КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие финансов и финансовой системы
Государства Вопросы для самопроверки 1. Раскройте содержание макроэкономического равновесия. 2. С помощью каких показателей можно оценить макроэкономическое равновесие? 3. Что понимают под чистым национальным продуктом? 4. Что такое национальный доход? 5. Чем характеризуется личный доход? 6. Какие модели макроэкономического равновесия вам известны? 7. Обозначьте основные положения неоклассической модели макроравновесия. 8. Дайте характеристику точки зрения сторонников кейнсианского подхода. 9. Что вы можете сказать о синтетической модели совокупного спроса и совокупного предложения? 10. Раскройте основные положения теорий макроэкономического равновесия. 11. Что следует понимать под национальным рынком? 12. Что такое совокупный спрос и каковы его факторы? 13. Что понимают под совокупным предложением и от чего оно зависит? 14. Дайте характеристику кривой совокупного предложения. 15. назовите функции совокупного спроса и предложения.
ГЛАВА 14. Бюджетно-налоговая политика Финансы - экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения части национального продукта в стоимостном выражении, и создания, использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться соответствующими показателями. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их движения. Финансовые отношения осуществляются соответствующими учреждениями (финансовые органы, подразделения налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Известны два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался, во-первых, в том, что значительная часть финансовых ресурсов сосредоточивалась в руках государства, а оставшаяся часть находилась в распоряжении предприятий, учреждений. Во-вторых, централизованное руководство финансами сочеталось с предоставлением определенных прав и самостоятельности республикам, предприятиям, учреждениям в использовании имеющихся денежных средств. В-третьих, статьи доходов и расходов государственного бюджета, республиканских и местных бюджетов в основном совпадали. Принцип фискального федерализма лежит в основе построения финансовых систем развитых стран. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. К примеру, в США доходы федерального правительства, штатов, местных органов власти формируются за счет разных источников. В разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Правительство, штаты, местные власти независимы в своих расходах. Правительство финансирует оборону, космос, сельское хозяйство, внешние отношения и т.д., а муниципальные власти — программы в области образования, здравоохранения, дорожного строительства, охраны окружающей среды и т.д. В связи с тем, что доходов штатов, местных органов власти не хватает для покрытия их расходов, правительство оказывает финансовую помощь штатам, а они — муниципальным органам. В целом принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные и децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном - в финансовой системе они занимают определяющее положение. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, унитарных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых предприятий и т.д. Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном). Одно из звеньев общегосударственных финансов — внебюджетные фонды. Они имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются органами власти. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, разного рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются за счет специальных целевых отчислений, других источников и используются для финансирования целевых мероприятий. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные. Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов. Его основными формами являются государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды. Государственные займы связаны с аккумуляцией свободных денежных средств населения, предприятий, организаций путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг. Государство является заемщиком средств, а население, предприятия — кредиторами. Государство может выступать не только в роли заемщика, но и в роли кредитора, оказывая финансовую помощь отдельным предприятиям в форме предоставления казначейских ссуд из бюджетных средств. Таким образом, кредит помогает формированию дополнительных финансовых ресурсов государства и облегчает решение общегосударственных задач.
14.2. Налогообложение: сущность и принципы Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства. Основным элементом налогообложения являются налоги. Они представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения потребностей общества. Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: ¨ эффективность – налогообложение призвано выравнивать доходы с целью сокращения их дфференциации; ¨ всеобщность - охват налогами всех субъектов хозяйствования; ¨ обязательность; ¨ равенство - взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования; ¨ однократность – двойное и более взимание налога недопустимо; ¨ стабильность - ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными; ¨ прозрачность - простота и доступность для восприятия; ¨ гибкость - налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики. К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода; у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налога (то есть налог изначально должен быть дифференцирован). В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехуровневой. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (на уровне штатов, земель) и местном; в государствах с унитарным устройством (Франция, Республика Беларусь) — на двух уровнях: общегосударственном и местном. Налоги в экономике выполняют фискальную и регулирующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в государственный бюджет – налоговые поступления составляют большую его часть; вторая заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно стимулировать развитие отдельных отраслей, обеспечивать платежеспособный спрос населения. Субъектом налогообложения выступает налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, обязанное платить налог. Объектом налогообложения является доход, товар или имущество, подлежащее налогообложению. Налоговой ставкой называется величина налога, взимаемого с объекта налогообложения.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |