Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рациональное познание и его формы . Единство чувственного и рационального в познании




Природа переходного периода. Особенности и трудности прохождения Казахстаном переходного периода. Стратегия вхождения Казахстана в Число пятидесяти конкурентноспособных стран мира.

«Переходный период» — термин, используемый политологами для обозначения временного отрезка между падением одного режима и установлением нового. Новый режим не обязательно должен быть демократическим, но на практике с начала 1970-ых термин «переходный» обычно относится к демократизации и либерализации стран. Переходным называют промежуточный период смены экономико – политического строя в пост-социалистических обществах. В поверхностной трактовке термин предполагает линейное развитие от общей отправной точки к четко обозначенной цели: либеральной демократии или рыночной экономике.

Вне зависимости от темпа и радикальности изменений при переходе к новому экономико-политическому устройству можно подойти с другого конца и попытаться нащупать закономерности заключительной стадии процесса. Переходные процессы могут быть затяжными, так что сложно определить, где финишная черта. Существует мнение, что присоединение ряда государств Центральной и Восточной Европы к Европейскому Союзу — важный сигнал того, что переходные процессы в них действительно завершились.

Следует заметить, что заранее невозможно предвидеть все детали перехода, да в этом, думается, и нет надобности, ибо жизнь вносит свои коррективы, и в каждой стране переход совершается с учетом местных особенностей. Кроме того, не всякая сверху данная установка с точностью реализуется на практике, более того, происходит искажение или механическое исполнение директив.

Оценивая итоги рыночных преобразований в казахстанской экономике за годы независимости, необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.

Первый этап проведения рыночных преобразований условно можно определить с 1992 по 1997 год. Во время этого периода происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции.

На первом этапе социально-экономических преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового кризиса, что негативно сказывалось на всех направлениях развития и требовало принятия быстрых, а порой и непопулярных в обществе решений.

Второй этап развития казахстанской экономики начался с 1998 года после принятия Стратегии развития «Казахстан–2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, по построению устойчиво развивающейся экономики страны.

На втором этапе наблюдается тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требует глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые будут положительно восприняты в обществе.

Первый этап (1992-1997 годы) Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создать за счет соответствующих средств. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне трудно.

Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:

• сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;

• введение национальной валюты;

• наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;

• вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;

• окончательный отход от принципов административно-командной экономики.

В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан–2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии.

В период с 1995 по 1997 годы главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий.

Главным направлением социально-экономической политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного повышения доходов государственного бюджета.

Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира - проблема актуальная не только для стран центральноазиатского региона, но и для России. В политических, социальных, экономических аспектах развития двух евразийских партнеров есть много общего. Параллельность процессов реформирования политической и экономической сферы определяет близость моделей развития РК и РФ. Именно поэтому важно проанализировать сходные тенденции развития двух стран и использовать позитивный пример своего ближайшего соседа и союзника.

У руководства Казахстана есть богатый опыт формулирования стратегических задач, достижение которых является реальным свидетельством выхода государства и общества на качественно новый уровень развития. В своем недавнем выступлении перед парламентариями президент РК Нурсултан Назарбаев отметил: «За годы независимости мы достигли признанных всеми результатов в государственном строительстве, бурном социально-экономическом росте, межэтническом и межконфессиональном согласии, вошли в качестве полноправного члена в международное сообщество.

В основе этой стратегии – использование преимуществ региональной и глобальной экономики для выхода Казахстана на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг. Это предполагает решение комплекса взаимоувязанных задач.

1. Фискальная политика. Реформирование налоговой и тарифной политики позволит поставить заслон коррупции и стимулировать предпринимательство, развитие бизнеса и международной торговли.

2. Кредитно-денежная политика. Борьба с инфляцией – главная цель кредитно-денежной политики.

3. Организация нового уровня эффективности топливно-энергетического и добывающего секторов экономики.

4. Формирование новых направлений обеспечения роста экономики. Государство может и обязано создавать условия, стимулирующие спрос в экономике, но не должно само организовывать или контролировать производство. Это сделает рынок.

5. Широкомасштабная государственная поддержка предпринимательства. В частности, поддержка малого и среднего бизнеса. Развитие конкуренции должно стать приоритетом для развития предпринимательства.

6. Региональные корпорации социального развития и предпринимательства. Государственная политика должна предусматривать создание административных и нормативных предпосылок для сотрудничества малого и среднего бизнеса с крупными диверсифицированными финансово стабильными предприятиями

7. Развитие экономических взаимоотношений на основе рыночных принципов. Важность развития контрактных отношений в обществе и укрепления института частной собственности неоспоримы. Но для их необратимости нужны дополнительные законодательные, административные меры и развитие системы независимого рассмотрения споров и арбитражных процедур.

8. Реабилитация нерентабельных предприятий и создание Социально-предпринимательских Корпораций.

9. Территориальное развитие.

 

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению (хотя есть и мышление не понятийное). Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории.___Понятие — это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т. е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.___Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.___Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых._Гипотеза — выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию.___Теория — высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.___Таким образом, в процессе познания аналитически достаточно четко выделяются две человеческие познавательные способности: сенситивная (чувственная) и рациональная (мыслительная). Ясно, что конечный результат (истина) достижим только «совместными усилиями» этих двух составляющих нашего познания. Единство чувственного и рационального познания Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, сим-волов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только началь-ным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самосто-ятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания. Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер. Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрии-ческой формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает различные цвета, из которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено в данном случае чувством «сладкий». Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.