КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи экономического механизма управления природопользованием
Экономическая эффективность природопользования Экономическое стимулирование рацонального ресурсопользования и природоохранной деятельности Оценка ущерба окружающей среде Экологическое страхование Финансирование природоохранной деятельности Платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи за пользование природными ресурсами Эколгизация налоговой системы Элементы экономического механизма регулирования приподопользования Принципы экономического механизма управления природопользованием Цели и задачи экономического механизма управления природопользованием Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Становление экономического механизма управления природопользованием происходило исторически с развитием форм собственности и рыночных отношений, ростом потребностей в природных ресурсах и влиянием процессов природопользования на окружающую среду, исследований по проблемам природопользования, экономической теории, прикладных наук по природопользованию и экологии, в том числе исследующих их экономические аспекты. Современная теория формирования экономикоорганизационного механизма регулирования природопользования начала свое становление в основном во второй половине XX в. на основе учений о биосфере и ее высшей стадии развития — ноосфере. Методологической базой экономического механизма регулирования природопользования явились труды по природопользованию, экологии и экономике по охране окружающей среды и природопользованию многих представителей научных зарубежных и отечественных школ. Создание экономического, организационного и правового механизма природопользования требует не только осознания научных основ развития и функционирования природных систем, являющихся источником жизнеобеспечения, но и необходимости поддержания равновесия в биосфере и в отдельных экосистемах. Поэтому подход к природопользованию на основе учения о ноосфере и концепции устойчивого развития требует учета необходимости сотрудничества в масштабах планеты с учетом разработки принципов, процедур и механизмов, которые бы применялись во всех регионах мира, странах и их административно-экономических и территориальных единицах. По существу цивилизованное мировое сообщество создает новую систему ценностей природы, которая будет способствовать рационализации структуры производства и потребления, достижению более высокого уровня общественного благосостояния и жизненного уровня населения, улучшению качества образа жизни и оптимального потребления природных ресурсов. Основными требованиями к рациональному использованию и охране недр являются: 39. соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 40. обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 41. проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 42. проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 43. обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 44. достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 45. охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 46. предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 47. соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 48. предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 49. предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения. Механизм природопользования формируется в конкретных условиях развития общества, производства и экономики под влиянием мировой и государственной экономической политики. В конце XX в. экономический механизм природопользования в своей концептуальной форме был разработан и продолжает совершенствоваться в развитие принятых в 1992 г. 178 государствами на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия) программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития и сохранения экосистемы Земли. С современных позиций устойчивого развития экономики, учитывающих отечественный и мировой опыт, проблемы, цели и задачи экономического механизма управления природопользованием исследованы и изложены в трудах многих зарубежных и отечественных ученых. Исходя из теории экономического благосостояния и связанного с ней критерия оптимальности, разработанного Вильфредом Парето (оптимальность по Парето), главным законом в XXI в. может быть провозглашение принципа, что создание собственного благополучия должно осуществляться без ущерба другим членам общества и природе. При этом потребление жизненных благ каждым членом общества, отдельным государством и в целом мировым сообществом не должно превышать возможностей (пороговых значений) в удовлетворении этих потребностей, за которыми начинается деградация окружающей среды и дестабилизация в обществе. В исследовании глобальных проблем механизма регулирования природопользования выделяют три уровня: - международный; - экосистемный; - национальный. На международном уровне управления решаются задачи глобальные: предотвращение планетарных экологических катастроф и др. На экосистемном уровне решаются задачи восстановления и сохранения отдельных экосистем. На национальном уровне решаются задачи охраны жизни и здоровья населения, растительного и животного мира, сохранения генетического фонда. На национальном уровне такой страны, как Россия необходимо выделить следующие подуровни экономикоорганизационного механизма регулирования природопользования: - макроэкономический; - мезоэкономический; - микроэкономический. К способам решения эколого-экономических проблем относятся: 38) совершенствование действующих и создание новых международных структур управления в области охраны окружающей среды; 39) совместные решения экологических проблем на основе экосистемного соглашения между органами (субъектами) отдельных стран; 40) нормирование, сертификация, совершенствование налоговой системы, структур управления, разработка законодательных и нормативных правовых актов, экологическое образование и воспитание; 41) установление ограничений на выбросы загрязненных веществ, влияющих на глобальные и мировые экосистемы (озоновый слой, тепловой режим планеты и др.); 42) экономическое стимулирование внедрения ноосферных технологий, снижение потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды отдельными странами; 43) установление критических нагрузок антропогенных воздействий на экосистему. Для формирования экономического механизма управления природопользованием важно сочетание процессов природопользования с требованиями по экологической защите окружающей среды. Государственная политика России в области природопользования и экологии включает необходимость соблюдения следующих основных принципов: 50. признание невозможности развития общества при деградации природы; 51. соблюдение справедливого распределения благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним; 52. приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов; 53. упреждающие действия по предотвращению негативных экологических последствий от различных видов хозяйственной деятельности до их реализации; 54. учет отдельных экологических последствий; 55. предосторожность, заключающаяся в отказе от проектов, связанных с воздействием на природные системы, если последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно; 56. плотность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде; 57. открытость экологической информации; 58. демократическое управление реализаций экологической политики, включающее участие граждан общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений. Экономический механизм управления природопользованием, несмотря на его более чем полувековую разработанность и наличие многочисленных исследований, находится в стадии формирования. Во многом это связано как со сложностью самой проблемы, так и с общим состоянием экономики нашей страны. Для России как одной из самых богатых природными ресурсами стран с огромной территорией, в которой сельскохозяйственные угодья составляют 13 %, леса — 51 %, поверхностные воды (включая болота) — 13 %, с незначительной средней плотностью населения — 8,5 чел/км2 выбор целевых ориентиров в концепции природопользования приобретает чрезвычайно важное политико-экономическое и социальное значение. Пока что российская экономика ориентирована на рост ресурсопотребления в природной среде. Производство нефти в России составляет около 17 % мирового объема, газа —25 %, однако российский внутренний рынок постоянно страдает от недопоставок энергетических ресурсов сельскому хозяйству, промышленным предприятиям и т.п. Россия имеет самые большие и плодородные земли в мире — черноземы, занимающие большие пространства. При этом она продолжает закупать в огромных количествах импортную продовольственную продукцию, а 90 % минеральных удобрений идет на экспорт и тем самым наносится огромный экономический ущерб собственному сельскому хозяйству и животноводству. Например, 1 т минеральных удобрений эквивалентна нескольким тоннам «условного» зерна, стоимость которого значительно превышает экспортную цену произведенного заводским способом удобрения. Наша страна богата лесами, но население закупает импортную бумагу и мебель зарубежных фирм, а лучшая древесина идет на экспорт. Можно сделать вывод, что все природно-продуктовые цепочки неэффективны в настоящем времени по отношению к национальной экономике и не соответствуют принципам роста благосостояния населения страны. Россия «обречена» быть страной, осуществляющей экспорт продукции, производимой из своего природного сырья в силу своего уникального размещения в мире, необходимости интеграции в мировую экономику и своего нынешнего экономического положения. Поэтому проблема заключается в нахождении оптимальных путей природопользования в стране, которые будут соответствовать, по крайней мере, основным целям, а именно: 59. заботе о будущих поколениях россиян в отношении их обеспеченности природными ресурсами; 60. справедливому распределению благ для всего живущего в стране населения от использования природных ресурсов; 61. совершенствованию технологических процессов добычи и переработки природного сырья в направлении эффективного использования природных ресурсов, расширения номенклатуры, ассортимента и объемов производимой продукции, улучшения ее качества и снижения себестоимости; обеспечению охраны окружающей среды. Достижение этих целей требует оптимизации природнопродуктовых цепочек ценностей и в дальнейшем всей природно-продуктовой системы. По традиционной логике экономика природопользования ориентирована на конечный результат, который является неоднозначным. Забота о будущих поколениях жителей нашей страны требует решения задач рационального использования природных ресурсов: повышение увеличения выхода готовых видов продукции по отношению к используемым для их производства видов сырья и материалов. В общем виде речь идет о снижении экологической опасности наших производств и в целом — об улучшении экономики природопользования и охраны окружающей среды в стране. Комплексное использование природных ресурсов связано как с использованием вещественного состава и свойств конкретного природного ресурса, так и с использованием соседних природных благ. Например, если добыча одного природного ресурса влечет потери других, то необходима реализация проекта, предусматривающего комплексное их использование или отсрочка реализации проекта в целях его доработки до выполнения требуемых условий, среди которых можно назвать: 62. сочетание сроков и объемов использования природного ресурса со сроками равноценного обеспечения потребности в нем до перехода, например, на новое месторождение или до появления заменителя используемого ресурса; 63. ведение в обязательном порядке исследований по поиску и разработке ресурсозаменителей. Любой ресурс является исходным звеном в удовлетворении той или иной общественной потребности. При этом потребность может иметь устойчивый характер и превышать его имеющиеся объемы во множество раз. Поэтому, чтобы избежать проблем (временных или длительных), необходимо применительно к конкретной потребности осуществлять разработки по нескольким возможным направлениям формирования цепочек ее удовлетворения. Идея подобного программно-целевого подхода к использованию природных ресурсов предполагает построение природно-сырье-продуктовых вертикалей (цепочек), а с учетом поиска ресурсозаменителей приобретает стратегическую направленность. В становлении механизма регулирования природопользования центральное место занимают экономические элементы (методы) управления использованием природных ресурсов. Для их реализации необходима отлаженная система экономической оценки природных ресурсов, экологических благ, отходов и загрязнений, наносимых природопользованием экологических и иных ущербов, финансирование разработки и внедрения природоохранных мероприятий и проектов. В теоретическом и прикладном аспектах для условий рыночной экономики нужны не просто стоимостные методы оценок природных ресурсов, отходов, загрязнений и природных благ, но и методы определения цен. Вне зависимости от идеологических подходов в экономике убедительным доводом является цена, позволяющая устранить иллюзию «дарового» характера природных и антропогенных объектов и явлений и стать эффективным инструментом государственного и рыночного механизмов регулирования природопользования, выбора стратегических целей и альтернативных решений в использовании природных ресурсов.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |