КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 31 страница
Технические кодексы разрабатываются республиканскими органами государственного управления с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики. Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации. Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим. Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов. Стандарт - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. В Беларуси действуют следующие стандарты: международный стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации; межгосударственный (региональный) стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации; государственный стандарт Республики Беларусь (далее - государственный стандарт) - стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь; стандарт организации - стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными лицами. Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг; требования к правилам приемки и методикам контроля продукции; требования к технической и информационной совместимости; правила оформления технической документации; общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов; требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг; термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы. Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Срок рассмотрения проектов государственных стандартов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования. Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации. Право официального издания государственных стандартов принадлежит Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь. Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов. Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования информации о них устанавливается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их утвердившим. Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов. Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые им услуги. Государственные стандарты являются добровольными для применения. Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг. Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Государственные стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения. Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применил государственный стандарт и заявил о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта или знак соответствия государственным стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для него становится обязательным. Международные и межгосударственные (региональные) стандарты применяются в Республике Беларусь, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь. Международные и межгосударственные (региональные) стандарты вводятся в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов. Технические условия - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой им продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля. Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации. Технические условия вводятся в действие в сроки, установленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими. Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов. Классификаторы - нормативные документы, в которых систематизированы по определенному критерию объекты стандартизации в определенной сфере хозяйствования. Свидетельством соответствия объектов стандартизации требованиям государственных стандартов является маркировка знаками соответствия. Право на использование знаков соответствия государственным стандартам продукции, услуги или процесса предоставляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. Субъектами технического нормирования и стандартизации являются: Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов; юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, Республики Беларусь; иностранные юридические лица, иностранные граждане; лица без гражданства; иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации. Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение: защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (услуг); технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; единства измерений; национальной безопасности; устранения технических барьеров в торговле; рационального использования ресурсов. Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах: обязательности применения технических регламентов; доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц; приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов; использования современных достижений науки и техники; обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов; добровольного применения государственных стандартов. Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принимать решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о разработке технического регламента и его публичного обсуждения. Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации: обеспечивает проведение единой государственной политики; обеспечивает создание и функционирование системы технического нормирования и стандартизации; утверждает программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов; устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания технических регламентов, в том числе технических регламентов в отношении оборонной продукции, уведомления и опубликования информации о них; утверждает технические регламенты; устанавливает порядок государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и требования, предъявляемые к государственным инспекторам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением технических регламентов; дает официальные толкования по вопросам применения технических регламентов; устанавливает порядок создания и ведения Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правила пользования этим фондом. Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь: осуществляет реализацию единой государственной политики; осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов; устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государственных стандартов, технических условий; утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения; осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию); определяет виды продукции (услуг), технические условия на которые не проходят государственную регистрацию; осуществляет официальное издание государственных стандартов; опубликовывает информацию о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях; организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов в целях их изменения или отмены; осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов; применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные законодательством; участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации; дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных; утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, положения об этих технических комитетах. При этом состав технических комитетов по стандартизации в области архитектуры, градостроительства и строительства, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, положения об этих технических комитетах утверждает совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь; предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответствия государственным стандартам; создает и ведет Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственного надзора в Республике Беларусь. Государственный надзор за соблюдением технических регламентов непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора (далее - государственные инспекторы). Государственные инспекторы имеют право: свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке; получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора; привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора; проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям технических регламентов. Стоимость израсходованных проб и образцов, а также затраты на проведение испытаний относятся на издержки производства (обращения) проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь; выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, а также причин, вызвавших эти нарушения; выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов; применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства. Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь является по должности одновременно Главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов. Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов имеет право: запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов; выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов; запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении. Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов и государственные инспекторы имеют право осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Государственные инспекторы при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.
3. Понятие оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З (ред. от 31.12.2010) "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" оценка соответствия - деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Сертификация - форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации. Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия, осуществляемого изготовителем (продавцом). Оценка соответствия осуществляется в целях: обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (услуг); создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле. Принципами оценки соответствия являются: гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия; обеспечение идентичности правил и процедур подтверждения соответствия продукции отечественного и иностранного производства; соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия. Объектами оценки соответствия являются: продукция; процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; оказание услуг; система управления качеством; система управления окружающей средой; компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции; профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг; иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия. Субъектами оценки соответствия являются: Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов; аккредитованные органы по сертификации; аккредитованные испытательные лаборатории (центры); заявители на аккредитацию; заявители на подтверждение соответствия. Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.05.2011 N 27 утверждены Правила аккредитации. Аккредитацию осуществляет орган по аккредитации Республики Беларусь - республиканское унитарное предприятие "Белорусский государственный центр аккредитации", подчиненное Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь. Национальный орган по аккредитации осуществляет аккредитацию юридических лиц Республики Беларусь или иностранных юридических лиц, изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности при выполнении работ по сертификации, испытаниям, проведению межлабораторных сличительных испытаний, инспекции, а также калибровке, поверке, государственным испытаниям, метрологической аттестации средств измерений (далее - заявитель на аккредитацию), по их заявкам на основании гражданско-правовых договоров. Аккредитация предусматривает: оценку компетентности заявителя на аккредитацию с целью первичной аккредитации; оценку компетентности заявителя на аккредитацию, получившего аттестат аккредитации с целью подтверждения и продления аккредитации; оценку компетентности аккредитованного субъекта с целью аккредитации в дополнительной области аккредитации; актуализацию области аккредитации аккредитованного субъекта с целью внесения изменений в аттестат аккредитации; выдачу, внесение изменений и (или) дополнений, продление срока действия, приостановление действия, прекращение действия, возобновление действия, выдачу дубликата аттестата аккредитации с прилагаемой к нему областью аккредитации; проведение мероприятий по контролю за выполнением аккредитованным субъектом требований по аккредитации (периодический контроль с оценкой на месте и мониторинг). Расходы по осуществлению мероприятий, связанных с процедурами аккредитации, включая реализацию методов наблюдения и контроля с целью получения объективных свидетельств поддержания аккредитованным субъектом своей компетентности на должном уровне, несет заявитель на аккредитацию и аккредитованный субъект. Оценка соответствия осуществляется в виде: аккредитации; подтверждения соответствия. К документам об оценке соответствия относятся: аттестат аккредитации; сертификат соответствия; декларация о соответствии; сертификат компетентности. Документы об оценке соответствия действуют на всей территории Республики Беларусь. Знак соответствия Системы аккредитации Республики Беларусь - знак, защищенный в установленном законодательством порядке, свидетельствующий о проведении всех необходимых процедур аккредитации и о соответствии аккредитованного органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Знаки соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь - знаки, защищенные в установленном законодательством порядке, свидетельствующие о проведении всех необходимых процедур подтверждения соответствия и о соответствии маркированных ими объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Применение этих знаков осуществляется на добровольной основе. Аккредитация осуществляется в целях: подтверждения компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации; обеспечения доверия изготовителей (продавцов) и потребителей продукции (услуг) к деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); создания условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне. Принципами аккредитации являются: добровольность; открытость и доступность правил и процедур аккредитации; обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию; недопустимость ограничения конкуренции при аккредитации. Порядок осуществления аккредитации устанавливается в Системе аккредитации Республики Беларусь. Аккредитацию осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. Положительные результаты аккредитации удостоверяются аттестатом аккредитации, который выдается аккредитованным органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Постановлением Госстандарта от 26.05.2011 № 23 утверждены Правила подтверждения соответствия Национальной системы соответствия Республики Беларусь. Правила систематизируют нормы технических кодексов устоявшейся практики по вопросам сертификации и декларирования соответствия. В них устанавливается алгоритм действий заявителя на подтверждение соответствия, основания для принятия деклараций о соответствии, регламентируются отношения участников процедур подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; содействия потребителям в компетентном выборе продукции (услуг). Принципами подтверждения соответствия являются: открытость и доступность правил и процедур подтверждения соответствия; независимость аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) от заявителей на подтверждение соответствия; минимизация сроков исполнения и затрат заявителей на подтверждение соответствия на прохождение процедур подтверждения соответствия; защита имущественных интересов заявителей на подтверждение соответствия, в том числе путем соблюдения конфиденциальности в отношении сведений, полученных в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия; недопустимость ограничения конкуренции при выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении испытаний продукции. Порядок выполнения работ по подтверждению соответствия устанавливается в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь. Положительные результаты подтверждения соответствия удостоверяются сертификатом соответствия или сертификатом компетентности, выдаваемым аккредитованным органом по сертификации заявителю на подтверждение соответствия, либо зарегистрированной аккредитованным органом по сертификации декларацией о соответствии, принятой заявителем на подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: обязательной сертификации; декларирования соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Реализация продукции, оказание услуг, деятельность персонала и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без наличия документов об оценке соответствия запрещается. Порядок подтверждения наличия документов об оценке соответствия определяется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. В перечне продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, устанавливаются: виды продукции, услуг, персонал и иные объекты оценки соответствия, подлежащие обязательному подтверждению соответствия; технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым проводится обязательное подтверждение соответствия; формы обязательного подтверждения соответствия. Критериями при формировании перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, являются: потенциальная опасность продукции, услуг, деятельности персонала и функционирования иных объектов оценки соответствия для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды;
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |