Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аппараты управления и контроля




К аппаратам управления и контроля относятся пульты (пульты-табло), пульты-мани­пуляторы, выносные табло, пульты-стативы, шкафы с кнопками для искусственной раз­делки маршрутов, маневровые колонки. На станциях сети железных дорог России, обору­дованных устройствами электрической централизации, находятся в эксплуатации пульты, пульты-манипуляторы и выносные табло трех разновидностей: желобкового типа со сплош­ной лицевой панелью и коммутаторными лампами на напряжение 24 В; из блочных эле­ментов (мозаичных блоков) с применением коммутаторных ламп напряжением 24 В; из блочных элементов с применением для индикации субблоков на светодиодах.

К аппаратам управления первой группы относятся пульты-манипуляторы типа ПМ-ЭЦ и выносные табло типа ТВ-ЭЦ электрической централизации, пульты релейной и мар-шрутно-релейной централизации, выносные табло для станций стыкования различных ви­дов электрической тяги, унифицированные пульты типов УП-1 и УП-2, шкафы с кнопками для искусственной разделки секций маршрутов, пульты-стативы релейной полуавтомати­ческой блокировки типов ПСРБ-2 и РПБ, колонки маневровые.

Ко второй группе аппаратов управления относятся пульты наклонные с табло из моза­ичных блоков типа ППНБ и табло выносные блочные типа ТВБ.

К аппаратам управления третьей группы относятся пульты-табло с субблоками на све­тодиодах типа ППНБМ, пульты наклонные типов ПН-640 и ПН-1120 с субблоками на све­тодиодах и табло выносные блочные с использованием субблоков на светодиодах. Исполь­зование светодиодов для индикации на аппаратах управления и контроля позволяет суще­ственно уменьшить расход электроэнергии, продлить срок службы элементов индикации и сократить объем работ по техническому обслуживанию пультов управления.

Унифицированные пульты типа УП. На рис. 2.26 показан внешний вид пульта управле­ния типов УП-1 и УП-2. Такие аппараты управления применяются на промежуточных стан­циях, оборудованных устройствами электрической централизации, и позволяют осуществ­лять раздельное управление стрелками и светофорами, входящими в маршруты приема и отправления поездов, с контролем на табло пульта занятости или свободности путей и стрелочных секций, положения стрелок и показаний станционных светофоров. Пульты уп­равления этого типа могут применяться на станциях с ручным управлением стрелками, расположенных на участках железных дорог, оборудованных автоматической блокиров­кой. В этом случае они выполняют функции сигнальных централизаторов и предназнача­ются только для управления светофорами, осуществляя их взаимозависимости со стрелка­ми. На пультах типов УП-1 и УП-2 применяется точечная индикация (занятость стрелоч­ных секций и приемо-отправочных путей контролируется включением одной лампочки, соответствующей данному изолированному участку). В верхней части лицевой панели пуль­та (рис. 2.27) располагается мнемосхема станции, выполненная в виде металлических на­кладок (шильдиков), в нижней части — размещаются кнопки упраления и индикаторные лампочки. На схеме станции показывается нумерация стрелок и станционных путей, гра­ницы изолированных участков, наименование подходов к станции. Расположение свето­форов обозначено изображением их повторителей.

Для уменьшения количества одновременно горящих лампочек, особенно красного цве­та, которые утомляют зрение дежурного по станции, повторители выходных светофоров имеют только зеленые лампочки, а маневровых — белые, которые загораются при откры­тии этих светофоров. Для получения более достоверного контроля состояния входного све­тофора на его повторителе используются три контрольные лампы: красная, которая горит при закрытом входном светофоре, зеленая, которая включается при открытии входного светофора на любое разрешающее сигнальное показание и белая, контролирующая вклю­чение пригласительного сигнала. На изолированных секциях и путях схемы станции уста­навливается по одной лампе белого цвета, которая загорается при занятии соответствую-


щего участка. На каждом подходе к станции контролируется состояние двух участков при­ближения (удаления). На каждый участок приближения (удаления) устанавливаются две контрольные лампы: красного и белого цвета. При вступлении поезда на участки прибли­жения применяется дополнительная звуковая сигнализация кратковременным включени­ем звонка «Приближение».

В каждой горловине станции на пульте управления устанавливаются три сигнальные кнопки: «Отправление» — для открытия выходных светофоров, «Прием» — для открытия входного светофора и «Пригласительный» — нажатием которой на входном светофоре вклю­чается пригласительный сигнал. Сигнальные кнопки приема и отправления трехпозицион-ные, т.е. из нормального положения могут быть выведены путем нажатия или вытягива­ния. Открытие светофоров производится нажатием соответствующей кнопки, которая удер­живается нажатой до включения зеленой лампочки на повторителе. Для перекрытия светофора неиспользованного маршрута сигнальная кнопка вытягивается и удерживается до выключения зеленой лампочки на повторителе. Кнопки для включения пригласительных сигналов снабжаются счетчиком количества нажатий. На все время включения пригласи­тельного сигнала дежурному по станции необходимо удерживать эту кнопку нажатой.



 


Ниже сигнальных кнопок располагаются кнопки для перевода стрелок и лампочки индикации положения стрелок. Контроль плюсового положения стрелки осуществляется включением зеленой лампочки у соответствующей кнопки. Минусовое положение стрелки контролируется включением желтой лампочки. В тех случаях, когда остряки стрелочного перевода не занимают крайнего положения или не прилегают плотно к рамным рельсам, обе контрольные лампочки не горят и дополнительно включается звонок взреза стрелки. При длительной работе звонка имеется возможность выключить его нажатием кнопки с фиксацией «Выключение звонка взреза». Для включения электродвигателя стрелочного элек­тропривода достаточно кратковременного нажатия кнопки соответствующей стрелки.

В нижней части лицевой панели пульта управления располагаются кнопки:

- искусственного размыкания на каждую группу маршрутов (кнопки двухпозицион-
ные). Над каждой кнопкой размещается белая лампочка, которая при замыкании маршру­
та горит ровным светом, а при выполнении искусственной разделки — мигает;

- аварийного перевода стрелок пломбируемая, которая используется для перевода стре­
лок в случае ложной занятости рельсовых цепей из-за неисправности;

— двойного снижения напряжения для выбора режима работы станционных светофоров;

- передачи стрелок на местное управление и разрешения маневров с перечислением
номеров стрелок района местного управления. Над кнопками установлены лампочки, сиг­
нализирующие об изъятии ключа из щитка местного управления. Эти кнопки трехпозици-
онные: нажатием кнопки дежурный по станции дает разрешение на производство манев­
ров, а вытягиванием отменяет разрешение;

- вызов горловины, которая включает вызывное устройство, установленное на мачте
выходного светофора, для вызова руководителя маневров, электромеханика или других
работников, находящихся на путях;

- управления разъединителями высоковольтной линии автоблокировки, находящими­
ся на границах станции (устанавливаются только на электрифицированных участках): одна
кнопка — для выключения, другая — для включения разъединителей. Контроль выключе­
ния осуществляется включением красной контрольной лампы, а включения — белой.

Для контроля правильности установки стрелок маршрута на путь приема или с пути отправления на шильдиках станционных путей устанавливаются желтые и зеленые лам­почки в каждой горловине станции. В верхней части пульта установлена лампочка «Не­исправность» красного цвета, которая загорается при отключении питания перемен­ным током, перегорании ламп запрещающих огней выходных светофоров и других повреждениях. Для отправления на перегон хозяйственных поездов или подталкиваю­щих локомотивов на пульте управления устанавливаются ключи-жезлы, выдаваемые машинисту локомотива.

Пульт-табло с желобковой индикацией. На промежуточных станциях при раздель­ном управлении стрелками, где маневровая работа производится маршрутизированным порядком, может применяться аппарат управления в виде пульта-табло с желобковой индикацией (рис. 2.28). Пульт-табло представляет собой схему станции, пути которой выполнены в виде световых ячеек, в каждой из которых размещены по две лампочки. Перед одной лампочкой размещен светофильтр красного цвета, а перед другой — цвет­ной светофильтр отсутствует.

При установке маршрута после проверки правильности его приготовления загораются лампочки без светофильтров, образуя белую полосу по всему маршруту. С момента заня­тия стрелочной или путевой секции загораются лампочки с красными светофильтрами, образуя красную полосу на табло. Направление светящейся полосы зависит от положения стрелок и точно отображает конфигурацию маршрута. При свободных участках, не уча­ствующих в маршруте, их световые ячейки не горят. При искусственной разделке в преде­лах стрелочной или путевой секции белая полоса горит мигающим светом при условии их свободности, а при занятой секции белый мигающий свет совмещается с непрерывно горя-



 


щим красным. Потеря контроля стрелки в замкнутом маршруте контролируется горением ячейки перед остряком стрелки белым цветом, а при занятой секции — горением красной полосы по обоим направлениям стрелки.

На пульте-табло предусмотрена двухцветная индикация состояния участков приближе­ния и удаления. Свободное состояние участка контролируется белым цветом, а занятое — красным. Выключенное состояние этих контрольных ламп свидетельствует об отсутствии контроля. В верхней части табло размещен указатель «Установка маршрута» в виде двух световых ячеек со стрелками для индикации направления и категории устанавливаемого маршрута. С момента нажатия кнопки у светофора загорается ячейка правой или левой стрелки: зеленым цветом при поездном маршруте, белым — при маневровом. Горение яче­ек происходит до момента открытия светофора и отпускания сигнальной кнопки.

Для перевода стрелок и контроля их положения в нижней части табло расположены кнопки и контрольные лампочки. Взрез стрелки контролируется включением лампочки «Взрез стрелки», под которой имеется кнопка выключения звонка взреза. Дежурный по станции может проконтролировать положение стрелок нажатием кнопки «Контроль стре­лок», в результате чего на табло включаются ячейки по направлению положения стрелок белым цветом. При ложной занятости стрелочных участков перевод стрелок можно произ­вести нажатием кнопки «Вспомогательный перевод стрелок», которая снабжается счетчи­ком количества нажатий и кнопки переводимой стрелки.

Открытие светофоров производится нажатием сигнальных кнопок, расположенных отдельно для каждой горловины станции. Для выходных светофоров устанавливаются две кнопки: поездная и маневровая.

В случае необходимости дежурный может отменить маршрут. Для этого нажимается кнопка «Отмена маршрута», а нажатием сигнальной кнопки перекрывается светофор. При нажатии кнопки «Отмена маршрута» загорается мигающим светом красная лампочка «Отмена», находящаяся в верхней части пульта. С момента перекрытия светофора вклю­чается соответствующая выдержка времени, что контролируется зажиганием лампочки «Со свободного пути» или «Занятого». Искусственную разделку маршрута выполняют нажати­ем кнопок секций маршрутов, расположенных в верхней части пульта-табло. При нажатии этих кнопок начинает мигать лампочка красного цвета. После нажатия всех индивидуаль­ных кнопок нажимается групповая кнопка «Искусственное размыкание», от чего включа­ется комплект выдержки времени и лампочка загорается ровным светом. По окончании искусственного размыкания лампочка над кнопкой и световые ячейки гаснут.

Величина рабочего тока стрелочного электропривода контролируется амперметром, установленным на пульте-табло. Для отправления хозяйственных поездов используются ключи-жезлы. При изъятии ключа-жезла загорается белая лампочка, которая горит до воз­вращения ключа в замок. На пульте-табло также предусмотрены: кнопки и лампочки авто­действия, пригласительные, смены направления, переключения режимов работы светофо­ров; кнопки пуска и остановки ДГА, режима табло; лампочки перегорания предохраните­лей, мигающей сигнализации, неисправности входных светофоров, установленного направления по перегону.

Пульт-табло маршрутно-релейной централизации. Внедрение систем электрической централизации с маршрутным управлением послужило причиной разработки иного ап­парата управления и контроля, что привело к созданию пульта-табло маршрутно-релей­ной централизации. Путевое развитие станции выполнено в виде светосхемы, состоящей из световых ячеек (рис. 2.29) с двумя коммутаторными лампами. Перед одной установлен светофильтр красного цвета, а перед другой он отсутствует. В исходном состоянии, ког­да секции свободны и не замкнуты в маршруте, лампы не горят. По светосхеме располо­жены маршрутные кнопки, нажатием которых производится набор маршрута. Перед каж­дым повторителем светофора устанавливается световая ячейка с зеленым светофильт-



 


ром. Эта световая ячейка используется для индикации нажатия маршрутной кнопки у светофора и работы схем наборной группы.

При установке маршрута после замыкания секций в ячейках этих секций загораются лампы без светофильтров, за счет чего на пульте-табло появляется белая полоса, повторя­ющая конфигурацию маршрута. Занятие путевых и стрелочных секций контролируется включением ламп с красными светофильтрами и цвет ячеек данной секции меняется с бело­го на красный. После освобождения путевой или стрелочной секции ячейки гаснут, что контролирует размыкание данного изолированного участка. При выполнении режима ис­кусственной разделки в пределах данной секции маршрута световые ячейки загораются белым цветом в мигающем режиме. В случае занятой изолированной секции при её искус­ственной разделке белая мигающая полоса будет совмещаться с непрерывно горящей крас­ной. Потеря контроля замкнутой в маршруте стрелки фиксируется включением ячейки бе­лого цвета перед остряками стрелочного перевода, а в том случае, когда изолированный участок был занят, загораются красным цветом ячейки перед остряками и по обоим на­правлениям положения стрелки.

В конструкции пульта-табло в качестве маршрутных предусмотрены двухпозицион-ные одноконтактные кнопки. По функциональному назначению маршрутные кнопки де­лятся на поездные, маневровые и вариантные. Поездные кнопки располагаются у основа­ния повторителей входных, выходных и маршрутных светофоров и обозначаются по ли­терному знаку соответствующего светофора. Маневровые кнопки устанавливаются на оси пути и обозначаются по литеру маневрового или выходного светофоров. Таким образом, у повторителя выходного светофора, совмещенного с маневровым, располагаются две кноп­ки. Маршрутные кнопки у повторителей поездных светофоров определяют начало марш­рута у этого сигнала. Конец поездного маршрута фиксируется нажатием кнопок, располо­женных на оси пути. Кнопки у повторителей маневровых светофоров могут нажиматься как в качестве начальных, так и в качестве конечных.

При сложном путевом развитии станции для установки вариантных маршрутов между стрелками, которые определяют конфигурацию вариантного маршрута, устанавливают вариантные кнопки. Эти кнопки устанавливаются на оси пути и обозначаются по номерам стрелок, между которыми они установлены (кнопка 7/9 на рис. 2.29).

Основной маршрут задается нажатием двух кнопок: начала и конца маршрута. При наборе вариантного маршрута нажимается кнопка начала, затем вариантная и кнопка конца маршрута. В качестве вариантных, если это позволяет расстановка маневровых светофо­ров в горловине станции, могут нажиматься кнопки маневровых светофоров. Набор ма­неврового маршрута, в котором участвуют попутные маневровые светофоры, производит­ся нажатием двух кнопок: начала и конца маршрута. Промежуточные попутные светофо­ры при этом откроются автоматически.

Для контроля действий ДСП на аппарате управления применяется индикация нажа­тия кнопок (ячейка с зеленым светофильтром у повторителя светофора), направления и категории набираемого маршрута (указатели в виде стрелок со световыми ячейками), которые сигнализируют белым цветом при наборе маневрового маршрута и зеленым — поездного), отмены набора или установленного маршрута, перехода, в случае необходи­мости, с маршрутного на раздельное управление стрелками. Для контроля выполнения режима отмены маршрута предусмотрены световые ячейки: «Отмена» — красного цве­та, которая начинает мигать при нажатии групповой кнопки «Отмена маршрута» и вклю­чается ровным светом после перекрытия светофора в отменяемом маршруте; «Со свобод­ного пути», «Поездного» и «Маневрового», которые контролируют выдержку времени при отмене маршрутов с разными видами замыкания (выдержка времени составляет 5—7 с, 3 мин и 1 мин соответственно).


Кроме кнопок маршрутного управления на пульте-табло предусмотрено индивидуаль­ное (раздельное) управление стрелками. Для каждой стрелки в верхней части пульта-табло устанавливаются стрелочные рукоятки (нормально находятся в среднем положении). Над рукоятками расположены три лампочки, включение которых сигнализирует о положении стрелки. Лампочка красного цвета осуществляет контроль взреза стрелки, а также всех случаев потери контроля крайнего положения стрелки. Для получения информации о по­ложении стрелок предусмотрена кнопка «Контроль стрелок», нажатием которой включа­ются лампочки желтого или зеленого цвета над стрелочными рукоятками. Раздельное уп­равление стрелками применяют при неисправностях в схемах маршрутного набора, а так­же при выполнении регламентных работ по техническому обслуживанию устройств электрической централизации. Для перевода стрелок в случае ложной занятости стрелоч­ной секции на пульте-табло устанавливаются кнопки «Стрелки», которые опломбирова­ны. При переводе стрелки в данной ситуации дежурный по станции должен лично убедить­ся в фактической свободности секции, оформить запись в Журнале осмотра, повернуть стрелочную рукоятку в соответствующее положение, сорвать с кнопки пломбу и нажать её.

В тех случаях, когда после проследования подвижного состава по маршруту не про­изошло автоматическое размыкание секций, используется режим искусственной разделки. При этом нажимаются нормально опломбированные кнопки «Секции маршрутов» тех сек­ций, которые не разомкнулись и групповая кнопка «Искусственное размыкание». Ячейка с красным светофильтром «Искусственная разделка» начинает мигать после нажатия инди­видуальных кнопок изолированных участков и загорается ровно при нажатии групповой кнопки «Искусственное размыкание». Такой режим работы ячейки обеспечивается вклю­чением комплекта выдержки времени, настроенного на 3—4 мин.

Для контроля состояния участков приближения и удаления на пульте-табло установле­ны световые двухцветные световые ячейки. При свободном участке эти ячейки сигнализи­руют белым цветом, а при занятом — красным. Амперметр А, расположенный в верхней средней части пульта-табло, контролирует величину рабочего тока электродвигателя при переводе стрелки.

При неисправностях в схемах маршрутного набора установка маршрута производится вспомогательным режимом. Перевод стрелок осуществляется индивидуально стрелочны­ми рукоятками. После визуального контроля положения стрелок дежурный по станции нажимает кнопку «Вспомогательное управление» и, не отпуская её, последовательно нажи­мает кнопки начала и конца маршрута.

Для отправления на перегон хозяйственного поезда или подталкивающего локомоти­ва в пульте-табло устанавливаются ключи-жезлы по одному на каждый подход к станции. Для передачи стрелок на местное управление имеются кнопки «Местное управление». При нажатии этой кнопки над ней загорается контрольная лампочка в мигающем режиме, а восприятие местного управления руководителем маневров контролируется непрерывным горением этой лампочки.

На пульте-табло, кроме перечисленных выше, устанавливаются кнопки и контрольные лампочки следующего назначения: переключения режимов питания ламп светофоров; ав­томатической очистки стрелок; контроля состояния фидеров питания; включения и конт­роля работы дизель-генератора; перегорания предохранителей в релейном помещении; наличия питания переменного тока в релейных шкафах входных светофоров; исправности работы схемы включения сигнальных показаний светофоров с миганием огней.

Пульт-манипулятор с выносным табло. Для управления движением поездов на станци­ях с количеством стрелок 50 и более вместо пульта-табло применяется аппарат управле­ния, состоящий из пульта-манипулятора (рис. 2.30) и выносного табло (рис. 2.31).

В зависимости от количества централизуемых стрелок пульт-манипулятор и выносное табло состоят из нескольких различных секций. Пульт-манипулятор собирается из прямо­угольных и трапециевидных секций, а выносное табло — из прямоугольных.



 



 


На прямоугольных секциях пульта-манипулятора располагаются маршрутные кноп­ки, а на трапециевидных — стрелочные рукоятки для индивидуального перевода стрелок, секции связи с вызывными и переговорными устройствами. Над стрелочными рукоятками располагаются контрольные лампочки положения стрелок, индикация которых аналогич­на соответствующим лампочкам на пульте-табло. Кроме этого на секции стрелочных ком­мутаторов имеется кнопка «Контроль стрелок», нажатием которой включаются лампочки контроля положения стрелок.

На наклонной панели секции с маршрутными кнопками располагаются двухпозицион-ные одноконтактные кнопки, которые разделяются на три группы: поездные, маневровые и вариантные. Кнопки поездных светофоров имеют зеленые головки, маневровых — бе­лые, а вариантные, как правило, — желтые. Для фиксации концов поездных маршрутов на специализированных путях и маршрутов отправления при отсутствии дополнительного входного светофора применяются кнопки, цвет головок которых отличается от перечис­ленных (красные или черные). Каждая кнопка обозначается по литеру светофора, к кото­рому она относится. Вариантные кнопки обозначаются по номерам соседних с нею стре­лок. Набор поездного и маневрового маршрута производится нажатием кнопок начала и конца маршрута соответствующей категории. В случае набора вариантного маршрута при наличии по трассе маневровых светофоров, установленных в створе, можно нажимать кноп­ку любого из светофоров. При нажатии кнопок маршрутного набора на выносном табло включается световая индикация, такая же, как и на пульте-табло. В случае ошибочного нажатия маршрутной кнопки предусмотрена отмена набора, которая выполняется нажа­тием кнопки с таким же названием. Отмену маршрута дежурный по станции выполняет путем нажатия групповой кнопки «Отмена маршрута» и кнопки светофора, по которому был установлен маршрут, причем маршрутная кнопка светофора удерживается нажатой до момента перекрытия светофора.

Кроме этих кнопок на пульте-манипуляторе установлены: групповая кнопка искусст­венной разделки; кнопка вызова контроля положения стрелки; группа кнопок для переда­чи стрелок на местное управление; пломбируемые кнопки пригласительных сигналов; кноп­ки выбора режимов работы светофоров и табло; кнопки смены направления движения по перегону; кнопки выбора режимов и включения автоматической обдувки стрелок, включе­ния и выключения резервной электростанции. Контрольные лампочки, которые включа­ются при нажатии перечисленных кнопок, расположены на выносном табло.

Выносное табло состоит из прямоугольных секций, количество которых зависит от путевого развития станции. Конструкция выносного табло и примененная на нем индика­ция аналогична пульту-табло. В нижней части лицевой панели выносного табло располо­жены группы кнопок «Стрелки» (для каждой стрелочной горловины), нажатием которых выполняется перевод стрелок при ложной занятости стрелочных секций, и «Изолированные секции», предназначенные для включения режима искусственной разделки стрелочных и путевых секций. Ключи-жезлы для отправления хозяйственных поездов установлены на крайних секциях выносного табло.

Применение аппарата управления такого типа позволяет значительно улучшить усло­вия работы ДСП и обзор поездной ситуации на станции. Конструкция выносного табло, выполненного из блочных элементов с индикацией на коммутаторных лампах и светодио-дах, аналогична выносному табло со сплошной лицевой панелью.

