Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, формы и функции исторического знания




Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Методы и источники изучению истории.

Сущность, формы и функции исторического знания.

Лекция 1. История как наука. Отечественная историография.

Конспект лекций

 

3. Подходы к истории: формационный, цивилизационный.

Историческое знание – это совокупность представлений человеческого общества в целом и отдельных социальных групп о своем прошлом, о прошлом человечества. Термин «история» пришел из греческого языка в латинский, затем был заимствован европейцами; первоначально он означал «рассказ о прошлом, об узнанном». В настоящее время, говоря об истории, имеют в виду науку, изучающую прошлое человечества.

3 основные формы исторического знания: 1 - легендарная ( устное народное творчество), для нее характерна неполнота, беспорядочность изложения, смешение реальности с вымыслом. 2 - летописная ( летописи, хроники). Фиксировались лишь основные события, объяснялись волей Бога, составлялись, как правило, священниками. 3 - научная ( работы, как правило, историков-профессионалов). Научная форма появилась в V в. до н. э. в Древней Греции; в России – в XVIII в. Основоположник исторической науки Геродот (труд «Historia»). Научное знание является проверенным, обоснованным, доказанным; наука стремится изучить свой предмет с позиций рационализма и дать всеобъемлющее, объективное знание.

История -это наука, изучающая прошлую жизнедеятельность человечества во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Объект - человеческое общество; предмет – исторические факты (события, явления, процессы из прошлой жизни человечества). Предмет истории подразделяется по времени (древняя история, средневековая, Нового, Новейшего времени); тематике (история международных отношений, культуры и т.д.); региону (история Европы и т.д.). Исторические факты, в зависимости от подлинности, делятся на 3 основные группы: общепризнанные (абсолютные); 2) предполагаемые (гипотетические); 3) ложные.

Основные принципы исторической науки: историзм; объективность; научность; целостность.

История сотрудничает с др. науками, предоставляя им свой материал и заимствуя их достижения для изучения своего предмета. От исторической науки отделился ряд наук с более узким предметом изучения (вспомогательные, специальные исторические дисциплины): хронология изучает системы летоисчисления и календари; археология - вещественные памятники древности; этнография – реликтовые общества; источниковедени е - общие приемы и методы работы с историческими источниками; палеография - древнее письмо; топонимика - географические названия; геральдика – гербы; сфрагистика – печати; нумизматика – монеты; фалеристика - ордена, медали, знаки отличия; историческая география - расселение людей в прошлом; метрология -системы мер и весов; дипломатика – международные документы прошлого и др.

Функции исторической науки: формирование исторического сознания; образовательная, повышение интеллекта, расширение кругозора; воспитательная (нравственное, патриотическое, эстетическое, правовое воспитание); аксиологическая (оценочная): прогностическая; методологическая (разработка методов исследования, предоставление их др. наукам), развивающая (развитие мыслительной деятельности, умений и навыков); ретроспективная (восстановление картин прошлого), трансляционная (передача опыта и т.д.) и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.