Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория познания и мышления




 

Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (чистого знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о достижения истины, о её критериях(1,с.257). Философия мышления рассматривает сам процесс мышления как таковой, раскладывает его на составные части. Основополагающим принципом теории познания является понятие отражения объективной реальности. Философы еще в древности разделились по этому вопросу на материалистов и идеалистов. Демокрит рассматривал познание как отражение, восприятия отторгающихся от вещей образов (эйдосов). Платон снимал идею отражения, сводя познание к воспоминаниям душой её прежних впечатлений, когда она пребывала в царстве чистой мысли и красоты. Диамат соединил эти представления и дал своё истолкование теории познания. К.Маркс и Ф.Энгельс писали: «Все идеи извлечены из опыта, они отражение действительности, верные или искаженные»(1,с.257-258). Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин выводит теорию познания на принципиально новый уровень, использует весь накопленный опыт развития философской мысли. Напомним, те положения, которые мы рассмотрели в теориях развития и миропостроения.

1. Наш мир – это одна огромная информационная структура, являющаяся носителем одного гигантского сознания – Бога. Мы, наше сознание, соединены с ним бесконечным количеством частей общих процессов, протекающих через нас и делающих человека частью общего Сознания Вселенной.

2. Развитие происходит от хаоса – все к новым и новым уровням порядка, т.е. упорядоченность усложняется.

3. Мир, который одновременно есть Бог, развивается и усложняет своё Сознание, создавая все новое богатство вариантов и смыслов. Он – это мир познающий сам себя. Бог познаёт нечто, создавая в себе всю сложность нашего мира. Мысли Бога – это совокупность всех процессов, идущих в мире.

4. В ходе этого процесса появился человек. Человек имеет ту же природу, что и Бог, - он разрушает простые упорядоченности, создавая более сложные. Он создаёт смысл в процессе своего познания.

5. То, что познаёт человек, является упорядоченностью, созданной в сознании Бога. То есть субъективная реальность Бога является объективной реальностью человека. Человек сам по себе является частью Мира, а стало быть, Бога.

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного к всё более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, т.е. от низших порядков знания к более высоким или от хаоса в знании к порядку. Что такое порядок? Порядок – эта такая последовательность событий, для которой можно вывести единую закономерность. Самый простой порядок – это своего рода монотонность. Точнее, это одна монотонность на фоне другой, потому что любой порядок состоит как минимум из двух элементов. Одинаковые кирпичи – первый монотонный элемент, одинаковая их кладка – второй монотонный элемент. Существуют порядки более высокого уровня, т.е. из большего числа элементов. Например, мы можем разложить карточки, на которых написаны числительные и прилагательные один за другим (Ч, П. Ч, П. и т.д.), а также в разные кучи, в одну – числительные, в другую – прилагательные. В этом порядке уже как минимум три элемента. Другими словами, материальный порядок можно обнаружить при помощи практики, т.е. чрез целенаправленную деятельность человека. Но есть еще порядок более высокого уровня смысловой. Если подступаться к нему с физическими мерками, его не обнаружить. Например, невозможно невооруженным глазом обнаружить порядка в последовательности букв в алфавите или в какой-либо математической формуле. Это порядок более высокого порядка, смысловой порядок. Следовательно, порядок бывает материальным и смысловым. Отсюда следует более точное определение порядка. Порядок – это такая последовательность событий, для которой может быть выведена единая закономерность относительно определенной системы ключей. Система ключей – это определенная система закономерностей, как, например, закономерности языка. Значит, нужно иметь определенный доступ к ключам, то есть понимать закономерности существования того или иного порядка, чтобы определить саму закономерность, по которой устроен этот порядок(13,с.15-16). Забегая немного вперед, хочется отметить, что этот доступ к ключам даёт Душа человека. Вспомним определение хаоса. Хаос – это такая последовательность событий, для которой закономерность вывести нельзя. Это случайное сочетание бесконечного количества вариантов в чистом виде. Но существует ли абсолютный хаос, в котором не скрыто никакой закономерности? Хотя бы один уровень упорядоченности сохраняется в любой последовательности. Хаос- это такая последовательность событий, для которой не может быть выведена единая закономерность относительно данной системы ключей. Для абсолютного хаоса единой системы ключей создано быть не может ни на каком уровне (13,с.18-21). И так, процесс познания представляет собой постижение мира от простого к сложному. Постигая мир, человек создаёт в своем сознании смысловые структуры, его описывающие. Правильней сказать, открывает эти смысловые структуры, т.е. в сознание начинает обладать все большим количеством ключей. Процесс постижения смыслов идет параллельно с практикой, т.е. целенаправленной деятельностью человека. Иначе, невозможно. Человек является неотъемлемой и органичной частью глубинных механизмов нашего мира. Одним из основных понятий теории познания является понятие энтропия. Энтропия – это процесс увеличения беспорядоченности в мире. Наш мир устроен так, что упорядоченности в нем непрерывно разрушаются, поэтому в нашем мире возрастает энтропия. Есть физическая теория Тепловой смерти Вселенной. Уильям Томсон эксраполировал принцип возрастания энтропии на крупномасштабные процессы, протекающие в природе. Клаузиус распространил этот принцип на Вселенную в целом, что привело его к гипотезе о тепловой смерти Вселенной(6,с.193). Она утверждает, что в далеком будущем, когда все температуры во Вселенной уравняются, и воцарится единая температура – тогда не будет источников энергии и мир замрет в неподвижности. Только пока есть различия в уровнях энергии – возможно освобождение энергии. Упорядоченность поддерживается определенным уровнем энергии и если её не возобновлять, то энергия иссякает. Когда из порядка уходит энергия – порядок разрушается. Если ничего не делать, энергия будет уходить, что приводит к разрушению (это, кстати, касается самого человека, человек без активного действия, без практической деятельности разрушает сам себя). Там где есть упорядоченность, - есть сила, энергия. А раз там есть энергия, то её можно оттуда извлечь. Так и в мире – возрастает энтропия, значит конец неизбежен: энергия иссякает и когда–нибудь иссякнет окончательно. Но все же этот процесс разрушения идет очень медленно(13,с.24). Почему? Большой вклад в развитие проблемы будущего развития вселенной внес Больцман, применивший к замкнутой вселенной понятие флуктуации. Под флуктуацией физической величины понимается отклонение истинного значения величины от её среднего значения, обусловленное хаотическим тепловым движением частиц системы. При формулировании флуктуационной гипотезы Больцман исходил из допущения, что бесконечная вселенная уже достигла состояния термодинамического равновесия. Но вследствии статистического характера принципа возрастания энтропии для небольших областей этой бесконечной вселенной возможны макроскопические отклонения от состояния равновесия – флуктуации. «Имеется выбор между представлениями, пишет Больцман. – Можно предположить, что вся Вселенная сейчас находится в некотором весьма невероятном состоянии. Но можно мыслить зоны – промежутки времени, по истечении которых снова наступают невероятные события, - такими же крошечными по сравнению с продолжительностью существования вселенной, как расстояние от земли до Сириуса ничтожно по сравнению с её размерами. Тогда во вселенной (которая в противном случае повсюду находилась бы в тепловом равновесии, т.е. была бы мертвой) имеются относительно небольшие участки (мы будем называть их отдельными мирами), которые в течение относительно небольших по сравнению с эоном промежутков времени значительно отклоняются от теплового равновесия, а именно: среди этих миров одинаково часто встречаются состояния, вероятности которых возрастают и уменьшаются. Таким образом, для вселенной в целом два направления времени являются неразличимыми, так как в пространстве нет верха и низа. Но точно так же, как мы в некотором определенном месте земной поверхности называем «низом» направление к центру Земли, так и живое существо, которое находится в определенной временной фазе одного из таких отдельных миров, назовет направление времени, ведущее к более невероятным состояниям, по-другому, чем противоположное (первое –как направление к «прошлому», к началу, последнее – к «будущему» к концу), и вследствие этого названия будет обнаруживать «начало» для этих малых областей, выделенных из вселенной, всегда в некотором невероятном состоянии(6,с.195-196). Развивающаяся высокими темпами синергетика подтверждает предположения высказанные Больцманом и доказывает, что в равновесных открытых системах возможно не возрастание энтропии к состоянию равновесного хаоса, а «самопроизвольное» возникновение упорядоченных структур, рождение порядка из хаоса(6,198).

Таким образом, кроме процессов возрастания энтропии и, следовательно, уменьшения порядка, в мире идут и другие процессы, прямо противоположные, т.е. процессы увеличения порядка. Отсюда следует, что увеличение порядка требует энергии. Но эта энергия появляется тогда, когда она течет от одного объекта к другому, в результате чего уменьшается различие между этими объектами, а, следовательно, уменьшается и степень упорядоченности. Это означает, что процессы нашего мира идут одновременно в обе стороны (13,с.26). Если рассматривать процесс познания, то вырисовывается следующая картина. Парадигма – это порядок, в котором смысловые ключи соответствуют уровню практического применения. Но практика подразумевает увеличение энтропии, т.е. посредством её накапливаются определенные опытные данные, которые невозможно осмыслить при помощи имеющихся смысловых ключей. Таким образом, происходит разрушение упорядоченности, возрастает энтропия или происходит вторжение уровня более высокого порядка в уровень более низкого порядка. Энергия, полученная от разрушения уровня более низкого порядка, используется для создания упорядоченности более высокого порядка. Возникает новая парадигма, которая имеет большее количество смысловых ключей, которые объясняют новый порядок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.