КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ 20. Самоконтроль деятельности и результатов, оценка организации труда управленческого персонала
Время, продолжительность и регулярность контроля в определенной степени зависят от исполняемых задач и поставленной цели. В этой связи следует различать: • контроль процесса и осуществляемой деятельности; • контроль результатов (целевой контроль). Именно контроль за результатами служит улучшению, а в идеальном случае — оптимизации трудового процесса. Он позволяет выявить, были ли достигнуты поставленные цели, и произвести необходимую корректировку. Своевременный контроль за результатами деятельности позволяет учиться на возникающих ошибках, т.е. набираться опыта. Наука и практика сформулировали несколько обязательных принципов контроля: 1. Контроль должен быть разумным. 2. Контроль должен быть своевременным. 3. Контроль должен быть оперативным, упреждающим развитие событий. 4. Контроль должен быть постоянным. Контроль деятельности и времени может осуществляться следующими основными способами: 1. Запланированное время (целеустановка). Следует сформулировать и записать то, какие из важных задач можно было бы выполнять, если бы ежедневно вы имели на 1 ч больше времени в своем распоряжении. 2. Восприятие фактического течения времени и деятельности. С целью контроля за планируемым и затраченным временем необходимо регулярно в письменном виде фиксировать осуществляемые в течение недели виды деятельности, а также формулировать необходимые мероприятия по их оптимизации. 3. Разработка планируемого состояния. Проанализировав каждый вид деятельности в графе «Фактическое состояние» с точки зрения возможностей оптимизации трудового процесса в целях экономии времени, можно ответить на следующие вопросы, связанные с функцией контроля: • Что произойдет, если отказаться от данной деятельности? «Что произойдет, если эту деятельность полностью или частично делегировать? • Что произойдет, если эту деятельность осуществить в течение более короткого промежутка времени? • Если отрицательные последствия отсутствуют либо сведены к минимуму, то эту деятельность можно соответственно исключить, делегировать или осуществлять в более короткие сроки. 4. Сравнение «план —• факт» (контроль). Последним шагом в процессе осуществления контроля за деятельностью является попытка определить следующие моменты: • Насколько велика фактическая временная нагрузка? • Сколько времени может быть сэкономлено? • Какие меры по экономии времени необходимо предпринять? • Как можно со смыслом использовать сэкономленное время? Полученный в результате анализа рабочего времени опыт поможет выявить «поглотителей времени», вредные привычки. Чрезмерный контроль неизбежно приводит к свертыванию инициативы. В постановке контроля необходимо найти некую золотую середину. Тщательный самоконтроль — верная гарантия того, что не придется впоследствии ничего переделывать или изменять. Для плодотворного контроля за результатами собственной деятельности в течение дня можно воспользоваться различными вспомогательными вопросами, которые должны дать четкую характеристику проделанной работе. Наряду с применением подобного рода вопросников неплохо зарекомендовал себя так называемый метод «пяти пальцев», который ориентируется на начальные буквы названий пальцев. • М (мизинец) — мыслительный процесс: какие знания, опыт Я сегодня получил? • Б (безымянный палец) —• близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг? • С (средний палец) — состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? • У (указательный палец) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или чему «поспособствовал»? • Б (большой палец) — бодрость, физическая форма: каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал сегодня для своего здоровья, поддержания своей физической формы?
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА Оценка эффективности уровня организации труда менеджера производится по критериям, носящим количественный и качественный характер. К качественным показателям относятся: • научно-технический уровень управления (применение научных методов, организационной и вычислительной техники); • уровень квалификации работников управленческого аппарата (образование, опыт работы и др.); • обоснованность принимаемых решений работниками аппарата управления; • достоверность и полнота информации, которой располагает управляющая система; • уровень культуры управления (характеризуется практикуемым стилем руководства, количеством конфликтных ситуаций и т.д.); • уровень культуры труда работников аппарата управления (использование рабочего времени, режим дня, условия труда). Количественными показателями являются: • трудовые — соотношение численности руководителей, ИТР, служащих и рабочих; фактическая трудоемкость выполняемых управленческих работ по сравнению с нормативной; величина затрат управленческого труда на один рубль объема производства; • финансовые — величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы персонала. Уровень организации труда руководителя определяется при помощи двух групп методик: 1) оценки качества труда; 2) оценки результатов труда. Методика оценки качества труда ориентирует руководителя на рациональное использование рабочего времени, улучшение дисциплины и т.д. Методика оценки результатов труда включает в себя два наиболее эффективных способа расчета эффективности труда менеджера: • метод экспертных оценок; • метод экспертного нормирования. Предложен ряд формул для расчета экономической эффективности совершенствования организации управленческого труда. Метод экспертных оценок. Его сущность заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки мнение экспертов принимается как решение проблемы. Область применения метода экспертных оценок весьма широка: • оценка эффективности работы руководителей и специалистов; • определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; • определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения и др. Метод экспертного нормирования. Метод экспертного нормирования заключается в том, что формирование нормативов осуществляется группой высококвалифицированных специалистов-экспертов на основе оценки потенциала работника, количества и качества труда, исходя из собственного опыта в выполнении данной работы или научного прогноза. Правомерность оценок экспертов проверяется методами ранговой корреляции. Сущность метода экспертного нормирования управленческого труда заключается в исследовании, систематизации и оценке фактических затрат труда и сроков выполнения функциональных обязанностей, определяемых экспортно самим работником управления по базовым предприятиям, статистической оценке достоверных данных, корректировке данных с учетом квалификации кадров, объема информации и применяемых технических средств с помощью поправочных коэффициентов, определения средневзвешенных значений трудоемкости и сроков решения задач. Метод экспертного нормирования управленческого труда имеет ряд преимуществ. Во-первых, затраты на разработку экспертных нормативов значительно ниже в расчете на одну задачу управления, чем затраты при использовании других методов. Некоторое снижение точности экспертных нормативов и возможный ущерб от их применения компенсируются значительно более низкими затратами на их разработку. Во-вторых, они могут быть использованы для единообразного нормирования труда руководителей и специалистов. В-третьих, привлечение кадров управления в качестве экспертов для разработки нормативов по своей должности снижает психологический барьер к последующему применению нормативов.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |