Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в краеведение




УЧЕБНЫЙ БЛОК

Конспект лекций по дисциплине «краеведение»

Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Родиноведение, краеведение, регионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы «края», «региона» подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.

Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, экономику, образование, общественную и сословную жизнь.

Объектами изучения краеведения и регионоведения являются традиционные элементы материальной культуры края: заповедные территории, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.

Задачами курса является не только дать слушателю комплексные знания о прошлом и настоящем края, но и воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

В процессе изучения курса необходимо вырабатывать навыки работы с краеведческой литературой, иконографическим и картографическим материалом, бережного сохранения семейного архива, ведения дневника, составления своей родословной, ведения элементарных экскурсий и т.д.

Под краеведением понимается изучение исторических, политических, социально-экономических, географических, культурных, демографических, лингвистических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование какой-либо определенной территории (район, область), или страны в целом.

Выделяются следующие виды краеведения:

- историческое, которое изучает историю, археологию, архитектурные памятники и др.;

- географическое, которое делится на природное (геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные воды, почвы, растительный и животный мир) и экономическое (демография и хозяйство);

- этнографическое, изучающее культуру и быт народа;

- лингвистическое, которое делится на топонимику (наука о географических названиях), диалектологию (изучение местных говоров) и ономастику(исследования фамилий данного региона).

По формам организации краеведение в нашей стране делится на государственное, общественное и школьное.

В государственном краеведении изучения края занимаются научно-исследовательские институты, краеведческие музеи, библиотеки и другие учреждения. В общественном краеведении ведущая роль принадлежит местному населению: краеведам любителям, домам культуры, клубам и общественным организациям. Школьное краеведение предусматривает всестороннее изучение школьниками близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами.

Учебное пособие включает основные направления краеведения нашей страны. Структура учебника состоит из шести разделов. Первый и второй разделы посвящены истории развития краеведения Беларуси. третий посвящен историко-культурному наследию Беларуси. В четвертом разделе рассматриваются памятники архитектуры и садово-паркового искусства. Пятый всецело посвящен природному и экономическому краеведению. В шестом рассматривается туристско-краеведческая работа в Беларуси.

После каждого раздела приведены вопросы и задания для повторения. Глоссарий содержит основные определения по архитектуре, а также дан список дополнительной научной литературы историко-культурологического, страноведческого и географического характера, которая может быть использована студентами и слушателями при подготовке докладов и рефератов по краеведению родного края.

 

Раздел 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ БЕЛАРУСИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.