Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Система стандартизации в РФ




Порядок изменения и отмены технического регламента

Структура технического регламента

Требования, включаемые в технический регламент

Порядок и стадии разработки технического регламента

Технология разработки технического регламента

Отмена стандарта

Пересмотр стандарта

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

При согласии с предложением об отмене стандарта ТК направляет в национальный орган по стандартизации следующую документацию:

· сопроводительное письмо, подписанное председателем ТК;

· протокол заседания ТК, содержащий предложение об отмене стандарта и информацию о том, какой документ будет действовать взамен или сообщение об отмене стандарта без замены;

· документы, подтверждающие согласование возможности отмены стандарта с органами государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт.

Национальный орган по стандартизации регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе за 3 месяца до даты отмены стандарта.

Технический регламент - нормативный документ в системе технического регулирования, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Законом о техническом регулировании предусмотрен следующий порядок и стадии разработки технического регламента.

1) О разработке проекта Технического регламента Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии должно опубликовать уведомление, которое должно содержать информацию о виде продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, относительно которых будут устанавливаться разрабатываемые требования.

Уведомление должно содержать также краткое изложение цели этого технического регламента, обоснование необходимости его разработки и указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта этого технического регламента.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта Технического регламента этот проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления.

2) Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким их изложением и результатов их обсуждения. Все письменные замечания заинтересованных лиц должны сохранятся разработчиком до вступления в силу технического регламента.

Срок публичного обсуждения проекта Технического регламента не может быть меньше двух месяцев.

3) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента также публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или Ф.И.О. разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии - адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

4) После публичного обсуждения проекта технического регламента любой субъект, обладающий правом законодательной инициативы, вправе внести этот проект в виде проекта федерального закона о техническом регламенте на обсуждение Государственной Думы РФ. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы по подобного рода вопросам обладают Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Вместе с проектом федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу вносят следующие документы:

· обоснование необходимости принятия закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта технического регламента;

· финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

· документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;

· документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;

· перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

5) Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

6) Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Поправки к принятому в первом чтении проекту закона публикуются не позднее чем за месяц до проведения Государственной Думой второго чтения проекта закона о техническом регламенте.

7) Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, также направляется Государственной Думой в Правительство РФ не позднее чем за месяц до его рассмотрения во втором чтении. На подготовленный ко второму чтению проект федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ в течение месяца дает свой отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Кроме общего порядка принятия технического регламента, Закон о техническом регулировании предусматривает и особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это особый порядок допускает принятие технического регламента, минуя Государственную Думу, и без принятия соответствующего федерального закона. Такое возможно в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, и в случаях, когда для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этих случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения, придав ему обязательный характер своим указом.

Затем Технический регламент принимается Государственной Думой как федеральный закон, или, в исключительных случаях, вводится указом Президента РФ.

Требования, включаемые в технический регламент. Технический регламент должен быть направлен на достижение следующих целей:

1) безопасность жизни или здоровья граждан;

2) безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

3) охрана окружающей среды;

4) охраны жизни или здоровья животных и растений;

5) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Что касается первой группы требований (и в какой-то степени третьей и четвертой), то Закон о техническом регулировании содержит список показателей, которые могут включаться в технический регламент, причем этот список не может быть изменен. Он включает следующие показатели:

1) безопасность излучений;

2) биологическая безопасность;

3) взрывоопасность;

4) механическая безопасность;

5) пожарная безопасность;

6) промышленная безопасность;

7) термическая безопасность;

8) химическая безопасность;

9) электрическая безопасность;

10) ядерная и радиационная безопасность;

11) электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

12) единство измерений.

Из Закона о техническом регулировании следует, что технический регламент не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам объектов технического регулирования, поскольку такие требования должны регулироваться рынком, а не административными мерами. К ним относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики совместимости с другими изделиями и т.п.

Не должны содержаться в техническом регламенте требования к конструкции и исполнению объекта технического регулирования.

Способы формирования требований к объектам технического регулирования.

Используются следующие способы формирования требований к объектам технического регулирования.

1) Анализируются действующие нормативные требования к объекту, изложенные во всех нормативных документах (ГОСТах, СанПиНах и т.д.), а затем отбрасываются не относящиеся к безопасности и несоответствующие идеологии реформы. Оставшиеся нормы и требования сравниваются с международными стандартами, после чего принимается решение о включении их в регламент.

2) Берутся требования, установленные международными нормами, которые после предварительного анализа и сравнения с действующими российскими включаются в технический регламент.

Требования и нормы, включаемые в технический регламент, должны быть указаны явно, без ссылок. Ссылки допускаются только на правила и методы измерений, правила отбора образцов для проведения измерений, необходимые для применения технических регламентов. Во всех остальных случаях требования и нормы следует записывать в виде конкретных значений показателей и параметров таким образом, чтобы они могли быть количественно измерены или оценены в процессе исследований и испытаний.

Требования к производственным процессам. Кроме требований, обеспечивающих безопасность конечного объекта регулирования с точки зрения его потребления, устанавливаются требования, обеспечивающие безопасность производственного процесса и его элементов для работников, занятых в этом процессе, и для окружающей среды.

Если требования к производственному процессу и его элементам не превышают норм, установленных для соответствующих объектов общими техническими регламентами, то их не нужно помещать в специальный технический регламент. В этом случае нужно сослаться на соответствующий общий технический регламент.

Требования к указанным объектам технического регламента:

· в регламент включаются только требования, обеспечивающие безопасность работников, занятых в производстве, и окружающей среды;

· конкретность требований и возможность их количественного измерения;

· недопустимость включения в регламент требований к качеству, функциональных свойств и т.п.;

· недопустимость включения требований, относящихся к накапливаемым во времени свойствам, способным причинить вред не сразу, а после преодоления определенного порога накопления.

В технический регламент в общем случае рекомендуется включать структурные элементы, отражающие следующие вопросы:

1) объекты технического регулирования;

2) терминология;

3) общие положения для размещения на рынке;

4) требования безопасности;

5) положение о свободном перемещении;

6) подтверждение соответствия;

7) оценка соответствия;

8) управление перечнем стандартов;

9) контроль и надзор на рынке;

10) назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента;

11) переходный период.

Типовой шаблон федерального закона о техническом регламенте разработан с целью придания проектам специальных технических регламентов по возможности унифицированной формы, соответствующей общим требованиям к оформлению проектов федеральных законов РФ, а так же особенностям проектов специальных технических регламентов, предусмотренных Законом о техническом регулировании.

Основу шаблона составляют ключевые стандартные и практически неизменяемые формулировки, принятые при написании проектов федеральных законов вообще и проектов федеральных законов о технических регламентах в частности.

Типовой шаблон имеет следующую структуру.

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Цели и сфера применения Федерального закона.

Статья 2. Правила идентификации продукции и процессов ее производства (эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Статья 3. Основные понятия.

Глава 2. Требования по безопасности продукции.

Статья 4. Требования по безопасности продукции.

Статья 5. Требования к информации для приобретателя и маркировке продукции.

Глава 3. Требования по безопасности производства продукции.

Статья 6. Требования по безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасному использованию прилегающих территорий.

Статья 7. Требования к безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования (включая требования по электромагнитной совместимости).

Статья 8. Требования по пожарной безопасности производства.

Статья 9. Требования биологической (санитарно–эпидемиологической) безопасности производства.

Статья 10. Требования экологической безопасности производства (включая прилегающие территории).

Статья 11. Требования ядерной и радиационной безопасности производства.

Глава 4. Оценка соответствия продукции требованиям безопасности.

Статья 12. Оценка соответствия продукции до выпуска ее в обращение.

Статья 13. Оценка соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона.

Статья 14. Формы подтверждения соответствия.

Статья 15. Декларирование соответствия продукции.

Статья 16. Принятие заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств.

Статья 17. Принятие заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Статья 18. Сертификация.

Статья 19. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Статья 20. Государственный контроль (надзор) безопасности продукции на стадии обращения.

Глава 5. Оценка соответствия производства продукции требованиям безопасности.

Статья 21. Технический надзор.

Статья 22. Пожарный надзор.

Статья 23. Санитарно - эпидемиологический надзор.

Статья 24. Экологический надзор.

Статья 25. Метрологический надзор.

Глава 6. Заключительные и переходные положения.

 

В случае несоответствия действующего технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или его отмены.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляются в порядке, предусмотренном ст.9 и 10 Закона о техническом регулировании в части разработки и принятия технических регламентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.