Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические ресурсы и их виды. Производственные возможности общества




Методы познания экономики

 

Познание отдельно взятой науки требует использования определенных методов. В частности, в экономических науках широко используется метод научной абстракции. С помощью абстракции экономические явления освобождаются от всего случайного, второстепенного, постигается сущность явления, его закон. Например, при выявлении закона спроса анализируется только взаимозависимость между спросом и ценой при абстрагировании от прочих условий

Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов.

Часто используется исторический метод. Он заключается в изучении явлений в той последовательности, в какой они имеют место в истории. На его основе создается наглядное представление о хозяйственных процессах, недостатком является обилие материала.

Логический метод изучает явления в их внутренней связи, обусловленности, освобождении от всего случайного.

Важны методы анализа и синтеза. Анализ заключается в расчленении целого на элементы, в изучении этих элементов и обосновании на этой основе выводов. Синтез состоит в том, что берутся отдельные явления, изучаются, обобщаются и на этой основе делаются выводы.

В логике различают метод индукции и метод дедукции. Индукция - метод изучения, при котором исследование ведется от частного к общему. Дедукция - от общего к частному. Выводы дедукции - силлогизмы.

В экономической теории широко используются математические методы, методы моделирования (метод математического моделирования и метод экономико-математического моделирования, то есть методы нахождения оптимума). Они описывают экономические явления с помощью математических формул, символов и алгоритмов. В экономических науках в последнее время стал широко использоваться эксперимент. Критерием истинности теоретических положений в данном случае выступает практика.

Широко используется метод графических изображений. Он помогает воспринимать соотношение между различными экономическими показателями, оценивать их поведение под влиянием изменения экономической ситуации, дает возможность с предельной точностью выразить зависимость между экономическими параметрами.

 

Производство различных благ и вся хозяйственная деятельность базируются на использовании экономических ресурсов. Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг (продукции). К ним относятся:

¨ природные ресурсы (земля (земельные площади), недра (объем ископаемых), водные и лесные ресурсы и т.д.), сокращенно- земля;

¨ трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно - труд;

¨ капитал (в форме денег, т.е. денежного капитала или средств производства, т.е. реального капитала (его денежная стоимость);

¨ предпринимательские способности (предприимчивость) - способности людей к организации производства товаров и услуг;

¨ наука - научно-технический прогресс или знания и умения, накопленные предыдущими поколениями (этот ресурс не всегда включают в классический набор экономических ресурсов).

¨ информация - огромное значение для экономической деятельности приобрел этот специфический вид ресурсов в ХХ веке. Под информацией понимаются все те сведения и знания, которые необходимы людям для осознанной экономической деятельности. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна.

Вместо термина «экономические ресурсы» в отдельных случаях используют термины «факторы производства», «производственные ресурсы». Факторы производства – задействованные в процессе производства экономические ресурсы.

Ресурсы тесно взаимодействуют. Так, капитал расходуется предпринимателями на покупку природных и трудовых ресурсов, результатов научно-технического прогресса. В свою очередь, НТП повышает эффективность использования капитала (особенно реального), увеличивает отдачу от природных и трудовых ресурсов, улучшает организацию производства.

Перед человеком постоянно встает вопрос эффективности использования наличных ресурсов, который конкретизируется в одном из фундаментальных принципов рыночной экономики: минимум затрат - максимум прибыли. По-другому этот принцип звучит как затраты - выгода.

Возможность производить блага, в дальнейшем направляемые либо непосредственно в сферу потребления (потребительские блага – продукты питания, одежда, жилье), либо в сферу дальнейшего производства (инвестиционные блага – производственные здания, сооружения, оборудование) определяется производственными возможностями общества. Производственные возможности общества зависят от количества, качества и эффективности использования имеющихся у данного общества экономических ресурсов (рис. 1).

 

       
   
 
A
 

 


Рис. 1. Производственные возможности общества

 

Не все продукты и не всегда можно выпускать в необходимом количестве. Следовательно, общество чем-то должно жертвовать, предпочитая производство одного товара другому. Возможно увеличение производства одного продукта только с уменьшением другого, то есть за его счет. Возникает альтернатива.

Кривая AE (график на рис. 1) показывает оптимальное сочетание производства автомобилей (ось ординат) и костюмов (ось абсцисс), при котором обеспечивается максимум производства того и другого при данном количестве ресурсов и при данной технологии. Любая точка на кривой (B, C, D) будет характеризовать альтернативное производство. Точки F и Q означают соответственно неэффективное использование обществом своих производственных возможностей (не вся рабочая сила занята, технология отсталая или ресурсоемкая, слабая организация производства) и недоступность данного сочетания производства двух альтернативных товаров при данном уровне развития науки и технологии.

Производственные возможности общества постоянно возрастают за счет научно-технического прогресса. На графике это выглядит как параллельный сдвиг кривой производственных возможностей вправо-вверх.

При оценке производственных возможностей общества необходимо принимать во внимание существование проблемы ограниченности ресурсов

Материальное производство - основа жизни человеческого общества. Человек должен потреблять, чтобы жить. Главная особенность потребностей заключается в их неутолимости. Существует ряд причин, обусловливающих ограниченность ресурсов:

¨ человечество развивается, развиваются и его потребности;

¨ повышается культурный уровень людей и соответственно повышается уровень их потребностей;

¨ любое новое изобретение становится потребностью и порождает целую цепь новых потребностей;

¨ средства массовой информации делают данную потребность достоянием всех людей;

¨ потребности растут количественно в силу роста самого народонаселения Земли.

Таким образом, человек обладает неограниченными потребностями в благах, а общество стремится эти блага создавать в необходимом количестве с целью удовлетворения соответствующих потребностей. Для удовлетворения потребности необходимо использовать благо. Если благо принадлежит конкретному человеку или группе лиц, имеет смысл говорить о понятии «собственность».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.