Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология личности политического преступника




Причины политической преступности

 

 

В соответствии с классификацией Аристотеля среди политических пре­ступников можно выделить:

1) патриотов (тех, кто преступной деятельностью стремится укрепить оте­чество, избавить его от порочной политической системы или порочных поли­тических деятелей);

2) врагов государства (тех, чья деятельность направлена на ослабление го­сударственной безопасности, утрату суверенитета, территориальной целост­ности, причинение экономического ущерба).

Совершение преступлений патриотами - результат несоответствия госу­дарственной политики интересам народа. Мотивация данных политических преступлений бескорыстна, она имеет идеалистический характер в том смыс­ле, что в основе этих преступлений лежат идеологические мотивы. Главное направление воздействия на преступность этого типа - оптимизация госу­дарственной политики, приведение ее в соответствие с национальными ин­тересами.

Причины преступной деятельности врагов государства разнообразны. В основе этой деятельности чаще всего лежат корыстные мотивы, реже - иде­ологические или религиозные. Причиной измены Родине может быть шан­таж и трусость.

Внутриполитические преступники существенно отличаются от внешне­политических.

В рамках первой группы достаточно продуктивной оказывается типоло­гия по характеру мотивации:

- идеологический тип;

- религиозный тип;

- корыстный тип;

- властный тип (стремящийся к обладанию властными полномочиями);

- трусливый тип (изменяющий родине по трусости).

В определенной мере эта типология показывает основные направления воздействия на внутриполитическую преступность - идеологические и рели­гиозные меры, политические реформы, профилактика корыстной патологии, развитие духовности общества и социальной нравственности, патриотичес­кое воспитание и морально-психологическая подготовка.

Внешнеполитических преступников целесообразно классифицировать по профессиональному и должностному статусу:

- государственный деятель;

- военачальник;

- разведчик (как политический, так и экономический);


- диверсант (лицо, организующее или совершающее разрушения и по­вреждения различных объектов в одной стране в интересах другой);

- террорист (лицо, специализирующееся на уничтожении политических и государственных деятелей, представляющих опасность для иностранного государства);

- агент влияния (лицо, занимающее государственную должность и ис­пользующее должностные полномочия в пользу другого государства).

Главным направлением воздействия на политическую преступность госу­дарственных деятелей и военачальников следует отнести оптимизацию дея­тельности международных субъектов воздействия на преступность, развитие системы этих надгосударственных субъектов. Деятельность таких структур, как Организация объединенных наций, Организация по безопасности и со­трудничеству в Европе, международные трибуналы, международные конференции, оказывает определенное влияние на стиль межгосударственных от­ношений. Однако эффективность их не всегда высока, а решения не всегда согласуются с высшей справедливостью. Сфера политики вообще, а межгосу­дарственной особенно, к сожалению, остается самой невосприимчивой в плане нравственности - право сильного нередко оказывается здесь главным принципом. Соответственно, укрепление обороноспособности страны, раз­витие Вооруженных Сил и формирование оборонного сознания граждан ока­зываются теми факторами, которые могут побудить вероятных противников (государственных деятелей и военачальников) воздержаться от агрессивных войн, геноцида или экоцида.

В основе шпионской, диверсионной, террористической и иной вреди­тельской деятельности, направленной против иностранных государств, чаще всего оказывается мотивационный сплав из идеологических, корыстных и романтических побуждений. Главным направлением воздействия на пре­ступность данного типа является развитие контрразведывательной сети и пресечение преступной деятельности. Оптимальное обеспечение и подготов­ка работников органов государственной безопасности, поддержка их дея­тельности народом - важнейшее условие эффективности воздействия на преступность такого рода.

 

Особенности детерминации политической преступности

 

Особенности криминального причинного комплекса в значительной ме­ре определяются типом политического преступления.

Политические преступления, направленные на изменение социальной и политической системы, совершаемые отдельными гражданами, обычно ока­зываются результатом следующих мотивационных процессов в личности преступника:

- осознание неправильности и несправедливости политического устрой­ства инициирует попытку добиться определенных результатов по его измене­нию в рамках дозволенного властью;

- неудачный опыт может инициировать новые попытки либо повлечь нравственную депрессию, изменение идеалов, безразличие ко всему. Одним из вариантов бывает ожесточение, формирование ненависти как к политиче­скому режиму, так и к тем, кто его поддерживает, - именно этот вариант ста­новится основой криминальной мотивации;

- выбор конкретной формы политического преступления зависит от ха­рактера политических убеждений субъекта, его возможностей и от конкрет­ных обстоятельств.

Чем более несправедливо государственное устройство, тем больше в об­ществе желающих его реформировать. Чем более закрыта власть по отноше­нию к позитивному реформаторству, тем больше лиц, готовых пойти на пре­ступление во имя перемен.

Политические преступления, направленные на захват власти, бывают следующих типов:

1) государственный переворот без изменения политической системы и без существенных перемен государственной политики (приход к власти полити­ческой группировки, сложившейся в недрах существующей политической системы);

2) захват власти в определенном регионе в целях последующего отделения и образования самостоятельного государства;

3) отстранение от власти государственных руководителей в целях после­дующих изменений государственного строя (радикальных политических, со­циальных и экономических реформ).

Первый вариант может рассматриваться как механизм ротации государст­венных руководителей. Он чаще всего оказывается следствием двух факторов:

- утраты политическим лидером поддержки в своем ближайшем окруже­нии;

- отсутствием демократических механизмов устранения непопулярного руководителя.

Попытки изменения государственного руководства, как правило, призна­ются преступлением лишь в случае неудачи. Успех государственного перево­рота чаще всего ведет к осуждению свергнутого лидера.

Второй вариант характерен для многонациональных государств. Он сви­детельствует о серьезных ошибках политического руководства государства в области межнациональной политики и в сфере обеспечения государственной безопасности. Рассматриваемые политические преступления обуславливают­ся такими факторами:

- ослабление центральной власти (в политическом, идеологическом, эко­номическом и военном отношении);

- попустительство со стороны государственных властных структур разви­тию националистических настроений в определенном регионе, разжигание межнациональной вражды;

- оказание поддержки сепаратизму иностранными государственными и общественными организациями.

Третий вариант (отстранение от власти государственных руководителей в це­лях последующих изменений государственного строя) может носить характер:

- заговора с целью захвата власти;


- подготовки и инициации социальной революции;

- вооруженной агрессии одного государства против другого.

В последнем случае решающую роль играют иностранные вооруженные силы, в первых двух, как правило, иностранная помощь также оказывается одним из важнейших факторов.

Особенностью правовой оценки данных деяний является жесткая зависи­мость ее от победы или поражения заговорщиков, революционеров, агрессоров. Криминализация и декриминализация проводится с позиций силы. Неудачная попытка захвата власти всегда оценивается как преступление. Удачная - зано­сится в календарь как национальный праздник. Поражение Гитлера во второй мировой войне сделало его преступником. Победа сил НАТО в агрессии против Югославии в 1999 г. привела к тому, что международный трибунал признал пре­ступником С. Милошевича, президента страны, подвергшейся агрессии.

* Справедливости ради следует заметить, что в опубликованном в ноябре 1999 г. газетой «Вашингтон пост» списке самых больших негодяев XX века президент США Клинтон, развязавший агрессию против Югославии, идет вторым номером сразу после Гитлера.


 

Политическая преступность, направленная на удержание власти, включает:

- незаконные и бесчеловечные репрессии;

- использование национальных ресурсов для укрепления режима личной власти вопреки национальным интересам;

- нарушение конституции, силовое подавление правомерных попыток народа или представительных органов власти изменить государственную по­литику и пресечь антинародные действия государственного руководителя;

- оказание давления на органы правосудия, подчинение судебной власти исполнительным органам, воспрепятствование привлечению к уголовной от­ветственности коррумпированных представителей высших эшелонов власти.

Главным фактором преступности данного типа является неразвитость ин­ститутов разделения властей, отсутствие механизмов отстранения от должно­сти политических руководителей, проводящих государственную политику, противоречащую национальным интересам.

Преступления, направленные на ослабление политического противника на межгосударственном уровне, являются общепризнанным инструментом геопо­литики. Главным фактором такого рода преступлений являются пороки культу­ры межгосударственных отношений, проявляющихся в том, что нравственность в данной сфере находится в положении, подчиненном по отношению к силе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.