Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети манипулируют родителями




Плач и крик как способ добиться своего. Это сред­ство воздействия на родителей не только в грудном возрасте.

На остановке автобуса при скоплении народа ребенок на руках у матери постоянно орет, требуя шоколадку. Мать пытается его успокоить. Но он, видя, что она стес­няется внимания окружающих, начинает голосить еще сильнее.

Мишенью воздействия здесь является дискомфорт, который испытывают взрослые, слыша детский плач. Приманкой — простая зависимость: удовлетворишь потребность ребенка — он перестанет нервировать ро­дителей.

Природа позаботилась о том, чтобы нужды ребенка, вызывающие плач, непременно «доходили» до взрос­лых. Подтверждение этому: уснувшая мать может не ре­агировать на сильнейший шум и грохот, но проснется на слабый писк своего ребенка. Плач и крик ребенка действуют на взрослых как сильнейший раздражитель. «Да сделайте же что-нибудь, чтобы он перестал пла­кать!», — говорят посторонние люди родителям.

Добиться внимания. Дети, которым не хватает лас­ки и внимания, намеренно совершают проступки лишь для того, чтобы обратить на себя внимание, даже не­взирая на возможный окрик, подзатыльник, наказа­ние.

В частности, это бывает, например, когда все вни­мание родителей отдано младшему ребенку. Старший может без конца «канючить» то одно, то другое, при­чина чему — его ревность и борьба за внимание к себе.

Мнимый больной. Это довольно распространенная манипуляция со стороны детей. Они уже в раннем воз­расте подмечают, насколько взрослые обеспокоены их здоровьем.

Юный манипулятор демонстрирует, что «плохо себя чувствует»: едва волочит ноги, готов пролежать целый день в постели, только бы не делать нежелаемое (не идти в детский сад, в школу) или подтолкнуть роди­телей к приобретению дорогого лакомства.

Мишень воздействия — беспокойство родителей за здоровье ребенка, приманка — возможность облегчить его состояние, проявив повышенное внимание и забо­ту о нем.

Юный диктатор. Ребенок «управляет» взрослыми с помощью упрямства, непослушания, иногда — исте­рик. Что не по нем — тут же надувает губки. Взрослые предпочитают уступать, чтобы не портить себе настро­ение.

Манипуляция «Сравнение». Вот стандартный набор уловок юных манипуляторов: «Ни от кого родители не требуют быть дома в 9 часов, только вы!»; «У всех ребят уже есть компьютер, только мы самые бедные...»; «Все девчонки уже имеют туфли на высоком каблуке, только меня за детсадовку держат!»; «Брату все новое покупае­те, а у меня только обноски...»; «Других не заставляют мыть руки каждые пять минут!»; «У соседа уже мото­цикл, а вы только и знаете, что обещать!» и т.п.

Все сравнения подбираются так, чтобы родители почувствовали вину, будто они плохие (чересчур тре­бовательные, или жадные, или необязательные). Имен­но чувство вины является мишенью воздействия. При­манкой — сравнение с другими родителями.

Угроза. Вот проявления такой манипуляции: «Бро­шу школу!», «Убегу из дому!» и т.п.

В первом случае мишенью воздействия манипулято­ра является желание родителей, чтобы ребенок полу­чил образование. Во втором — чувство ответственно­сти за него.

Угроза делается в расчете на то, что родители будут более покладистыми в выполнении каких-либо требо­ваний ребенка.

«Вы меня не любите!» Этими словами юные ма­нипуляторы ставят родителей в положение «Дитя», заставляя их оправдываться и демонстрировать свою любовь послаблениями или подарками. Сами мани­пуляторы занимают при этом позицию «Родитель» (требование к отцу и/или матери доказать их любовь). То есть имеет место трансакция Р-Д.

Заметим, что приемам подобного рода дети могут научиться и у самих родителей, когда те манипулиро­вали маленьким ребенком, говоря: «Я не люблю тебя такого», «Ты не заслуживаешь моей любви» и т.п. (см. выше —- «торговля» любовью).

«А почему сестре можно?» В этой манипуляции при­манкой служит поведение сестры: «Мама, почему, когда мне надо делать уборку, сестра всегда садится за уроки? Она могла бы сделать их раньше, и помочь мне».

Намек на то, что у матери есть любимица. Чувство вины матери — мишень воздействия на нее. Схема ма­нипуляции такова: явная трансакция В-В (обмен ин­формацией) дополняется скрытой Р-Д (упрек).

«Помогайте!» Манипуляция того же типа, что и «Вы меня не любите!», находится на вооружении уже взрослых детей, декларирующих: «Родители должны помогать детям до пенсии». Не уточняется даже до чьей пенсии — родителей или самих детей.

Манипуляция «Провокатор». Ее нередко использу­ют юные «психологи».

Дочь старается вызвать спор и даже ссору между ро­дителями. Когда это в очередной раз не удается, не выдерживает: «У всех родители как родители: ссорятся, как все нормальные люди... Эти же смотрят друг другу в рот!».

Казалось бы, радуйся, что в семье нет не то что скан­далов, а даже легких ссор. Но потенциальной манипуляторше нужна слабость родителей, чтобы, играя на их противоречиях, добиваться каких-то своих целей. И при­мер «более удачливых» подруг — явная провокация.

«Ласковый теленочек». Вот одна из возможных си­туаций.

Дочь обнимает мать и ласково говорит ей:

— Мамочка, миленькая, родненькая, я так тебя люблю! И я ведь у тебя любимая дочка, верно?

Конечно, ты у меня самая любимая.

Мамочка, я ведь так хорошо себя веду, стараюсь тебя не расстраивать. А тебе приятно, когда я одета не хуже других?

Конечно, приятно.

— Мамочка, мое платье совсем вышло из моды, скоро девчонки будут на меня пальцем показывать.

— Ну уж...

Давай купим мне новое платье.

Что ж, давай...

И растроганная ласковым обращением мать из после­дних денег выкраивает на обновку необходимую сумму.

Мишенью воздействия здесь является желание, что­бы дочка выглядела не хуже других. Приманкой — ласко­вое обращение, как результат — возникшая аттракция.

Первый своей фразой дочь осуществила (рис. 2.30, а) трансакцию Д-Д (общение на эмоциональном уровне). Второй фразой она скрытно вводит деловой компо­нент В—Д (рис. 2.30, б). Находящаяся по-прежнему впозиции Д, мать реагирует на предлагаемое распреде­ление позиций, принимая решение не на рациональ­ном, а на эмоциональном уровне.

 

 

«Непонятливая» ученица. Почти все родители про­шли через это.

Девочка просит маму (или бабушку) показать, как де­лать домашнее задание, полученное на уроке труда. Ей объясняют, но через несколько минут она опять переспра­шивает, потом снова и снова. Наконец «консультант» не выдерживает и выполняет задание сам. Девочка внут­ренне торжествует: пятерка обеспечена, а трудов — ни­каких.

Те, кто не поддается на эту манипуляцию «с перво­го предъявления», постепенно попадают под ее дей­ствие. Ведь дети не могут конкурировать по качеству исполнения со взрослыми, в результате пятерки полу­чают манипуляторы, а честные дети — более низкие оценки.

Увидев слезы ребенка, мамы и бабушки охотно вклю­чаются в изготовление домашних поделок вместо сво­их любимых чад.

«Тебе не решить!» Здесь юный манипулятор исполь­зует идею, заложенную в рассмотренной нами выше манипуляции «А слабо тебе...».

У тебя по математике что было в школе?

— Пятерка.

— Нуда?

Да, учительница меня всегда выделяла.

Но, наверное, сейчас уже у тебя голова не та...

С чего это ты взял?

— Думаю, что обычную школьную задачку не решишь.

Это как сказать!

— А вот, смотри...

Сын показывает задачку из тех, что задали на дом. Отец видит, что подобные задачи ему знакомы, и из лю­бопытства углубляется в условие. Отказаться от ее ре­шения уже стыдно. С чувством удовлетворения отдает листок с решением сыну.

Это ты ее случайно решил!говорит тот.

— Да ты что: я же сказал, что щелкал их в школе, как орешки!

А вот эту сможешь?

Показывает вторую задачу. Отцу опять неудобно от­ступать, решает и эту.

Мишень воздействия — апелляция к чувству само­уважения отца, его нежеланию выглядеть «слабаком». Приманка — любопытство: осталось ли что от школь­ных знаний?

Манипуляция с дневником. Она из арсенала юных манипуляторов экстра-класса.

Отец просит сына показать школьный дневник и, по­смотрев его, хватается за ремень.

Папа, так это же твой дневник!

— Где ты его откопал?!

— Бабушка сохранила.

Лучше бы уж не хранила! В старших классах я уже за ум взялся. А твой дневник где? Потерял?

Нет. Вот, смотри...

— Да... не блеск. Ну ладно... Но учти: я за ум взялся и тебе пора взяться!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.