Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МетодРисование_квадрата интерфейс 1 страница




Классы

Задание 1. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.

  1. Мышечная ткань образована:
    а) только одноядерными клетками;
    б) только многоядерными мышечными волокнами;
    в) плотно прилегающими друг к другу двуядерными волокнами;
    г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами. +
  2. Клетками поперечнополосатой исчерченности, составляющими волокна и взаимодействующими между собой в местах контактов, образована мышечная ткань:
    а) гладкая;
    б) сердечная; +
    в) скелетная;
    г) гладкая и скелетная.
  3. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной тканью:
    а) костной;
    б) хрящевой;
    в) рыхлой волокнистой;
    г) плотной волокнистой. +
  4. Передние рога серого вещества спинного мозга (“крылья бабочки”) образованы:
    а) вставочными нейронами;
    б) телами чувствительных нейронов;
    в) аксонами чувствительных нейронов;
    г) телами двигательных нейронов. +
  5. Передние корешки спинного мозга образованы аксонами нейронов:
    а) двигательных; +
    б) чувствительных;
    в) только вставочных;
    г) вставочных и чувствительных.
  6. Центры защитных рефлексов - кашля, чихания, рвоты находятся в:
    а) мозжечке;
    в) спинном мозге;
    в) промежуточном отделе головного мозга;
    г) продолговатом отделе головного мозга. +
  7. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:
    а) сморщиваются;
    б) набухают и лопаются;
    в) слипаются друг с другом;
    г) остаются без внешних изменений. +
  8. Кровь течет быстрее в сосудах, суммарный просвет которых:
    а) наибольший;
    б) наименьший; +
    в) средний;
    г) несколько выше среднего.
  9. Значение плевральной полости заключается в том, что она:
    а) защищает легкие от механических повреждений;
    б) предотвращает перегрев легких;
    в) участвует в удалении из легких ряда продуктов обмена веществ;
    г) уменьшает трение легких о стенки грудной полости, участвует в механизме растяжения легких. +
  10. Значение желчи, вырабатываемой печенью и поступающей в двенадцатиперстную кишку, заключается в том, что она:
    а) расщепляет трудно перевариваемые белки;
    б) расщепляет трудно перевариваемые углеводы;
    в) расщепляет белки, углеводы и жиры;
    г) повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечными железами, облегчает расщепление жиров. +
  11. Светочувствительность у палочек:
    а) не развита;
    б) такая же, как у колбочек;
    в) выше, чем у колбочек; +
    г) ниже, чем у колбочек.
  12. Медузы размножаются:
    а) только половым путем;
    б) только бесполым путем;
    в) половым и бесполым путями;
    г) некоторые виды только половым, другие - половым и бесполым путями. +
  13. Почему у детей появляются новые признаки, не свойственные родителям:
    а) так как все гаметы родителей разносортные;
    б) так как при оплодотворении гаметы сливаются случайно;
    в) у детей родительские гены сочетаются в новых комбинациях; +
    г) так как одну половину генов ребенок получает от отца, а другую – от матери.
  14. Зацветание некоторых растений только в условиях дня представляет собой пример:
    а) апикального доминирования;
    б) положительного фототропизма; +
    в) отрицательного фототропизма;
    г) фотопериодизма.
  15. Фильтрация крови в почках происходит в:
    а) пирамидках;
    б) лоханках;
    в) капсулах; +
    г) мозговом слое.
  16. При образовании вторичной мочи в кровяное русло возвращаются:
    а) вода и глюкоза; +
    б) вода и соли;
    в) вода и белки;
    г) все выше перечисленные продукты.
  17. Впервые среди позвоночных животных у земноводных появляются железы:
    а) слюнные; +
    б) потовые;
    в) яичники;
    г) сальные.
  18. Молекула лактозы состоит из остатков:
    а) глюкозы;
    б) галактозы;
    в) фруктозы и галактозы;
    г) галактозы и глюкозы.

