Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и источники изучению истории




Исторические источники - это все созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной и духовной культуры, дающие возможность изучать прошлое человеческого общества. Группы: 1. вещественные (предметы материальной культуры и биологические останки); 2. письменные (указы, договоры, и т.д.); 3. фонические (звукозапись, устное народное творчество); 4. художественные (произведения художественной культуры); 5. кино- и фотоматериалы; 6. этнографические (материалы, относящиеся к жизнедеятельности племен и народов).

Методы – совокупность приемов и операций, с помощью которых наука изучает свой предмет. Существуют эмпирические и научные методы исследований, методы внешнего и внутреннего изучения, общелогические, социологические и т.д. Историческая наука пользуется большим спектром методов. Наблюдение, описание (идеографический метод) – рассказ об историческом факте в устной или письменной форме. Хронологический метод предполагает изложение материала во временной последовательности. Синхронный метод - изучение одновременно происходивших событий (напр., в разных странах). При дихронном методе исторический процесс подразделяется на периоды согласно выбранному критерию. Классификация - распределение исторических фактов по группам в соответствии с какими-либо признаками. Систематизация - приведение фактов в систему, упорядочение (напр., отнесение исторических фактов к различным сферам деятельности общества). Обобщение - переход на ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.д.) исторических фактов. Экспликация – раскрытие понятий. Сравнение, сопоставление - выявление общих и особенных характеристик Анализ – разделение изучаемого объекта на составляющие его части и изучение их со всех (или с интересующих исследователя) сторон. Исторический анализ включает исследование условий зарождения явлений, тенденций их последующего развития, современного состояния и ожидаемых в будущем последствий их воздействия. При этом фиксируется не любое изменение в реальности, а лишь сущностное, ответственное за специфические связи и свойства. Терминологический анализ предполагает исследование значения терминов в различные эпохи и в рамках регионов. Сравнительный анализ - сравнение каких-либо фактов, составляющих частей фактов. Сравнительно-исторический - выявление общего и особенного в эпохах, в цивилизациях, культурах, формациях, государствах. Измерение предусматривает в качестве конечного результата выражение в численных показателях свойств и признаков исторических явлений, которые представлены в содержании исторических источников в качественной, описательной форме (часто применяется при изучении массовых явлений). Ретромоделирование (реконструкция) - воспроизведение свойств исторических объектов на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами. Актуализация – анализ перехода реальности из состояния возможного в действительное. Биографический - изучение жизнеописаний исторических лиц, причин действий, роли личности в истории. Др. методы, в том числе методы др. наук.

3. Подходы к истории: формационный, цивилизационный.

Существует несколько методологий, подходов к изучению исторического процесса. Концепция божественного провиденциализма объясняет егокак, предопределенный волей Бога, где людям отводилась второстепенная роль. Субъктивизм объясняет его действием великих людей. Этнический, страноведческий подходы - как совокупность исторических фактов в жизни самобытных этносов и стран, в большей или меньшей мере связанных с другими. В XIX в. сформировались цивилизационный и формационный подходы. При цивилизационном исторический процесс рассматривается как история существовавших цивилизаций и как путь общечеловеческой цивилизации, на разных этапах которого различные народы и государства опережали в своем развитии другие (М. Вебер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, др .). Есть разные определения цивилизации. По А.Тойнби, цивилизация - типологическая единица истории, основу которой составляет общность и своеобразие материальной и духовной культуры, сложившаяся в определенное время на определенной территории. Она не повторяется во времени и пространстве, проходит стадии своей жизни: формирование, развитие, расцвет, затухание, упадок, гибель. Может пройти все стадии, а может остановиться на одной из них. Она живет в борьбе с природой и человеческим окружением, давая ответы на их вызовы. Важный элемент цивилизационого единства – менталитет ( система мировосприятия, мировоззрения, фундаментальныхумственных установок, верований, автоматических реакций сознания). Выделяют Ц. Древнего Востока, Античную, древнюю цивилизацию Америки, средневековой Европы, Нового времени, современные Западная и Восточная. Есть др. классификации. Основные типы Ц.: восточный (общество аграрного типа, традиционализм, устойчивость, тесная связь человека со своей социальной средой, большая роль религии, господство вертикальных связей в обществе, сословный строй, религиозные и производственные корпорации; западный характерно (общество индустриального типа, рационализм, научно-технический прогресс, модернизация, быстрое восприятие новаций, наличие и вертикальных, и горизонтальных связей в обществе, отмена сословных привилегий, широкий спектр прав граждан, и др.). Единства во взглядах на вопрос о существовании единой общечеловеческой цивилизации нет.

В формационном (основатель К.Маркс) главное - учение об общественно-экономических формациях (ступени в развитии общества, основу которых составляет способ производства материальных благ, оказывающий определяющее влияние на все сферы жизни общества). Выделяется 5 формаций и соответствующих им способов производства: 1. первобытнообщинная: общественная собственность на средства производства (СП), равенство всех членов общества, крайне низкая производительность труда, участие в трудовом процессе всех членов общества, равное распределение продуктов труда. 2. Рабовладельческая: частная собственность на основные СП, образование классов (рабовладельцев, рабов, крестьян) и государства; эксплуатация человека человеком, общественное неравенство, образование рост производительности труда. 3. Феодальная: классы феодалов и крестьян, эксплуатация крестьян феодалами, принадлежность основного СП (земли) феодалам, наличие у феодалов привилегий, личная зависимость крестьян от феодалов, рутинное состояние техники, низкий уровень производительности труда, натуральное хозяйство, классовая борьба. 4. Капиталистическая: эксплуатация капиталом наемного труда, классы буржуазии и пролетариата (рабочих, лишенных СП), высокая производительность труда, борьба пролетариата с буржуазией. 5. Коммунистическая имеет 2 фазы: 1) социализм – этап построения коммунизма, когда формируется материально-техническая база, воспитывается человек, стираются грани между городом и деревней, умственным трудом и физическим и т. д., принцип распределения благ: «от каждого - по способностям, каждому – по труду». Еще есть черты прежних формаций: государство, и др. 2) Коммунизм – высшая формация, к которой придет все человечество, повторяет черты первобытнообщинной, но при высоком уровне производительности труда и осуществлении принципа «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Смена формаций происходит эволюционно или путем революции. Главная движущая сила истории - классовая борьба. Общество развивается «по спирали»: «новые» формации берут ряд характеристик предшествующих. Ряд народов может миновать «промежуточные» формации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.