Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 18. Эмоционально-волевые резервы работоспособности руководителя и гигиена умственного труда




 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ РЕЗЕРВЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

РУКОВОДИТЕЛЯ

Руководство трудовыми коллективами в новых условиях хозяйствования становится все более сложным, все более ответственным, требующим все большей творческой отдачи от ру­ководителей, больших затрат физических сил и умственной энергии.

В новых условиях жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества ру­ководителя:

• упорство в работе;

• настойчивость и целеустремленность;

• воспитание потребности доводить начатое до конца.

Важной основой работоспособности делового человека является деятельное, хорошее на­строение. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фак­тор здоровья.

Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Необходи­мо применять рациональные приемы труда:

• прежде чем приступать к работе, надо все продумать;

• не начинайте работу без нужных материалов, инструментов;

• входите в работу постепенно;

• во время работы не отрывайтесь на ненужные дела;

• завершив работу, приведите в порядок рабочее место.

Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональ­ное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и рабо­тать в атмосфере доброжелательности.

Неблагоприятное воздействие на здоровье оказывает состояние стресса. Существуют две основные формы снятия стресса:

• изменение психотравмирующей ситуации;

• контролирование (регулирование) своего эмоционального состояния.

Труд менеджера требует периодического отдыха, смены рода занятий, локализации стрес­совых ситуаций. Большое распространение для уменьшения стресса получили различные ре­лаксационные методики и аутогенная тренировка.

Чтобы обрести спокойствие и научиться расслабиться, придерживайтесь следующих ре­комендаций.

1. Наилучший способ подготовиться к завтрашнему дню — хорошо выполнить сегодняш­ние дела.

2. Если возникла ситуация, рождающая у вас чувство беспокойства, то:

а) спросите себя: «А что произойдет в худшем случае?»;

б) спокойно разберитесь в ситуации и постарайтесь найти способ улучшить этот наихуд­ший вариант.

3. Чтобы не впадать в отчаяние, активизируйте свою деятельность.

4. Не теряйте душевного равновесия из-за пустяков.

5. Примиряйтесь с неизбежными обстоятельствами.

6. Не давайте себе увязнуть в неприятностях, умейте вовремя остановиться.

7. Думайте о светлом, бодритесь, и вы будете чувствовать себя веселым и добрым.

8. Попытка расквитаться с недругами выходит себе дороже. Не следует тратить время на людей, которых не любите.

9. Не будем огорчаться по поводу неблагодарности, будем находить радость, не ожидая благодарности, а отдавая ее.

10. Будьте практичными. Если судьба преподносит лимон, постарайтесь из него сделать лимонад.

11. Считайте свои удачи, а не несчастья.

12. Не думайте о себе, проявите интерес к другим людям. Старайтесь ежедневно делать что-то доброе, приносящее радость другим.

13. Не подражайте другим, будьте самим собой.

14. Помните, что несправедливая критика зачастую является скрытым комплиментом. Она означает, что вы вызвали зависть.

15. Поступайте так, как считаете следует поступать.

16. Ведите учет ошибок, которые вы совершили, будьте самокритичны. Не следует рассчи­тывать на собственное совершенство во всем.

17. Заведите блокнот для «вдохновенного чтения». Записывайте туда стихи, цитаты, вы­зывающие у вас чувство бодрости.

18. Не задерживайте слишком долго внимания на недостатках других людей.

19. Прежде чем лечь спать, составьте план работы на завтра.

20. Умейте расслабиться во время работы и отдыха.

21. Отдыхайте до того, как вы утомитесь.

22. Отнеситесь к своей работе с энтузиазмом.

Можно рекомендовать следующие способы расслабиться.

1. Почувствовав усталость, ложитесь на пол, подстелив одеяло или коврик. Вытянитесь, приняв удобное положение. Делайте это не реже двух раз в день.

2. Закройте глаза и дышите медленно. Повторяйте про себя: «Солнце светит. Небо голу­бое, прекрасное. Природа спокойна. Я спокоен и здоров».

3. Если вы не можете лечь на пол, то можете достигнуть эффекта, сидя на жестком стуле. Сидите прямо. Положите руки ладонями вниз на верхнюю часть бедра.

4. Напрягите пальцы ног, затем расслабьте. Далее, напрягите икроножные мышцы и рас­слабьтесь снова. Медленно двигайтесь таким образом вверх по телу, напрягая и расслабляя мышцы. Наконец, медленно вращайте голову в одну, а затем в другую сторону.

5. Успокойтесь с помощью медленного ритмичного дыхания. Оно является одним из луч­ших способов, чтобы успокоить нервы.

 

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гигиена умственного труда руководителя включает в себя заботу о своей нервной системе, работоспособности, умственном потенциале.

При выполнении напряженной работы для руководителя важна тренирован­ность нервной системы. Общение с домашними животными помогает снять стресс.

Нервная реакция и высокие нервные напряжения являются следствием непра­вильного поведения руководителя. С этим необходимо бороться.

Специалисты рекомендуют применение некоторых правил для раздражитель­ных людей:

не оставайтесь со своими неприятностями наедине;

• умейте вовремя отвлечься от забот;

• не впадайте в гнев;

• иногда уступайте;

• делайте что-нибудь хорошее для других;

• начинайте обычно с важного;

• не бывает совершенных людей;

• позвольте и другим быть самим собой;

• всех не перегонишь;

• не замыкайтесь в себе.

Огромный вред здоровью наносят курение и употребление алкоголя. Борьба с этими привычками — особая забота каждого делового человека.

Вот несколько эффективных способов, которые помогут помочь бросить курить:

• нужно решиться бросить курить;

• выработайте план;

• уничтожьте все имеющиеся у вас сигареты, запретите курить в кабинете и у себя дома;

• заявите во всеуслышание, что никогда больше курить не будете;

• повысьте физическую активность.

Здоровье должно быть не самоцелью, а средством для хорошего самочувствия, для реализации всех заложенных в человеке возможностей, для долгой жизни.

Каждый деловой человек должен придерживаться следующего распорядка жиз­недеятельности:

человеку, занимающемуся умственным трудом, в конце недели нужно полно­стью отключиться от деловой жизни;

• необходимо беречь свое вечернее время;

• деловой человек не должен проводить свой отпуск дома;

• организуя свою жизнедеятельность, руководитель должен учитывать свои личностные особенности.

Психологическая подготовка к управленческой деятельности. Психологи­ческая подготовка руководителя к работе рассматривает развитие особого управ­ленческого мышления, самосовершенствование, умение управлять своими чувст­вами и эмоциями.

Но руководитель должен уметь управлять не только своими чувствами, он дол­жен научиться управлять психологическим состоянием своих подчиненных.

Самоорганизация руководителя осуществляется в двух направлениях:

• технологическом;

• психологическом.

С психологической точки зрения мышление руководителя должно отличаться наличием установки на выработку таких личных особенностей, которые позволяют наилучшим образом решать встающие перед ним проблемы.

Самосовершенствование руководителя осуществляется с помощью следующих методов самовоспитания:

• Самооценка.

• Самоприказ.

• Самоободрение.

• Самовнушение.

• Саморегулирование.

• Самокорректировка.

• Самостимулирование.

Руководитель должен научиться управлять своими чувствами и эмоциями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.