+

  1. На рисунке изображены
    синицы. Московка (Parus ater) представлена под номером:
    а) 1;
    б) 2;
    в) 3; +
    г) 4.
  2. Двулетним растением является:
    а) рожь;
    б) левкой;
    в) мать-и-мачеха;
    г) лопух. +
  3. Листья остаются зелеными до самых заморозков и снега у:
    а) сирени; +
    б) клена;
    в) лещины;
    г) березы.
  4. Вещества, придающие окраску лепесткам венчика цветка, в основном содержатся в:
    а) цитоплазме;
    б) оболочке;
    в) ядре;
    г) клеточном соке. +
  5. Рассыпчатость спелого яблока объясняется:
    а) разрушением части клеток;
    б) появлением в процессе созревания межклетников;
    в) прекращением роста клеток;
    г) разрушением межклеточного вещества. +
  6. На рисунке изображен Аристотелев фонарь, представляющий собой, впервые описанный Аристотелем и сравненный им по форме с греческим светильником, ротовой (челюстной) аппарат:
    а) головоногих моллюсков;
    б) морских ежей; +
    в) морских змей;
    г) кистеперых рыб.
  7. Покровные ткани растений образованы:
    а) живыми клетками;
    б) мертвыми клетками;
    в) живыми клеками, но без ядер;
    г) некоторые виды - живыми, некоторые - мертвыми клетками. +
  8. Высшие растения произошли от:
    а) бурых и красных водорослей;
    б) риниофитов и сине-зеленых водорослей;
    в) риниофитов и бурых водорослей;
    г) зеленых водорослей. +
  9. У плодоносящей земляники корневая система образована:
    а) главным и боковыми корнями;
    б) боковыми и придаточными; +
    в) боковыми;
    г) придаточными.
  10. У гороха побег:
    а) вьющийся;
    б) ползучий;
    в) лазящий; +
    г) лежачий.
  11. Основная функция столбчатой ткани листа:
    а) газообмен;
    б) испарение воды;
    в) накопление воды;
    г) фотосинтез.

+

  1. На рисунке представлен пример межвидовых отношений, называемый:
    а) паразитизм;
    б) мутуализм;
    в) комменсализм;
    г) симбиоз.

+

  1. Неверным является суждение:
    а) кошачьи - семейство отряда хищных;
    б) ежи - семейство отряда насекомоядных;
    в) заяц - род отряда грызунов; +
    г) тигр - вид рода пантера.
  1. На рисунке изображен узел побега конского каштана с листьями, различающимися по форме, величине и структуре. Подобные явления носят название:
    а) анизофиллия; +
    б) анизотропия;
    в) гетерофиллия;
    г) гетеростилия.
  2. Концентрация этого вещества в Боуменовых капсулах здоровой почки равняется 0,1, в то время как концентрация данного вещества в моче в норме равна нулю. Это вещество:
    а) фосфат кальция;
    б) глюкоза; +
    в) мочевина;
    г) хлористое железо.
  3. Общей тенденцией в эволюции насекомых является:
    а) увеличение размеров;
    б) уменьшение размеров; +
    в) у одних групп наблюдается тенденция к увеличению, у других - к уменьшению;
    г) размеры никак не связаны с процессом эволюции.
  4. Для клетки высших растений в отличие от животной клетки характерно:
    а) отсутствие веретена деления в митозе;
    б) отсутствие центриолей; +
    в) репликация хромосом;
    г) исчезновение ядерной мембраны в митозе.
  5. Наибольшую длину хромосома имеет во время:
    а) интерфазы; +
    б) профазы;
    в) анафазы;
    г) телофазы.
  6. Исходным материалом для микроэволюции служит:
    а) модификации;
    б) фенотипная пластичность;
    в) мутации; +
    г) фенокопии.
  7. Преимущество полового размножения перед неполовым связано с:
    а) большим числом потомков;
    б) большим генетическим разнообразием; +
    в) большей областью распространения;
    г) более низкой чувствительностью индивидуума к воздействию среды.
  8. В Докембрии произошли следующие ароморфозы:
    а) четырехкамерное сердце и теплокровность;
    б) цветы и семена;
    в) фотосинтез и многоклеточность; +
    г) внутренний костный скелет.
  9. На рисунке представлен ареал вида N. Ареал данного вида является:
    а) сплошным;
    б) прерывистым; +
    в) первичным;
    г) реликтовым.
  10. В Мезозое произошли следующие изменения органического мира:
    а) возникновение и господство покрытосеменных;
    б) возникновение и господство рептилий; +
    в) возникновение и распространение рыб;
    г) возникновение и распространение наземных растений.
  11. У многих птиц мужские особи имеют многоцветное и пышное оперение. Лучшим объяснением эволюционного закрепления такого признака является:
    а) пышное оперение хорошее прикрытие среди тропических растений;
    б) этот признак не полезен и не вреден поэтому он не закреплялся и не отвергался;
    в) женские особи предпочтительно спариваются с пышно украшенными мужскими, так что гены "вызывающие" этот признак распространяются среди популяций;
    г) пышное оперение облегчает узнавание птиц одного и того же вида, избегая при этом потенциально опасные встречи с индивидами других видов. +
  12. Что является элементарной эволюционной единицей:
    а) каждая особь любого вида;
    б) каждая популяция любого вида; +
    в) каждый вид;
    г) каждая экосистема.
  13. Прививки используют для размножения растений в связи с тем, что:
    а) это более быстрый способ размножения, чем другие;
    б) при этом сохраняется желаемый набор генетических признаков; +
    в) от данного растения можно получить больше прививочного материала, чем семян;
    г) в результате получают более крепкие и здоровые растения.

45. Для синтеза белка НЕ требуется:
а) рибосомы;
б) т-РНК;
в) эндоплазматическая сеть; +
г) аминокислоты.

46. Для ферментов верно следующее положение:
а) ферменты теряют некоторую или всю их нормальную активность, если их третичная структура разрушена; +
б) ферменты обеспечивают энергию, необходимую для стимулирования реакции;
в) активность ферментов не зависит от температуры и рН;
г) ферменты действуют только один раз и затем разрушаются.

47. Наибольшее освобождение энергии происходит в процессе:
а) фотолиза;
б) гликолиза;
в) цикла Кребса; +
г) брожения.

48. Для комплекса Гольджи, как органоида клетки, наиболее характерно:
а) повышение концентрации и уплотнение продуктов внутриклеточной секреции предназначенных для выделения из клетки; +
б) участие в клеточном дыхании;
в) осуществление фотосинтеза;
г) участие в синтезе белка.

49. Клеточные органоиды, трансформирующие энергию:
а) хромопласты и лейкопласты;
б) митохондрии и лейкопласты;
в) митохондрии и хлоропласты; +
г) митохондрии и хромопласты.

50. Число хромосом в клетках томата – 24. В клетке томата происходит мейоз. Три из полученных клеток дегенерируют. Последняя клетка сразу же делится путем митоза три раза. В результате в образовавшихся клетках можно обнаружить:
а) 4 ядра с 12 хромосомами в каждом;
б) 4 ядра с 24 хромосомами в каждом;
в) 8 ядер с 12 хромосомами в каждом; +
г) 8 ядер с 24 хромосомами в каждом.

51. Глаза у членистоногих:
а) у всех сложные;
б) сложные только у насекомых;
в) сложные только у ракообразных и насекомых; +
г) сложные у многих ракообразных и паукообразных.

52. Мужской гаметофит в цикле воспроизведения сосны образуется после:
а) 2 деления;
б) 4 деления; +
в) 8 деления;
г) 16 деления.

53. Конечная на побеге почка липы является:
а) верхушечной;
б) боковой; +
в) может быть придаточной;
г) спящей.

54. Сигнальная последовательность аминокислот, необходимая для транспорта белков в хлоропласты, находится:
а) на N-конце; +
б) на С-конце;
в) в середине цепочки;
г) у разных белков по разному.

55. Центриоли удваиваются в:
а) G1-фазе;
б) S-фазе; +
в) G2-фазе;
г) митозе.

56. Из нижеперечисленных связей наименее богата энергией:
а) связь первого фосфата с рибозой в АТФ; +
б) связь аминокислоты с тРНК в аминоацил-тРНК;
в) связь фосфата с креатином в креатинфосфате;
г) связь ацетила с КоА в ацетил-КоА.

57. Явление гетерозиса как правило наблюдается при:
а) инбридинге;
б) отдаленной гибридизации; +
в) создании генетически чистых линий;
г) самоопылении.

58. Биотехнология – это:
а) использование продуктов биологического происхождения (торфа, угля, нефти.) для приведения в действие машин и механизмов;
б) использование техники в животноводстве и растениеводстве;
в) использование живых организмов и биологических процессов в производстве; +
г) использование живых организмов в качестве моделей при создании различных сооружений и механизмов.

  1. Раковина моллюсков состоит из:
    а) двух слоев;
    б) трех слоев; +
    в) четырех слоев;
    г) пяти слоев.
  2. Гельминтами называют:
    а) всех червей;
    б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека; +
    в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;
    г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.

Задание 2. Задание включает 25 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.

  1. Борозды и извилины характерны для:
    а) промежуточного мозга;
    б) продолговатого мозга;
    в) больших полушарий мозга; +
    г) мозжечка; +
    д) среднего мозга.
  2. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:
    а) нуклеиновые кислоты;
    б) крахмал;
    в) жиры; +
    г) углеводы; +
    д) углекислый газ и воду.
  3. В состав среднего уха входит:
    а) молоточек; +
    б) слуховая (евстахиева) труба; +
    в) полукружные каналы;
    г) наружный слуховой проход;
    д) стремя. +
  4. Условные рефлексы являются:
    а) видовыми;
    б) индивидуальными; +
    в) постоянными;
    г) как постоянными, так и временными; +
    д) наследственными.

5. Центры происхождения определенных культурных растений соответствуют конкрктным регионам суши Земли. Это объясняется тем, что эти места:
а) были наиболее оптимальны для их роста и развития;
б) небыли подвержены серьезным природным катаклизмам, что и способствовало их сохранению;
в) геохимических аномалий с наличием определенных мутагенных факторов;
г) были свободны от специфических вредителей и болезней;
д) являлись центрами древнейших цивилизаций, где и происходил первичный отбор и размножение наиболее продуктивных разновидностей растений. +

6. Для одной популяции животных характерно:
а) свободное скрещивание особей; +
б) возможность встречи особей разного пола; +
в) подобие по генотипу;
г) сходные условия жизни; +
д) сбалансированный полиморфизм. +

7. Эволюция организмов приводит к:
а) естественному отбору;
б) разнообразию видов; +
в) адаптации к условиям существования; +
г) обязательному повышению организации;
д) возникновению мутаций.

8. Поверхностный комплекс клетки включает:
а) плазмалемму; +
б) гликокаликс; +
в) кортикальный слой цитоплазмы; +
г) матрикс;
д) цитозоль.

9. Липиды, входящие в состав клеточных мембран кишечной палочки:
а) холестерол;
б) фосфатидилэтаноламин; +
в) кардиолипин; +
г) фосфатидилхолин;
д) сфингомиелин.

  1. Адвентивные почки могут образоваться при делении клеток:
    а) перицикла; +
    б) камбия; +
    в) склеренхимы;
    г) паренхимы; +
    д) раневой меристемы. +
  2. Придаточные корни могут образовываться при делении клеток:
    а) пробки;
    б) корки;
    в) феллогена; +
    г) феллодермы; +
    д) сердцевинных лучей. +
  3. Вещества, синтезирующиеся из холестерина:
    а) желчные кислоты; +
    б) гиалуроновая кислота;
    в) гидрокортизон; +
    г) холецистокинин;
    д) эстрон. +
  4. Дезоксинуклеотид-трифосфаты необходимы для процесса:
    а) репликации; +
    б) транскрипции;
    в) трансляции;
    г) темновой репарации; +
    д) фотореактивации.
  5. Процесс, приводящий к передаче генетического материала от одной клетки к другой:
    а) транзиция;
    б) трансверсия;
    в) транслокация;
    г) трансдукция; +
    д) трансформация. +
  6. Органеллы, поглощающие кислород:
    а) ядро;
    б) митохондрии; +
    в) пероксисомы; +
    г) аппарат Гольджи;
    д) эндоплазматическая сеть. +
  7. Неорганическую основу скелета различных живых организмов могут составлять:
    а) CaCO3; +
    б) SrSO4; +
    в) SiO2; +
    г) NaCl;
    д) Al2O3.
  8. Полисахаридную природу имеют:
    а) глюкоза;
    б) целлюлоза; +
    в) гемицеллюлоза; +
    г) пектин; +
    д) лигнин.
  9. Белки, содержащие гем:
    а) миоглобин; +
    б) FeS – белки митохондрий;
    в) цитохромы; +
    г) ДНК – полимераза;
    д) миелопероксидаза. +
  10. Какие из факторов эволюции впервые были предложены Ч. Дарвином:
    а) естественный отбор; +
    б) дрейф генов;
    в) популяционные волны;
    г) изоляция;
    д) борьба за существование. +
  11. Какие из названных признаков, возникших в ходе эволюции, являются примерами идиоадаптаций:
    а) теплокровность;
    б) волосяной покров млекопитающих; +
    в) наружный скелет беспозвоночных; +
    г) наружные жабры головастика;
    д) роговой клюв у птиц. +
  12. Какие из перечисленных методов селекции появились в ХХ веке:
    а) межвидовая гибридизация;
    б) искусственный отбор;
    в) полиплоидия; +
    г) искусственный мутагенез; +
    д) клеточная гибридизация. +

22. К анемофильным растениям относятся:
а) рож, овес; +
б) лещина, одуванчик;
в) осина, липа;
г) крапива, конопля; +
д) береза, ольха. +

23. У всех хрящевых рыб имеется:
а) артериальный конус; +
б) плавательный пузырь;
в) спиральный клапан в кишечнике; +
г) пять жаберных щелей;
д) внутреннее оплодотворение. +

24. Представители сумчатых обитают:
а) в Австралии; +
б) в Африке;
в) в Азии;
г) в Северной Америке; +
д) в Южной Америке. +

25. Для земноводных характерны следующие признаки:
а) имеют только легочное дыхание;
б) имеют мочевой пузырь;
в) личинки обитают в воде, а взрослые особи – на суше; +
г) для взрослых особей характерна линька;
д) грудной клетки нет. +


Задание 3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак "+" около номеров правильных суждений). (25 суждений)

1. Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые. +

2. У поджелудочной железы одни клетоки вырабатывают пищеварительные ферменты, а другие – гормоны, оказывающее влияние на углеводный обмен в организме.

3. Физиологическим, называют раствор поваренной соли 9%-ной концентрации. +

4. Во время длительного голодания при снижении уровня глюкозы в крови происходит расщепление дисахарида гликогена, имеющегося в печени.

5. Аммиак, образующийся при окислении белков, в печени превращается в менее ядовитое вещество мочевину. +

6. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода. +

7. Под действием бактерий молоко превращается в кефир. +

8. В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.

9. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции. +

10. В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды. +

11. В живых организмах содержатся практически все элементы таблицы Менделеева. +

12. Усики гороха и усики огурца - аналогичные органы. +

13. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами. +

14. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

15. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

16. Первыми наземными высшими растениями были риниофиты. +

17. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента – хлорофилла.

18. У простейших каждая клетка – самостоятельный организм. +

19. Инфузорию туфельку относят к типу Простейшие.

20. Морские гребешки передвигаются реактивным способом. +

21. Хромосомы являются ведущими компонентами клетки в регуляции всех обменных процессов. +

22. Споры водорослей могут образоваться путем митоза. +

23. У всех высших растений половой процесс – оогамный. +

24. Споры папоротника делясь мейотически формируют заросток, клетки которого имеют гаплоидный набор хромосом.

25. Рибосомы образуются путем самосборки. +

26.

27. 10 – 11 класс

28. Задание 1:

29. 1–г, 2–б, 3–г, 4–г, 5–а, 6–г, 7–г, 8–б, 9–г, 10–г, 11–в, 12–г, 13–в, 14–б, 15–в, 16–а, 17–а, 18–г, 19–в, 20–г, 21–а, 22–г, 23–г, 24–б, 25–г, 26–г, 27–б, 28–в, 29–г, 30–г, 31–в, 32–а, 33–б, 34–б, 35–б, 36–а, 37–в, 38–б, 39–в, 40–б, 41–б, 42–г, 43–в, 44–б, 45–в, 46–а, 47–в, 48–а, 49–в, 50–в, 51–в, 52–б, 53–б, 54–а, 55–б, 56–а, 57–б, 58–в, 59–б, 60–б.

30. Задание 2:

31. 1 – в, г; 2 – в, г; 3 – а, б, д; 4 – б, г; 5 – д; 6 – а, б, г, д; 7 – б, в; 8 – а, б, в; 9 – б, в; 10 – а, б, г, д; 11 – в, г, д; 12 – а, в, д; 13 – а, г; 14 – г, д; 15 – б, в, д; 16 – а, б, в; 17 – б, в, г; 18 – а, в, д; 19 – а, д; 20 – б, в, д; 21 – в, г, д; 22 – а, г, д; 23 – а, в, д; 24 – а, г, д; 25 – в, д.

32. Задание 3:

33. Правильные суждения – 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 25.

 

конструктор Создатъ(аХ, aY, aR, aColor, аТип_фигуры)

метод Изменить_цвет (aColor)

метод Изменить_размер (aR)

метод Изменить_местоположение (аХ, aY)

метод Изменить_тип_фигуры (аТип_фигуры)

Конец описания.

Параметр аТип_фигуры будет получать значение, определяющее подключаемый к объекту метод рисования.

При использовании делегирования необходимо следить, чтобы заголовок метода соответствовал типу указателя, используемого для хранения адреса метода.

Контейнерные классы. Контейнеры - это специальным образом организованные объекты, используемые для хранения объектов других классов и управления ими. Для реализации контейнеров разрабатываются специальные контейнерные классы. Контейнерный класс обычно включает набор методов, позволяющих выполнять некоторые операции как с отдельным объектом, так и группой объектов.

В виде контейнеров, как правило, реализуют сложные структуры данных (различные виды списков, динамических массивов и т. п.). Разработчик наследует от класса-элемента класс, в который добавляет нужные ему информационные поля, и получает требуемую структуру. При необходимости он может наследовать класс и от контейнерного класса, добавляя к нему свои методы (рис. 1.30).

Рис. 1.30. Построение классов на базе
контейнерного класса и класса элемента

Контейнерный класс обычно включает методы создания, добавления и удаления элементов. Кроме того, он должен обеспечивать поэлементную обработку (например, поиск, сортировку). Все методы программируются для объектов класса-элемента. Методы добавления и удаления элементов при выполнении операций часто обращаются к специальным полям класса-элемента, используемым для создания структуры (например, для односвязного списка - к полю, хранящему адрес следующего элемента).

Методы, реализующие поэлементную обработку, должны работать с полями данных, определенными в классах-потомках класса-элемента.

Поэлементную обработку реализуемой структуры можно осуществлять двумя способами. Первый способ - универсальный - заключается в использовании итераторов, второй - в определении специального метода, который содержит в списке параметров адрес процедуры обработки.

Теоретически итератор должен обеспечивать возможность реализации циклических действий следующего вида:

<очередной элемент>:=<первый элемент>

цикл-пока <очередной элемент> определен

<выполнить обработку>

<очередной элемент>:=<следующий элемент>

все-цикл

Поэтому обычно он состоит из трех частей: метод, позволяющий организовать обработку данных с первого элемента (получение адреса первого элемента структуры); метод, организующий переход к следующему элементу, и метод, позволяющий проверить окончание данных. Доступ к очередной порции данных при этом осуществляют через специальный указатель текущей порции данных (указатель на объект класса-элемента).

Пример 1.12 Контейнерный класс с итератором (класс Список). Разработаем контейнерный класс Список, реализующий линейный односвязный список из объектов класса Элемент, описанных следующим образом:

Класс Элемент:

поле Указатель_на_следующий

Конец описания.

Класс Список должен включать три метода, составляющих итератор: метод Определить_первый, который должен возвращать указатель на первый элемент, метод Определить_следующий, который должен возвращать указатель на следующий элемент, и метод Конец_списка, который должен возвращать «да», если список исчерпан.

Класс Список

реализация

поля Указатель_на_первый, Указатель _на_текущий

интерфейс

метод Добавить_перед_первым (аЭлемент)

метод Удалить_пoследний

метод Определить_первый

метод Определить_следующий

метод Конец_списка

Конец описания.

Тогда поэлементная обработка списка будет программироваться следующим образом:

Элемент:= Определить_первый

цикл-пока не Конец_списка

Обработать элемент, возможно, переопределив его тип

Элемент: = Определить _следующий

все_цикл

При использовании второго способа поэлементной обработки реализуемой структуры процедура обработки элемента передается в списке параметров. Такую процедуру можно определить, если известен тип обработки, например, процедура вывода значений информационных полей объекта. Процедура должна вызываться из метода для каждого элемента данных. В языках с жесткой типизацией данных тип процедуры должен описываться заранее, при этом часто невозможно предусмотреть, какие дополнительные параметры должны передаваться в процедуру. В таких случаях первый способ может оказаться предпочтительнее.

Пример 1.13 Контейнерный класс с процедурой обработки всех объектов (класс Список). В этом случае класс Список будет описываться так:

Класс Список

реализация

поля Указатель_на_первый, Указатель_на_текущий

интерфейс

метод Добавить_перед_первым(аЭлемент)

метод Удалить_последний

метод Выполнить_для_всех(аПроцедура_обработки)

Конец описания.

Соответственно, тип процедуры обработки должен быть описан заранее, с учетом того, что она должна получать через параметры адрес обрабатываемого элемента, например:

Процедура_обработки (аЭлемент)

Использование полиморфных объектов при создании контейнеров позволяет создавать достаточно универсальные классы.

Параметризованные классы. Параметризованный класс (или шаблон) представляет собой определение класса, в котором часть используемых типов компонент класса определяется через параметры. Таким образом, каждый шаблон определяет группу классов, которые, несмотря на различие типов, характеризуются одинаковым поведением. Переопределить тип в процессе выполнения программы нельзя: все операции конкретизации типа выполняются компилятором (точнее - препроцессором).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 4193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.