![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон спроса
Рыночная экономика характеризуется взаимоотношениями производителей и потребителей материальных благ, причем поведение как тех, так и других, подчиняется определенным законам. Потребители материальных благ ведут себя на рынке по закону спроса. Спрос - это желание и способность людей покупать товары. Спрос основывается на покупательской способности и предельной полезности товара. Формулировка закона спроса вытекает из следующих основ поведения покупателей на рынке:1) эффект замещения; 2) эффект дохода. Эффект замещения работает, когда цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними. В этом случае покупатели стремятся замещать основным товаром те товары, которые он использовал ранее. Эффект дохода выражается в том, что если цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою покупательную способность, приобретая больше различных вещей и чаще всего покупая именно больше того товара, который подешевел. Закон спроса - это принцип, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар, т.е. при увеличении цены данного товара объем спроса сокращается, а при снижении цены данного товара объем спроса растет в определенный период времени, при прочих равных условиях. Объем спроса - это количество данного товара, которое желает купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени, при определенных условиях. К числу таких условий относится цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения покупателей, ожидания и т. д. Цена спроса - это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара. Графически закон спроса выражается кривой спроса, которая имеет отрицательный наклон.
P, д.ед. D
P1
P2
Q1 Q2 Q, шт
QДА = F (PA, PB… PY, I, H, T…)
неценовые факторы
или если остальные факторы постоянны:
QДА = F(PA), гдеQДА – объем спроса на товар A PA – цена товара А PB… PY – цены других товаров I – доходы потребителя H – вкусы и предпочтения T – налоги
Например, QДА = 42-0,8P
Различают изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены данного товара. Графически происходит перемещение вдаль кривой спроса. Изменение спроса происходит при изменении неценовых факторов и графически отражается в перемещении кривой спроса вправо вверх при его увеличении или влево вниз при его снижении.
P, д. P, д. ед. ед
P1 P1 D D1 P2 D
Q Q1 Q, шт Q1 Q2 Q, шт
Изменение спроса. Изменение объема спроса.
Выделяют индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос определяется простым суммированием индивидуальных спросов. На изменение спроса, прежде всего, оказывают влияние следующие факторы: 1) Изменение цены другого товара. В этой связи рассматривают взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Взаимозаменяемые товары – это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар, а взаимодополняемые товары - это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар. Одни и те же пары товаров могут быть как взаимозаменяемыми,так и взаимодополняемыми, в зависимости от отношения к ним покупателей; эти термины не отражают внутренних свойств товаров. 2) Изменение доходов потребителей. С ростом доходов спрос на абсолютное большинство товаров увеличивается. Различают нормальные товары и неполноценные товары (некачественные). Нормальный товар - это товар, спрос на который растет, при росте потребительских доходов, т.е. люди покупают больше данного товара, при прочих равных условиях, если их доходы вырастают. Неполноценный товар - это товар, спрос на который падает при росте потребительских доходов, т.е. люди покупают в меньших количествах данный товар если их доходы возрастают. 3) Изменение ожиданий. Этот фактор так же может изменить спрос. Если по какой-то причине люди ожидают, что цена на товар возрастет, то они, конечно, будут стремиться купить товар до ожидаемого изменения. 4) Изменение вкусов и предпочтений потребителей. В законе спроса есть исключение - это товары Гиффена – товары, на которые увеличивается спрос при повышении цен.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |