенные поселениям.

8.Неславянские названия (литовские, латышские, татарские).

9.Нерасшифрованные и закономерно повторяющиеся на территории Беларуси.

10. Названия единичные, нерасшифрованные и непонятные.

Среди поселений, характеризующих природные условия, выделяются подтипы, указывающие на: растительность (Белый Лесок, Пуща, Липск, Грабовка, Вязок, Ельня, Ясень, Ивье, Береза, Рогозно, Верески, Хмелевка); грибы (Боровики, Сыроежки, Опеньки); сельскохозяйственные культуры и угодья (Нивы, Нивки, Поплавы, Рожанка, Конопля, Свекличи и др.); рельеф (Гора, Загорье, Холмы, Холмичи, Канава, Высокое, Верховичи и др.); особенности гидрографии (Озеро, Озерцы, Поречье, Пруды, Криница, Старица и др.); почвенно-грунтовые условия (Глинка, Глинище, Песчанка, Пески, Камень, Каменка, Кремно и др.); животный мир (Барсуки, Зяблики, Выдренка, Соболи, Зайцы, Лосиное, Воробьи и др.); погодно-климатические и сезонные явления (Ветрино, Студенка, Погодино, Тучка, Весна, Осень, Зимницы и др.).

Ко второму типу относятся названия, отображающие экономические явления и представляющие интерес для выяснения некоторых вопросов истории хозяйства, экономической географии и др. Среди этого типа выделяется семь подтипов: названия, указывающие на занятие населения и его производительные навыки (Огородники, Токари, Конюхи, Гончары, Ковали, Ткачи, Бортники, Стрельцы, Дехтяри, Лычники и др.); данные по названиям орудий или предметов труда (Колозубы, Токари, Жорновка, Скураты, Лопатичи, Хомуты, Соха и др.); названия, указывающие на предприятие, производство, находящееся в поселении (Гута, Гута Михалин, Новая Гута, Млынок, Поташня, Тартак, Пасека, Смолярня, Цагельня, Ферма и др.); названия, характеризующие особенности транспортных путей (Мосты, Замостье, Броды, Забродье, Гать, Гребля, Шлях, Дорога и др.); названия, характеризующие национальный состав населения, кое-где и вероисповедание (Ляховичи, Ляхи, Русаки, Русины, Литовцы, Москали, Словатичи и др.); названия, характеризующие родственные отношения (Родня, Своятичи, Детки, Братково, Бабино, Папино, Близнецы, Бобыли и др.); названия, дающие оценку благосостояния, обычаев и характера населения (Середняки, Примаки, Роскошь, Толкачи, Доброе, Добромысль, Радостов, Милое, Славное, Грязи, Лютая, Рыбак, Деркачи и др.).

К третьему типу относятся названия, характеризующие село с разных сторон: вид, местоположение, размеры, время возникновения и т.д. Среди этого типа выделяется несколько подтипов: названия, указывающие на характер поселения (Городище, Городог, Городея, Гродно, Слобода, Селец, Селище, Дворище, Дворец, Погост, Доманово, Кошары, Отруб, Избицкое, Пелище и др.); названия, характеризующие внешний облик села (Круглое, Красное, Кривое, Белое и др.); названия, характеризующие размеры села (Великое Село, Долгое, Малое Село и др.); названия, характеризующие возраст села (Новоселки, Новосады, Старое Село и др.); названия, характеризующие местоположение села (Угол, Куты, Край, Кончицы и др.).

К четвертому типу относятся названия, данные по фамилии первоначальных жителей села или землевладельцев, по имени или званию владельца поселения. Названия этого типа делятся на три подтипа: названия, свидетельствующие о принадлежности села землевладельцу (Сапеги, Эйсмонтово, Изабелин, Адамово, Феликсово и др.); названия, данные по преобладающей в селе фамилии (Мацкевичи, Юревичи, Леоновичи, Русаковичи, Сергеевичи, Киркор, Костюки, Барановичи и др.); названия, указывающие на положение в обществе, чин, звание или должность землевладельца (Королин, Войтово, Князево, Воеводино, Панское и др.).

К пятому типу относятся названия, данные селам по названиям рек, озер, городов и других географических объектов. Здесь выделяется три подтипа: названия, данные по наименованиям рек (Слуцк, Пинск, Вилейка, Диена, Полоцк, Лань, Слепянка, Ратомка, Птичь, Березино, Морочь, Неман, Припять, Горынь и др.); названия сел, данные по названиям городов (Могилевка, Брянчицы, Бобруйка, Ошмянцы, Слонимцы и др.); названия, по-видимому, случайные, как например, Забайкалье, Балканы, Волынь и др.).

К шестому типу относятся названия культового и религиозного характера (Колядичи, Покровка, Перуново, Христово, Святая Воля и др.).

Седьмой тип составляют названия, появившиеся на карте в XX в., – это новейшие переименования (Октябрь, Кирово, Дзержинск, Новый шлях и др.).

Восьмой тип составляют поселения, названия которых происходят от нерусских корней слов: литовские названия (Гемоны, Швейляны, Гудогай, Кайманы), латышские (Струсто, Кумпини, Ратюны, Дукели, Илгайцы, Рукши и др.), тюрские (Орда, Бабаево, Султаново, Сурды, Кораны, Барташи и др.) названия.

Девятый тип представлен невыясненными названиями, но закономерно повторяющимися на территории Беларуси (Буды, Осовец, Вулька, Корма, Жары, Крынки, Хидра и др.).

Десятый тип представлен единичными названиями невыясненного смыслового значения (Пятницы, Субботы, Дымово, Душево, Девятки, Шо и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.