КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ 13. Искусство убеждения и публичное выступление
Науке убеждать собеседника издревле придавалось огромное значение. Величайшие умы человечества внесли в нее свой вклад. Она изучалась и изучается в лучших учебных заведениях мира. Еще в царской России ее преподавали даже в гимназиях, не говоря уже об университетах. Основные положения науки убеждать традиционно входили в курс риторики. Человек, владеющий приемами убеждения, получает большое преимущество в деловой беседе, при разрешении конфликтов, в выступлениях перед аудиторией и т.д. Существует два основных способа добиться того, чтобы собеседник поступил так, как хотите вы: • убедить, заинтересовать; • заставить. При этом первый способ требует аргументации, доказательств и определенного терпения. Если же ни то, ни другое не удается, придется идти на взаимные уступки, т.е. постараться достичь компромисса. Компромиссные соглашения весьма ненадежны, ибо понесенные потери подталкивают к невыполнению договоренностей. Наиболее высокие и надежные результаты достигаются не прессингом, а умением убеждать, поиском взаимовыгодных решений. При использовании принуждения неизбежно возникает обратная реакция - сопротивление. Процедура убеждения включает в себя четыре основных вида убеждающих воздействий: • информирование; • разъяснение; • доказательство; • опровержение. Существует несколько видов разъяснения: инструктивное, повествующее, рассуждающее. • Инструктивное разъяснение проводится тогда, когда от слушателя требуется запомнить, что и как надо сделать. • Повествующее разъяснение по степени изложения близко к рассказу. • Рассуждающее разъяснение имеет целью активизировать мыслительную деятельность слушателя. Для усиления воздействия приводятся аргументы «за» и «против», ставятся вопросы перед собой и слушателем. Доказательство строится на законах логики: законе тождества, законе противоречия, исключенного третьего и законе достаточного основания. При «убеждении—доказательстве» следует постоянно учитывать необходимость удовлетворения потребностей человека. Таким образом, можно сказать, что имеет место и четырнадцатое правило: «Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника». Потребности делят на пять уровней: 1) физиологические потребности (пища, вода, сон, жилье и т.д.); 2) потребность в безопасности, уверенности в будущем; 3) потребность принадлежать какой-то общности (семья, друзья, коллектив и т.д.); 4) потребность в уважении, признании; 5) потребность в самореализации, проявлении своих возможностей, а также духовные потребности. Человек охотно продвигается к более высокой ступени потребностей, удовлетворив низшую. Хорошо проверена (в частности, опытом удачных рекламных кампаний) классическая схема последовательного воздействия на сознание человека: внимание — интерес — желание — действие. Знающий язык жестов и поз «читает» собеседника, получая дополнительную информацию. Вместе с тем, мы бываем неубедительны, если наши жесты и позы не соответствуют произносимым словам. Привлечь и удержать внимание помогают визуальные средства: видеосюжеты, слайды, плакаты. Большой убедительностью обладают графики, схемы, диаграммы, табличный материал.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |