КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие социологии в России 1 страница
Классический и современный этапы в развитии социологии Социальные идеи в немецкой классической философии Немецкой классической философией обычно называют период развития немецкой философии в последней трети XVIII — первой половине XIX столетия, когда Германия стала законодательницей философской, да и вообще интеллектуальной моды в Европе. Наиболее значимые фигуры в немецкой классической философии: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и Л. Фейербах. Кант Иммануил — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Профессор философии Кенигсбергского университета. Первым в Германии обосновал идею либерализма. Основные идеи: каждое лицо обладает совершенным достоинством и абсолютной ценностью; человек должен руководствоваться велением нравственного закона; закон безусловен — это «категорический императив»; следование голосу «практического разума» — сфера этики и права. О праве: право — совокупность условий, ограничивающих произвол; призвание права — надежно гарантировать мораль, социальное пространство, где могла бы развиваться свобода индивида; осуществление права требует, чтобы оно было обязательным; всеобщий закон права — категорический императив; свойства права реализуются только в государстве. Категории права: естественное право имеет «две ветви»: частное и публичное; положительное право — воля законодателя; справедливость — притязание, не предусмотренное законом. О государстве: государство — объединение людей, подчиненных правовым законам; благо государство — это состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права; назначение государства в совершенствовании права. О вечном мире: достичь его можно в отдаленном будущем; вечный мир — это всеохватывающая федерация самостоятельных, свободных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. Основные произведения: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», 1755; «Метафизические начала учения о праве», 1793; «К вечному миру», 1795. Фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794—1799). В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. В своей системе Фихте исходит из философии Канта, из которой он устраняет идею вещей, существующих независимо от субъекта, и пытается диалектически вывести все содержание знания из деятельности познающего «Я». В своих этических воззрениях Фихте исходит из необходимости добровольного ограничения свободы каждого лица для создания возможности совместного существования множества самоопределяющихся существ. Большую роль в политической жизни Германии и в 29 возникновении германского освободительного движения начала XIX столетия сыграли «Речи к немецкой нации», прочитанные им в берлинской Академии в 1807—1808 гг., когда Германия была занята войсками Наполеона. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854) — немецкий философ. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объектив ноидеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательнодуховного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Метод усмотрения этого единства — интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство — высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности («Система трансцендентального идеа лизма», 1800). Саморазвитием абсолюта осуществляется его самопознание. Источник зла — свободное отпадение человека от абсолюта. Гегель Георг Вильгельм Фридрих — немец кий философ. Основные идеи: о праве: право — бытие свободной воли. Право употребляется в следующих значениях: право как свобода (идея права); право как определенная ступень и форма свободы (особое право); право как закон (позитивное право). Закон — конкретная форма выражения права. Существуют три степени развития права: абстрактное право (собственность, договор); мораль (умыслы, вина, намерение, благо, добро, совесть); нравственность (семья, гражданское общество, государство); о свободе: свобода личности — это право на частную собственность; свобода — свобода личности, правоспособность, моральность, религиозность; свобода — достижение правового государства; о преступлениях: преступление — проявление «неправды»; преступление — сознательное нарушение прав, значит, наказание — это средство восстановления нарушенного права; наказание за преступления — способ восстановления через право морали; о гражданском обществе: гражданское общество — это сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности; гражданское общество — это подлинная свобода; гражданское общество — это система потребностей, отправление правосудия, полиция, корпорация. Структура гражданского общества (3 сословия): субстанциональное (землевладельцы, дворяне, крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники); о государстве: идея государства — зависимость и равенство всех перед законом; государство — действительность конкретной свободы; государство — конституционная монархия, основанная на разделении властей; разделение властей — гарантия публичной свободы; основа государства — его суверенитет; о международном праве: международное право — проявление внешнего государственного права; международное право — это не действительное право, а долженствование, а каким ему быть, зависит от суверенной воли каждого государства. Основные произведения: «Наука логики», 1812—1818; «Основы фи лософии права», 1821. Фейербах Людвиг (1804—1872) — немецкий философгуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К. Маркса. Первона чально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха — человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого — чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные произведения: «К критике философии Гегеля», 1839; «Сущность христианства», 1841; «Основы философии будущего», 1843; «Сущность религии», 1851. 30 И. Кант (1724—1804). Значительную часть философии Канта занимали этика, учения о праве и человеческой истории. Основу этики И. Канта составлял знаменитый категорический императив — безусловный закон, принцип достойного человеческого поведения. Согласно одной из формулировок категорический императив звучит так: «Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом». Иначе говоря, поступай так, чтобы все могли следовать твоему примеру. Еще одна формулировка: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству». Можно понять этот тезис как утверждение самоценности каждого человека, невозможность пренебрегать чьими-либо интересами. Такой принцип совместим с природой современной демократии. И. Кант весьма высоко ценил роль государственных и правовых институтов в жизни общества, полагал, что смысл исторического развития заключается в возникновении правового государства, где были бы гарантированы права каждого гражданина. Перу Канта принадлежит трактат «О вечном мире», где он выступал за неотделимость политики от моральных принципов, считал необходимым создание федерации свободных государств, связанных договором, исключающим войну между ними. Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Не менее важную роль в развитии социальной мысли сыграло философское учение Г. В. Ф. Гегеля. История для Гегеля — реализация духа, сущностью которого является свобода. Соответственно им строится и периодизация истории: — Древний Восток, где свободен один; — Античный мир, где свободны некоторые; — Германский мир, где свободны все. История движется действиями великих личностей и народов. Свобода, которая реализуется в истории, возможна только в государстве. Государственно-правовое состояние людей оценивается Гегелем как воплощенная свобода. Однако, превознося государство, идеал которого философ видел в прусской монархии, Гегель отдает ему приоритет перед отдельным гражданином, человеком. Не государство существует для человека, по Гегелю, а человек — для государства. В этом отличие теории Гегеля от теорий Локка и даже Канта. 31 В отличие от последнего, критиковавшего войну и мечтавшего о вечном мире, Гегель до определенной степени оправдывает войну как средство осуществления истории. Ему также не свойственно распространять требования морали на политику, как это делал И. Кант. У историков социологической науки сложилась достаточно общепризнанная периодизация развития мировой социологии. Наиболее общее деление — выделение классического и современно го периодов развития. При этом периодом ранней классики считается время с середины XIX в. до окончания Первой мировой войны, а «зрелая», или «поздняя», классика — это социология между двумя мировыми войнами. Современный этап развития социологии делят на два периода, выделяя послевоенный период с 1946 г. до конца 60х гг. ХХ в. и собственно современную социологию, длящуюся с 70х гг. по настоящее время. Интеллектуалы середины XIX — начала XX в. унаследовали от эпохи Просвещения веру в прогресс, основанный на развитии разума, только теперь разум все больше связывался с конкретными науками, наука становилась синонимом разума. Прогресс приобрел значение прогресса науки и основанного на ней переустройства общественной жизни. В области социального знания это означало, во-первых, дифференциацию отдельных его отраслей, многие из которых оформлялись как конкретные строгие науки (экономическая теория, теория права и т. д.); во-вторых, предпринимались попытки создать «строгую» интегративную науку об обществе вообще. Одним из первых и наиболее классических выражений этих идей можно считать позитивизм, основоположником которого был Огюст Конт (1798—1857). Конт Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье —французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает несущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологическую, метафизическую и позитивную, или научную), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные произведения: «Курс позитивной философии», 1830— 1842; «Система позитивной политики», 1851—1854. Согласно О. Конту, человеческий разум проходит в своем развитии три стадии: • теологическую (религиозную); 32 • метафизическую (философскую); • позитивную (научную). Конт считал, что в XIX в. человечество переходило к научной стадии развития. Этой стадии развития разума соответствовало промышленное (индустриальное) общество, основанное на широком применении науки и техники, открывающих безграничный простор прогрессу. Огюст Конт в своей работе «Курс позитивной философии» ввел понятие «социология» для обозначения строгой, свободной от метафизики, науки об обществе. О. Конт, как и многие другие философы того времени, находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, поднял на щит девиз: «Порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс — как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук. О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действует в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделил на социальную статику и социальную динамику и допустил применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. По мнению О. Конта, социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия он совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор и называют позитивизмом. Историческая и научная роль О. Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он по ставил в рамках отдельной науки, которую и назвал социологией. 33 Однако необходимость общественных преобразований не просто постулировалась или основывалась на абстрактных моральных соображениях, но обосновывалась научно. Показателен в этом плане «научный социализм» Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса(1820—1895). К. Маркс на основании научной философии, общих представлений о природе, обществе и истории стремился доказать необходимость преодоления буржуазного (капиталистического) строя и становления коммунизма — общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком. В теории Маркса предлагалось видение истории как процесса, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций, каждая из которых представляет собой определенный тип общественной организации, соответствующий определенному типу социально-экономических отношений (формационный подход к истории). Изменение общества основывалось на закономерном развитии экономики. Необходимость коммунистической революции, возникновения коммунизма Маркс стремился доказать как экономическую необходимость. Этому посвящен, в частности, его знаменитый труд «Капитал», представляющий собой не только теоретическое обоснование коммунизма (которое вряд ли можно считать приемлемым), но и серьезнейшее исследование буржуазных экономических отношений. Карл Маркс — мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. В 1835— 1841 гг. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университетов. С 1842 г. редактор демократической «Рейнской газеты». В 1844 г. познакомился с Ф. Энгельсом. В пери од революции в Европе 1848—1849 гг. работал в международной организации «Союз коммунистов», вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 г. Маркс и Энгельс издавали в Кёльне «Новую Рейнскую газету». После поражения революции Маркс переехал в Париж, затем в Лондон. Свою деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером I Интернационала (1864—1876), после его роспуска Маркс выдвинул основную политическую задачу — создание пролетарских партий в отдельных странах. В 1867 г. вышел главный его труд «Капитал» (т. 1), работу над следующими томами за вершил Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс участвовал в формировании пролетарских партий. Он разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и переходе к коммунизму через пролетарскую революцию. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце XIX — начале XX в. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. Продолжателем дела Маркса и Энгельса стал В. И. Ленин. 34 Основные труды: «Экономическо-философские рукописи», 1844; «К критике гегелевской философии права», 1844; «Святое семейство», 1845; «Немецкая идеология», 1845—1846 (обе совместно с Ф. Энгельсом); «Нищета философии», 1847; «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», 1850; «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», 1852; «Гражданская война во Франции», 1871; «Критика Готской программы», 1875. Фридрих Энгельс — мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в г. Бармен (ныне Вупперталь, Германия) в семье фабриканта. В 1841—1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 г. положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 г. вместе с Марксом издавал в Кёльне «Новую Рейнскую газету», в 1849 г. участвовал в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии. В ноябре 1849 г. переехал в Лондон, в ноябре 1850 г. в Манчестер, где работал в торговой конторе, с 1870 г. жил в Лондоне; Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью I Интернационала. После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов. Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии», 1845; «Святое семейство», 1845; «Немецкая идеология», 1845—1846 (обе совместно с Карлом Марксом); «Крестьянская война в Германии», 1850; «Революция и контрреволюция в Германии», 1851—1852; «Анти Дюринг», 1878; «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884; «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», 1886; «Диалектика природы», 1873—1882 (опубликована в 1925 г.); «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», 1894. Шпенглер считал, что Европа начала XX в. вступила в стадию заката, т. е. ее исторический цикл подходит к концу. Пессимизм Шпенглера был в значительной мере связан с драматическими событиями начала века, Первой мировой войной, принесшей огромные человеческие жертвы и ввергнувшей Европу в разруху. Вопреки распространенной тогда вере в прогресс, безоговорочную веру в науку и прогресс разделяли, однако, не все мыслители этой эпохи. Так, в конце XIX — начале XX в. большую популярность приобретает философия жизни, виднейшим представителем которой был немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900). Ницше — иррационалист, свои убеждения он не доказывает, а провозглашает. Ницше выступал с критикой существующей буржуазной мора ли, призывая к «переоценке всех ценностей». Критика Ницше велась не с социалистических позиций, предполагающих призыв к равенству, а с позиции интеллектуального и морального аристократизма. Ницше считал, что «человек есть нечто, что должно превзойти», и провозглашал пришествие некоего «сверхчеловека», носителя новой, сильной, волевой морали. Ницше выступал и с опровержением христианства как религии, защищающей слабость. 35 Ницше Фридрих — немецкий философ, представитель философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета (1869—1879). Испытал влияние А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала бытия «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм («По ту сторону добра и зла», 1886). В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности («Так говорил Заратустра», 1883—1884; «Воля к власти», опубликовано 1889—1901) сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего». Другой представитель «философии жизни» Освальд Шпенглер (1880—1936) предложил своеобразное видение истории, которую он рассматривал «…не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет собой историю отдельного народа или группы народов». Такой цикл Шпенглер называл культурой. Специфика каждой культуры определяется «душой», которая не может быть исследована научными средствами и непроницаема для человека иной культуры. Шпенглер Освальд — немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, ки тайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность — цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходятбесплодие и окостенение. Главное произведение: «Закат Европы», 1918—1922. В середине XIX — начале XX в. заметно продвинулось вперед научное обществознание. Это время веры в прогресс, основанный на развитии научного знания и его применении во всех сферах общества. Однако появлялись мыслители, которые под влиянием реальных исторических событий, а также исходя из трудностей, сопровождавших попытки научного исследования общества, высказывали сомнения и в прогрессе, и в универсальности научных (естественнонаучных) методов познания и преобразования реальности. Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог-позитивист, основоположник органической школы в социологии. На Г. Спенсера оказала глубокое влияние теория эволюции Ч. Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство и т. д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и др.), каждая из которых влияет на 36 функционирование целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор происходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных». Процесс адаптации, по Спенсеру, способствует усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными. Таким образом, общество развивается от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожи ми между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т. е. институт) нельзя заменить другой. Все части должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции. Спенсер Герберт — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное произведение: «Система синтетической философии», 1862—1896. Дарвин Чарлз Роберт (1809—1882) — автор эволюционной теории развития живых организмов (дарвинизма), английский натуралист и путешественник. В результате путешествия на английском военном корабле «Бигль» (1831— 1836) и изучения живых и вымерших видов Дарвин выдвинул идею о естественном отборе для объяснения эволюции видов. Свою теорию он опубликовал в 1859 г. в книге «Происхождение видов». Результаты изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста», 1839; «Зоология путешествия на корабле „Бигл”», 1840; «Строение и распределение коралловых рифов», 1842 и др. В 1859 г. Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», где показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов. В 1868 г. Дарвин опубликовал свой второй труд — «Изменение домашних животных и культурных растений», — в который вошло множество примеров эволюции организмов. В 1871 г. появился еще один важный труд Дарвина — «Происхождение человека и половой отбор», где Дарвин привел аргументы в пользу животного происхождения человека. Известны и другие работы Дарвина — «Усоногие раки», 1851—1854; «Опыление у орхидных», 1862; «Выражение эмоций у человека и животных», 1872; «Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире», 1876. Плодотворной была догадка о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы или совокупности единиц сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен. Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества 37 «индустриальные», где контроль и централизация слабее. Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т. е. непрерывного поступательного движения обществ, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, пред полагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации. Спенсер считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора, и правительство не должно вмешиваться в этот процесс, — такая философия получила название «социальный дарвинизм». Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов. Спенсер полагал, что при невмешательстве права в социальный процесс на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто естественное и устойчивое равновесие интересов. Взгляды Спенсера, чрезвычайно популярные в свое время, поз же были отвергнуты наукой, а во второй половине XX в. вновь наметился интерес к его теории, поскольку Спенсер оказался предшественником структурного функционализма и системного анализа, занявших первостепенное место в современной социологии. Георг Зиммель (1858—1918) — немецкий социолог, чьи взгляды представляют особый интерес. Социология, считал Зиммель, должна конституироваться не традиционным путем — путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как метод науки, определяющий ее содержание. С этой точки зрения все предметы каждой из социальных наук являются особым образом оформленными «каналами», по которым течет общественная жизнь. Напротив, то новое социологическое видение, которое предлагает Зиммель, имеет своей задачей изучение тех закономерностей, которые недоступны каждой из этих наук. Зиммель Георг — немецкий философ, социо лог и культуролог, один из ярких представителей философии жизни, основоположник «формальной социологии». Основные его идеи были разработаны под непосредственным влиянием В. Дильтея. С точки зрения Зиммеля, на пороге ХХ в. центральной темой философии вновь становится «жизнь» — исходная точка всей действи тельности и всех ее оценок: метафизических, психологических, нравственных и художественных. Жизнь всегда находится в конфликте со всеми устоявшимися формами познания и практики, она в современную эпоху постоянно их разрушает: экономическая жизнь — формы производства, модернизм — традиционные художественные формы, философия — идеальный мир истин, мистицизм — существующие религиозные формы. Жизнь превозмогает собственную ограниченность, образуя «более чем жизнь» — культуру. Философия жизни трансформируется у Зиммеля в философию культуры. Культура, возвышаясь над жизнью, обретает собственную динамику и логику своего развития. Культура — начало, оформляющее жизнь, но жизнь никогда не застывает ни в одной из форм, любое 38 творчество лишь изменяет форму культуры, но не может изменить форму жизни. В конце ХIХ в. этот извечный конфликт достигает наибольшего противоречия: жизнь начинает бороться против культуры как таковой. Чем более развивается культура, тем более изощренные формы отчуждения человека от жизни она создает, готовя свою неизбежную гибель. В работе «Философия денег» он писал о том, что «деньги уравнивают все, выступают неким всеобщим формальным эквивалентом человеческих отношений, способствуют всеобщему отчуждению, ибо уничтожают всякую непосредственность чувств, привязанностей, симпатий, долга, совести и т. д. Люди теряют свои качественные особенности, превращаясь в одномерных индивидов. Деньги становятся символом межчеловеческих отношений, как и проституция»
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |