Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная конкуренция




Понятие конкуренции, ее роль в рыночной экономике.

НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ТЕМА 7. ПОТРЕБИТЕЛИ И ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ

 

Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция - фор­ма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция между покупа­телями, между покупателями и продавцами, в результате которой форми­руется рыночная цена, конкуренция между продавцами - неотъемлемая черта рынка. Данная тема посвящена характеристике конкуренции между продавцами (производителями). На практике конкуренция между продав­цами, предполагающая равные условия хозяйствования для всех, часто со­седствует со свои антиподом - монополией, означающей господство на рынке отдельного продавца.

Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции - основа конкуренции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объек­тивно возникает состязание, соревнование - конкуренция.

Конкуренция (от латинского слова "конкурере " - столкновение) - это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция - это борьба за достижение лучших условий доступа к огра­ниченным ресурсам общества.

Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решают­ся вопросы: "Что? Как? Для кого?" следует производить. Конкуренция -способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к со­кращению объемов производства данного товара и к уменьшению ресур­сов, вкладываемых в данное производство. Если спрос больше предложе­ния, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них стре­мится предложить более высокую цену за дефицитный товар - цена по­вышается, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.

Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен про­изводить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что фак­торы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них суще­ствует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление мак­симизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпри­нимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки произ­водства. В конкурентной борьбе каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупателям и экономическому благосос­тоянию общества в целом.

Конкуренция распределяет доход в соответствии с вкладом и эффек­тивностью использования факторов производства. Эффективное использо­вание ресурсов обеспечивает получение прибыли. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения:

· креативное (созидательное), направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

· приспособленческое, учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

· обеспечивающее (гарантирующее), направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают: «лидеров» (фирмы, на долю которых приходится до 40% рынка); «претендентов на лидерство» (до 30% рынка); «ведомых» (до 20% рынка); «новичков» (до 10% рынка).

Очевидно, что «ведомые» менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а наиболее энергичными, атакующими конкурентами выступают «новички».

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между производителями аналогичных товаров) и межотраслевой (между производителями различных отраслей).

Существуют разные методы конкурентной борьбы:

· ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену на свою продукцию. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления монопольно низкой цены на продукцию;

· неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции; выпуск новой продукции; создание товаров-заменителей; послепродажное обслуживание, реклама.

Все это - методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной продукции, более высокого качества, по более низким ценам).

Наряду с добросовестной, честной конкуренцией существует «недобросовестная, нечестная» конкуренция, под которой понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества и эффективности производства, а с использованием таких методов, как:

· продажа по цене ниже себестоимости;

· установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

· ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

· недобросовестное копирование товаров конкурентов;

· нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

· промышленный шпионаж и др.

От недобросовестной конкуренции выигрывают производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран с рыночной экономикой.

Итак, конкуренция - это необходимый инструмент рыночного меха­низма, достижения рыночного равновесия. Однако степень развитости конкуренции на разных рынках может быть различной.

Именно степень конкурентности рынка, ее формы и методы определяют структуру рынка - такие его основные черты, как: количество и размер фирм, функционирующих на рынке, характер производимых ими товаров, степень контроля над ценами со стороны отдельных участников рынка, легкость вхождения на рынок и выхода с рынка, доступность ры­ночной информации.

В зависимости от сочетания этих характеристик различают:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок несовершенной конкуренции.

Сущность и основные черты совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция - это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации ры­ночной экономики, «чистому», немодифицированному рынку.

Рынку совершенной конкуренции, или классическому конкурентному рынку, свойственны следующие черты (признаки):

- значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

- объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме рыночного предложения, что отдельная фирма повлиять на цену не может;

- всеми продавцами предлагается однородная, стандартная продукция;

- все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

- свобода входа и выхода: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

При соблюдении этих условий все участники рынка оказываются в действительно равноправном положении. Такой рынок позволяет перерас­пределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий, так как в условиях совершенной конкуренции производитель может увеличить свою прибыль, лишь снизив издержки производства.

Рынок, характеризующийся такими чертами, называют "идеальным", или "свободным". В реальной жизни каждый из этих признаков рынка мо­жет нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены, между продавцами заключаются соглашения в целях давления на покупателей, наличие коммерческой тайны препятствует получению полной информа­ции и т.д.

Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в. В XXI в. совершенная конкуренция - явление редкое. С неко­торыми оговорками к такому типу рынка сегодня можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, товарные бир­жи, валютные, фондовые рынки.

На большей же части рынков конкуренция ограничена или вообще отсутствует.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.