Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 30 страница




Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений адресуется в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа), которому проверяющие непосредственно подчинены, жалоба на действия (бездействие) проверяющих - вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены.

Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в месячный срок со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений вышестоящий контролирующий (надзорный) орган вправе:

оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;

отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;

внести изменения в решение, требование (предписание).

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо вправе:

удовлетворить жалобу;

оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.

Административно-хозяйственные санкции имеют публично-правовой характер. Субъекты хозяйствования имеют право обжаловать в суд решение о применении административно-хозяйственных санкций и требовать возмещения убытков.

 

3. Проблема уголовной ответственности в сфере хозяйственной деятельности

Физическое лицо подлежит уголовной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное преступление связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей особенной части УК.

Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц имеет долгую историю. В феодальной Европе уголовную ответственность мог нести почти неограниченный круг субъектов, включая животных и неодушевленные предметы. Поэтому не возникало формальных препятствий для привлечения к ответственности организаций. В частности, во Франции в ХVI – XVIII вв. предусматривались уголовные наказания за преступления, совершенные корпорациями и общинами. В Англии идея о том, что корпорация должна нести уголовную ответственность, получила признание с середины XIX в., когда суды стали выносить решения о признании корпораций виновными в нарушении статутных обязанностей. В США уголовная ответственность юридических лиц была признана соответствующей Конституции страны Верховным судом в 1909 г.

В уголовных законах многих стран (Австралии, Великобритании, Польши, США и других) в качестве субъекта уголовной ответственности определено не только физическое, но и юридическое лицо. Действующий УК Франции 1992 г. допускает ответственность юридических лиц как исполнителя преступного деяния, за неоконченную преступную деятельность и за соучастие в преступлении (ст. 12.4 – 121.7). Деятельность многих предприятий связана с причинением вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом (жизни и здоровью граждан, экономической и экологической безопасности и др.). Однако в доктрине уголовного права вопрос о признании юридического лица субъектом уголовной ответственности остается дискуссионным (Антонова, Е.Ю. Уголовная ответственность юридических лиц: Монография / Под ред. проф. А.И. Коробеева. – Владивосток, 2005. – 164 с.; Воложенкин, Б.В. Уголовная ответственность юридических лиц / Б.В. Воложенкин. – СПб.: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе», 1998. – 40 с.; Никифоров, А.С. Юридическое лицо как субъект преступления и уголовной ответственности / А.С. Никифоров. – М., 2003. – 204 с.).

Белорусское законодательство пока не предусматривает уголовную ответственность юридических лиц. В УК в качестве субъекта уголовной ответственности определено лишь физическое лицо. За преступления в сфере хозяйствования предусмотрена ответственность должностных лиц юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за: ст. 224 УК - нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь; ст. 225 УК - невозвращение из-за границы индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица валюты в особо крупном размере; ст. 235 УК - легализацию ("отмывание") материальных ценностей, приобретенных преступным путем; ст. 237 УК - выманивание кредита или субсидии; ст. 238 УК - ложную экономическая несостоятельность (банкротство); ст. 239 УК - сокрытие экономической несостоятельности (банкротства); ст. 240 УК - преднамеренную экономическую несостоятельность (банкротство); ст. 241 УК - препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам), совершенные индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником юридического лица; ст. 242 УК - уклонение от погашения кредиторской задолженности; ст. 244 УК - нарушение антимонопольного законодательства; ст. 245 УК - установление или поддержание монопольных цен; ст. 246 УК - принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, а также за другие преступления против порядка осуществления экономической деятельности, за преступления против экологической безопасности и природной среды.

В Беларуси сложилась ситуация, когда dejure корпоративной уголовной ответственности не существует. Но defacto юридическими лицами и иными коллективными образованиями совершаются деяния, которые по характеру и степени общественной опасности соответствуют преступлениям. Одним из принципов функционирования хозяйства является установление в законе соразмерной ответственности за совершенные правонарушения. Деяние, признаваемое законом уголовным преступлением, не может влечь за собой гражданскую или административную ответственность. При уклонении от уплаты налогов, продаже некачественных товаров, банковском мошенничестве, коррупционном подкупе применение штрафных санкций в соответствии с гражданским и административным законодательством не адекватно размеру причиненного вреда. Как правило, вред, причиняемый деятельностью юридического лица, значительно превышает вред, который может быть причинен отдельным физическим лицом.

То, что субъектом уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности определены не субъекты этой деятельности-организации, а их сотрудники выглядит не вполне логичным. Если совершено правонарушение, содержащее признаки состава преступления, то и ответственность должны нести те лица, которые его совершали и воспользовались преступным результатом. Проблема состоит в том, что основной доход получает собственник юридического лица, а действующее законодательство бремя ответственности возлагает на руководителя предприятия. Ответственность должна наступать как в отношении юридических, так и физических лиц. Уголовная ответственность юридического лица не должна исключать возможности уголовного преследования физических лиц, совершивших, подстрекавших к совершению или участвовавших в совершении уголовных правонарушений. Сложная структура хозяйственных связей может усложнить выявление вины физических лиц в совершении преступления.

Келина С.Г. отмечала, что в ряде случаев вообще трудно установить, кто конкретно виновен в загрязнении воды или воздуха. Подобная преступная практика обычно длится годами, а привлекают к ответственности то лицо, при котором произошла катастрофа. Привлечение к уголовной ответственности руководителей или иных физических лиц, представляющих соответствующее юридическое лицо, как правило, связано с объективным вменением. Лицо может и знать о незаконной деятельности предприятия, но изменить ничего не может (Келина, С.Г. Ответственность юридических лиц в проекте нового УК Российской Федерации / С.Г. Келина // Уголовное право: новые идеи: Сборник статей. – М., 1994. – С. 52. 120с.). «Что толку от того, что в результате чернобыльской трагедии несколько конкретных ее виновников были осуждены к длительным срокам лишения свободы? – задает вопрос А.В. Наумов. – Что проку было бы в том, если бы мы успели препроводить в места не столь отдаленные двух-трех руководителей бывшего Минводхоза за то, что строительство так называемых оросительных каналов привело к засолению десятков тысяч гектаров пахотной земли? А вот если бы за преступные опыты по переделыванию природы в рамках уголовного процесса была бы установлена вина организации (Минводхоза как такового) и ее деятельность по приговору суда была бы приостановлена, а сама бы организация распущена или запрещена (может быть, вместе с соответствующими проектными институтами, разрабатывавшими свои преступные в экологическом плане проекты), проку было бы куда больше» (Наумов, А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций / А.В. Наумов. – М., 1996. – С. 182. 243 с.).

Нюрнбергский трибунал признал, что государства и организации могут быть субъектами преступлений. В 1978 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы вынес рекомендацию признавать юридических лиц ответственными за экологические преступления. Статья 26 Конвенции ООН "Против коррупции" (заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003) и ст. 10 Конвенции ООН "Против транснациональной организованной преступности"(Заключена в г. Палермо 15.11.2000) определяют, что ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной.

Согласно ст. 18 Конвенции Совета Европы N 173 "Об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173)" (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) юридические лица могут быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных правонарушений, заключающихся в активном подкупе, злоупотреблении влиянием в корыстных целях и отмывании доходов. Указанные деяния могут совершаться в интересах организации каким-либо физическим лицом, действующим в своем личном качестве или в составе органа юридического лица и занимавшим руководящую должность в юридическом лице, в процессе: выполнения представительских функций от имени юридического лица; или осуществления права на принятие решений от имени юридического лица; или осуществления контрольных функций в рамках юридического лица; а также в связи с участием такого физического лица в вышеупомянутых правонарушениях в качестве соучастника или подстрекателя.

В ряде стран приняты законы об уголовной ответственности корпораций за нарушение законодательства об охране окружающей среды, финансовых предписаний, продажу опасных для жизни и здоровья товаров. В 1978 г. в штате Индиана США компании Форд было предъявлено обвинение в убийстве трех человек, которые сгорели в автомобилях марки «Пинто». Расследование установило, что бензобак в указанном автомобиле расположен в опасном месте и может взорваться при столкновении. По американскому законодательству корпорации несут ответственность за действия своих агентов, если те действовали в рамках своих полномочий по трудовому договору и в интересах корпорации (Примерный уголовный кодекс США, разработанный Институтом американского права, ст. 2.07). УК Франции содержит положения о рецидиве преступлений юридических лиц, отсрочке объявления наказания и отсрочке исполнения наказания, а также о реабилитации юридических лиц.

В уголовном праве основанием ответственности является противоправное общественно опасное виновное деяние. В хозяйственной сфере вред, причиняемый деятельностью обладающего существенным техническим и экономическим потенциалом юридического лица (природе, вкладчикам банка), значительно превышает вред, который может быть нанесен преступным деянием физического лица. Поэтому степень общественной опасности деяний юридических лиц-субъектов хозяйствования может быть выше по сравнению с поведением граждан, а все другие предусмотренные действующим законодательством меры ответственности неадекватны причиненному вреду. За совершение таких деяний, как неуплата налогов, нарушение правил пожарной безопасности, юридическое лицо может нести самостоятельную уголовную ответственность. Виновное физическое лицо не всегда может возместить причиненный экономическим преступлением масштабный вред.

Что касается вины в белорусском публичном праве, то КоАП в стст. 1.1 и 1.4 прямо допускает признание юридических лиц виновными в совершении правонарушений и подлежащими административной ответственности. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (пункт 7 ст. 4.8 КоАП). Привлечение лица к административной ответственности за совершение деяния, являющегося преступлением, не отвечает принципам ответственности. Введение уголовной ответственности юридического лица позволит устранить противоречия в действующем административном праве.

Целью уголовной ответственности предприятий может быть достижение соответствия общественной опасности совершенного деяния и его правовых последствий. Если объективная сторона деяния имеет все признаки преступления, то оно должно влечь за собой уголовную ответственность. Совершать преступные деяния и выступать субъектом преступления могут только полномочные представители юридических лиц - физические лица, которые действуют умышленно или неосторожно в интересах юридического лица. А субъектом уголовной ответственности могут быть соответствующие юридические лица. Например, УК Испании предусматривает солидарную ответственность юридического лица за выплату уголовного штрафа, наложенного на руководителя или представителя юридического лица, если последние при совершении преступления действовали от имени и в пользу такого лица. А. Никифоров отмечает, что личная ответственность (в том числе уголовная) – это и ответственность организации (Никифоров, А. Юридическое лицо как субъект преступления /А. Никифоров // Гос. и право. – 2000. – № 8. – С. 20). Юридическое лицо должно признаваться виновным в совершении уголовного преступления, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена уголовная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. Например, согласно ст. 121.2 УК Франции «Юридические лица… подлежат уголовной ответственности… за преступные деяния, совершенные в их пользу органами или представителями юридического лица». Таким образом, ответственность юридических лиц обусловлена наличием двух обстоятельств:

1) преступное деяние совершено в пользу юридического лица (дана взятка за предоставление государственного заказа);

2) его руководителем или представителем.

При установлении вины юридического лица деяние сотрудника рассматривается в контексте деятельности организации в целом. В организации необходимо формирование системы организационных и правовых мер, направленных на предупреждение преступного поведения ее сотрудников. Если соответствующие требования не соблюдаются, что приводит к общественно опасному поведению сотрудников, - это влечет уголовную ответственность организации.

УК Республики Беларусь предусмотрена ответственность за совершение преступления организованной группой или преступной организацией (статьи 4, 16, 18, 205, 209, 210, 233 – незаконная предпринимательская деятельность, ст. 247 – ограничение конкуренции, ст. 261-1 - изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь). В указанных и других статьях УК речь идет об уголовной ответственности незаконного объединения лиц. В случае совершения правонарушения с участием юридического лица мы имеем дело с легальной организацией.

Таким образом, имеются объективные и правовые предпосылки для введения в закон института уголовной ответственности юридических лиц. Следует выработать условия наступления такой ответственности, определить составы преступлений, за которые юридические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности, разработать систему наказаний для юридических лиц как субъектов уголовной ответственности.

Специфика юридического лица как субъекта уголовной ответственности требует выработки системы наказаний (санкций). К ним неприменимы такие наказания, как лишение свободы или исправительные работы.

Наиболее распространенным видом наказания для юридического лица в странах, где существует корпоративная уголовная ответственность, является штраф. Помимо штрафа к корпорациям применяются следующие санкции: специальная конфискация (Албания, Бельгия, США, Франция); ограничение деятельности юридического лица, в том числе запрет заниматься отдельными видами деятельности, закрытие подразделений или филиалов (Албания, Бельгия, Испания, Литва, Молдова, Франция); временное прекращение деятельности юридического лица (Испания); ликвидация юридического лица (Бельгия, Литва, Молдова, Франция); публикация приговора (Бельгия, Франция). УК Франции предусматривает для юридических лиц также такие наказания, как помещение под судебный надзор; запрещение участвовать в договорах, заключаемых от имени государства; запрещение обращаться к населению с целью получения вкладов или размещения ценных бумаг. За преступления против человечества и незаконное распространение наркотиков может быть назначена общая конфискация имущества юридического лица.

 

Тема 11

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ,

РАБОТ, УСЛУГ

 

Литература

1. Гусева, Т., Некрасов, А. Стандартизация в системе регулирования качества и безо­пас­ности продукции / Т. Гусева, А. Некрасов // Хозяйство и право. – 2011. – № 4. – С. 94–95.

2. Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111(061500) "Маркетинг", 080301 (351300) "Ком­мер­ция (торговое дело)", 080401 (351100) "Товароведение и экспертиза товаров", 080300 (522000) «Коммерция (бакалавр) / Лифиц И.М. — 7-е изд., переработанное и дополненное. — Мос­к­ва: Юрайт, 2009. – 412 с.