Пульт типа ППНБ. Пульт управления типа ППНБ (рис. 2.32 и 2.33) используется для управления стрелками и светофорами на промежуточных станциях с количеством стрелок до 20. Пульт может состоять из одной или двух секций. Каждая секция имеет наклонную и горизонтальную панели, которые собираются из мозаичных блоков. Всего разработано более сорока типов блоков. Кроме блоков, предназначенных для сборки светосхемы стан­ции, имеются блоки кнопок различного типа и стрелочных коммутаторов. Фрагменты го­ризонтальной панели показаны на рис. 2.32.


На горизонтальной панеле устанавливаются кнопки, предназначенные для раздельно­го или маршрутного управления стрелками. Кнопки для перевода стрелок в плюсовое по­ложение имеют зеленые головки, а для минусового — желтые. Над каждой парой кнопок размещается световая ячейка с двумя лампочками, перед одной из которых установлен све­тофильтр зеленого цвета, а перед другой — желтого, предназначенные для контроля поло­жения стрелки. Рядом установлены сигнальные кнопки, объединенные в группы по катего­риям маршрутов. Кнопки поездных светофоров имеют зеленые головки, маневровых — белые. Установка маршрутов производится нажатием двух кнопок: первой нажимается кнопка светофора, по которому задается маршрут, нажатием второй кнопки определяется светофор, за которым данный маршрут заканчивается. Вариантные маршруты устанавли­ваются при помощи раздельного перевода стрелок с визуальным контролем их положения и нажатием сигнальной кнопки светофора, разрешающего движение по этому маршруту. Маневровые маршруты, в которых имеются промежуточные маневровые светофоры, уста­навливаются последовательно от светофора до светофора.

Индикация замыкания секций, открытия светофоров, проследования поезда по мар­шруту и др. аналогична другим типам пультов управления со светосхемой станции. На наклонной панели рис. 2.33 над светосхемой станции устанавливаются: кнопки включе­ния пригласительных огней, групповая кнопка искусственной разделки и аварийного перевода стрелок со счетчиками количества нажатий; кнопки переключения режимов работы станционных светофоров и табло; выключения звонка взреза и другие. Помимо кнопок в верхней части пульта управления находятся световые ячейки указателя направ­ления, категории задаваемого маршрута и контроля режимов отмены маршрутов. Ам­перметр, установленный в левой верхней части пульта позволяет контролировать вели­чину тока, потребляемого электродвигателями стрелочных электроприводов во время перевода стрелки.


На горизонтальной панели пульта типа ППНБ размещаются индивидуальные кнопки искусственной разделки стрелочных и путевых секций, кнопки смены направления движе­ния на перегонах и кнопки для изъятия ключей-жезлов, предназначенных для отправления на перегон хозяйственного поезда или подталкивающего локомотива. Сами ключи-жезлы находятся на боковых стенках аппарата управления.

На пульте управления типа ППНБМ для индикации состояния объектов контроля и управления вместо ламп накаливания применяются светодиоды, излучающие свет различ­ного цвета. В субблоках, устанавливаемых для контроля изолированных участков, исполь­зуются светодиоды прямоугольной формы, загорающиеся желтым цветом при замыкании секций в маршруте и красным, в случае занятия секций подвижным составом. Для контро-


ля состояния станционных светофоров используются субблоки со светодиодами круглой формы зеленого, красного и желтого цвета. Для контроля нажатия кнопки при наборе мар­шрута в субблоке с прямоугольными светодиодами устанавливается круглый светодиод зеленого цвета. Для контроля положения стрелок применяются светодиоды зеленого, жел­того и красного цвета. Контроль участков приближения и удаления осуществляется вклю­чением светодиодов прямоугольной формы красного или желтого цвета. Установленное направление движения по перегону контролируют светодиоды круглой формы желтого или зеленого цвета. Кроме перечисленных типов субблоков со светодиодами применяется субблок яркости, который предназначен для регулирования яркости свечения красных све­тодиодов на табло. Электропитание светодиодных субблоков осуществляется от источни­ка постоянного тока напряжением 6 В. Соединение субблоков с монтажом производится с использованием штепсельных вилок.

Автоматизированное рабочее место дежурного по станции при микропроцессорной цен­трализации АРМ ДСП-МПЦ. При оборудовании станции устройствами микропроцессор­ной централизации стрелок и светофоров в качестве аппарата управления и контроля при­меняется АРМ ДСП-МПЦ, который представляет собой промышленный компьютер со стандартной клавиатурой, манипулятором типа «мышь», двумя цветными мониторами и печатающим устройством. В качестве резервного аппарата управления используется ре­зервный компьютер с одним монитором. Ключи-жезлы с электрозащелками располагают­ся на отдельных аппаратных приставках. В случае отказа основного компьютера управле­ние производится с резервного рабочего места до устранения неисправностей основного.

Для работы с АРМ дежурному по станции необходим минимальный опыт работы на персональном компьютере. Программное обеспечение АРМ ДСП-МПЦ позволяет откры­вать схематическое изображение станции с поездным положением, отражающее состояние различных объектов контроля и управления, управлять движением поездов и маневровой работой, а также получать необходимую для этого информацию. Изменение состояния объекта может быть произведено путем подачи соответствующей команды при помощи манипулятора «мышь» или с клавиатуры с учетом поездной обстановки и состояния конт­ролируемых объектов. Кроме этого программа ведет протокол действий дежурного по стан­ции — фиксируется и запоминается каждое действие ДСП.

На экране монитора (рис. 2.34) изображается схематический план станции со всеми объектами управления и контроля. Установка маршрута (например, приема по светофору Н на 1П) с открытием соответствующего светофора осуществляется следующим образом.


В поле командной панели с клавиатуры вводится команда УПМ (установка поездного мар­шрута) Н:Ч1 и нажимается левая кнопка «мыши» на клавише ввода «Выполнить» (стрелка желтого цвета). При ошибочном вводе команды ее можно отменить нажатием кнопки «Очи­стка» на командной панели. При использовании для задания маршрута манипулятора «мышь» последовательность действий дежурного по станции и индикация следующие:

- курсор «мыши» подводится на точку начала маршрута, которой является светофор Н
или стык у него и нажимается левая клавиша «мыши». Если ДСП попал в объект и его тип
соответствует вводу команды задания маршрута, то вокруг повторителя светофора ото­
бразится прямоугольник зеленого цвета. Курсор изменится на соответствующий значок,
показывающий, что программа находится в режиме установки маршрута;

— выбирается точка конца маршрута — светофор 41 или изолирующий стык и фикси­руется нажатием правой клавиши «мыши»;

- в командном поле появится команда УПМ Н:Ч1, после чего нужно нажать кнопку
«Выполнить» на командной панели. На мониторе отображается обозначение начала марш­
рута в виде кружка зеленого цвета у изолирующего стыка. Если стрелки не были установле­
ны по маршруту, происходит их автоматический перевод, причем при необходимости пере­
ведутся и охранные стрелки. Далее происходит замыкание маршрута и цвет секций с черного
меняется на зеленый. После замыкания секций в маршруте происходит открытие светофора
и на его символе на мониторе загорается соответствующее сигнальное показание.

Установка маневровых маршрутов производится аналогично, но после замыкания сек­ций цвет их полос будет желтым.

При занятии участков приближения их символы загораются красным цветом и допол­нительно подается кратковременный звуковой сигнал. После вступления поезда на учас­ток за открытым входным светофором зеленая полоса этой секции меняется на красную и около нее появляются две зеленые точки, а разрешающее показание светофора сменится на запрещающее. При занятии поездом других участков индикация будет аналогичной. По мере освобождения секций красная полоса гаснет и исчезают зеленые точки, что указывает на размыкание секций маршрута.

Кроме манипуляций по установке маршрутов дежурный по станции может выполнять разнообразные действия на данном аппарате управления, как и на пультах управления других типов. Ответственные команды (перевод стрелок при ложной занятости, прием по пригласительному сигналу и др.) перед их выполнением требуют подтверждения принято­го решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 35595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.