3. Панова, А.С. Качество товаров, работ, услуг как правовая категория / А.С. Панова // Журнал российского права. – 2010. – № 4. – С. 79–85.

4. Cметанников, А. Проблемы применения законной гарантии качества / А. Cметан­ни­ков // Хозяйство и право. – 2010. – № 9. – С. 121-124.

5. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. С.Д. Ильенковой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 287 с.

6.Техническое регулирование: правовые аспекты: науч.-практ. пособие/ [А.В. Кал­мы­ко­ва и др.]; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Ю. Саламатов. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 412 с.

7. Швандар, В.А. Стандартизация и управление качеством продукции: учебник для вузов / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 487 с.

 

1. Понятие качества продукции, работ, услуг и средства

его обеспечения

 

Основной целью хозяйственной деятельности является систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных ее субъектами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Пользование имуществом, продажа вещей, выполнение работ, оказание услуг приносят прибыль в том случае, если другие субъекты потребляют определенные свойства этого имущества, работ, услуг и взамен оплачивают их или делают иное встречное предоставление. Следовательно, нет потребления свойств - нет оплаты и иного встречного предоставления - нет прибыли. Свойства потребляются только тогда, когда они способны удовлетворить потребности субъекта. Такую способность свойств имущества, работ, услуг именуют их качеством. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З (ред. от 02.05.2012)"О защите прав потребителей" качество товара (работы, услуги) - совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.). Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В наибольшей мере качество характеризует продаваемость и надежность вещи.

С 1989 года 10 ноября отмечается Всемирный день качества. Качество – политическая, нравственная, экономическая и правовая категория. Она распространяется также на все виды деятельности, управление процессами, проектирование. В условиях командно-административной системы качество рассматривается с позиции производителя. В рыночной экономике качество оценивается с позиции соответствия требованиям потребителя.

Назначение продукции, работ, услуг определяется их производителями, нормами права и договорами, а требования фиксируются в специальных документах.

Обеспечение и повышение качества осуществляется в интересах: субъектов хозяйственной деятельности (повышение конкурентоспособности); потребителя (обеспечивается здоровье, жизнь); общества и государства.

Государство уделяет большое внимание обеспечению качества продукции, работ, услуг. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.1998 N 1380 (ред. от 02.08.2006) одобрена Государственная программа "Качество". В ней подчеркивается, что качество является основным условием укрепления национальной экономики. Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне субъектов хозяйствования является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ISO серии 9000. Сертификат, подтверждающий это соответствие, представляет собой необходимое условие конкурентоспособности производимой продукции.

Указом Президента Республики Беларусь от 20.05.1998 N 268 (ред. от 21.06.2012) "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)" определено важнейшим направлением повышения качества продукции отечественного производства (работ, услуг) создание на предприятиях систем управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000.

Качество может обеспечиваться техническими, организационными, экономическими и правовыми средствами.

Технические средства - совершенствование технологии производства, технический контроль качества.

Организационные средства - образование подразделений субъектов хозяйствования, отвечающих за качество, соответствующих общественных организаций и органов государственного управления. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 (ред. от 26.06.2013) "Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь" утверждено Положение о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь. Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии. В его структуре имеются Департамент контроля и надзора за строительством, Департамент по энергоэффективности.

Экономические средства - создание экономических условий, стимулирующих повышение качества продукции.

Правовые средства - законодательное регулирование качества продукции.

Госстандарт является Национальным органом по аккредитации, метрологии и оценке соответствия Республики Беларусь.

Основными задачами Госстандарта являются:

проведение единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, осуществление регулирования и управления в этой сфере;

определение и реализация приоритетных направлений развития в республике технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, организация проведения соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

защита интересов государства и потребителей, повышение безопасности, качества, конкурентоспособности продукции, рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, устранение технических барьеров в торговле на основе эффективного использования технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов;

обеспечение эффективного функционирования и развития:

- системы технического нормирования и стандартизации, в том числе в интересах обороны страны, ее гармонизация с международными системами;

- системы аккредитации Республики Беларусь;

- системы обеспечения единства измерений Республики Беларусь;

- Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

2. Понятие и правовые формы технического

нормирования и стандартизации

 

Основным нормативным актом в данной сфере является Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 N 262-З (ред. от 07.01.2012) "О техническом нормировании и стандартизации". Объектами технического нормирования, объектами стандартизации выступают продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг.

Система технического нормирования и стандартизации - совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.

Техническое нормирование - деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Безопасность продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг - соответствие продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.

Стандартизация - деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Нормы, требования и характеристики оформляются нормативными документами по стандартизации.

К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся:

технические регламенты;

технические кодексы;

стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций;

технические условия.

Технический регламент - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.

Технический кодекс установившейся практики (далее - технический кодекс) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.