Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни эколого-экономического прогнозирования и планирования




Система эколого-экономического прогнозирования и планирования включает в себя несколько уровней, различающихся составом документов, объектами планирования и периодами времени.

На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабатывается «Национальная стратегия устойчивого развития». На ее основе составляются «Основные направления социально-экономического развития на 10-летний период». Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу формируется на 5-летний срок (рис. 5.1). Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с различной степенью детализации.

Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз – лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.

Второй уровень включает прогнозы, программ и, планы по периодам времени и особо важным природным комплексам и экологическим системам, имеющих межотраслевой и межрегиональный характер.

Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды состоит из нескольких главных целевых блоков, это:

- природоохранное законодательство;

- нормативное обеспечение (стандарты качества, экологические нормы);

- информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры);

- экономическое регулирование природопользования, экологические мероприятия при разгосударствлении и приватизации;

- экологическая безопасность и др.

Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны – энергетики, транспорта, сельского хозяйства.

 

Верхний уровень:

 


2 уровень:

 
 

 


3 уровень:

       
 
Отраслевые прогнозы (планы, программы) охраны окружающей среды (отдельные министерства, ведомства, хозяйствующие субъекты)
 
Территориальные прогнозы (планы, программы) охраны окружающей среды (области, города, района, территориально-производственных комплексов)
 

 

 


Рис. 5.1. Схема организации прогнозирования и планирования
природопользования и природоохранной деятельности

 

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-технической программы «Природопользование и охрана окружающей среды» (ГНТП «Природопользование»). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия решается в соответствии с Государственной программой Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, предусматривается регулярное проведение на пострадавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических паспортов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности загрязненных территорий.

Планы (схемы) охраны отдельных природных комплексов и экосистем. Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. В разные периоды разрабатывались схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены «Схема рационального природопользования Белорусского Поозерья», «Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь» и др.

Третий уровень. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование. С начала 90-х годов ведется разработка территориальных комплексных схем охраны окружающей среды. Цель подобных схем – определение комплекса мероприятий по охране природы, предотвращению и ликвидации негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, сохранения ее параметров и поддержания экологического равновесия. Такие схемы составлены для ряда городов и регионов Беларуси: Речицы и Гомеля с прилегающими районами, Жлобина, Могилева и области. Намечается их разработка для Минска, Витебска, Новополоцка, Мозыря и некоторых других городов с неблагополучной экологией.

Примером отраслевого природоохранного планирования являются: Государственная программа охраны и рационального использования земель, «Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов Республики Беларусь на период до 2010 г.». Намечается разработка ряда отраслевых программ, отражающих экологические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и отраслей экономики, – «Экология и энергетика», «Экология и транспорт», «Экологизация сельского хозяйства» и др.

Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделен­ных блоков эколого-экономического планирования.


ТЕМА 5.3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Система правового регулирования
природопользования в Республике Беларусь

Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно-правовых актов, к которым относятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Экологическое законодательство определяет права и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; устанавливает компетенцию специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды, а также лимиты на пользование природными ресурсами и платежи за природопользование; определяет экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.

Белорусское природоохранное законодательство – одно из старейших в мире. Началом государственного регулирования правовых норм природопользования на территории Беларуси следует считать принятие в 1588 г. Статута Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы. В Статуте имеется раздел десятый «О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах», восемнадцать артикулов которого не только защищали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения.

Формирование современной системы правового регулирования природопользования берет свое начало с периода установления советской власти. Основные виды природных ресурсов стали общенародной (государственной) собственностью. Было принято немало административно-правовых актов, сыгравших впоследствии значительную роль в природоохранной деятельности. Среди них – декреты о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках и др.

Проведение в Беларуси индустриализации, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства требовало интенсивной эксплуатации окружающей среды. В эти годы рациональное использование природных ресурсов рассматривалось под углом зрения всемерного ускорения темпов экономического роста, а усиление их охраны отодвигалось на то время, когда будет создан необходимый экономический потенциал.

Такие негативные явления, как выработка ряда месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодородных земель под несельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха, остро проявились на всей территории СССР и в Беларуси на рубеже 60-70-х годов и потребовали срочного решения проблем охраны природы. Во всех союзных республиках разрабатывались правовые основы охраны окружающей среды. В Беларуси Закон об охране природы впервые был принят в 1961 г. Появились и другие законодательные акты природоохранной направленности.

Однако экологическое законодательство в бывшем СССР являлось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соответствующими механизмами реализации. И хотя официально считалось, что природоохранная деятельность в республике регулировалась Законом «Об охране окружающей среды», Водным и Лесным кодексами, Кодексами о земле, недрах, положением об охоте, правилами рыболовства и другими законодательными актами, ряд законов и указов широко не публиковался и не распространялся. Многие ответственные работники и население в результате не знали правовых норм в области охраны природной среды.

В 90-е годы в Беларуси были сделаны важные шаги по заполнению законодательного вакуума в сфере экологии. Парламентом были приняты в новой редакции около 20 важнейших законов, отвечающих требованиям происходящих в экономике преобразований. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют: Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г., с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.; Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утвержденная Верховным Советом 06.09.1995 г. А также Законы Республики Беларусь:

- «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991, в ред. 2002);

- «О платежах за землю» (1991, в ред. 1999);

- «Об охране окружающей среды» (1992, в ред. 2002);

- «О государственной экологической экспертизе» (1993, в ред. 2000);

- «Об отходах» (1993, в ред. 2000);

- «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (1994, в ред. 2000);

- «Об охране и использовании животного мира» (1996);

- «Об охране атмосферного воздуха» (1997);

- «О радиационной безопасности населения» (1998);

- «О питьевом водоснабжении» (1999);

- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000);

- «Об охране озонового слоя» (2001);

- «Об охране окружающей среды» (2002);

- «О растительном мире» (2003);

- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000) и значительное число подзаконных актов.

А также:

- Кодекс Республики Беларусь о недрах (1997);

- Водный кодекс Республики Беларусь (1998);

- Кодекс Республики Беларусь «О земле» (1999, в ред. 2002);

- Лесной кодекс Республики Беларусь (2000, в ред. 2004).

Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы явился Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», вступивший в силу в январе 1993 г. Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, правительства и местных Советов в выработке и реализации экологической политики, установлена юридическая основа для процесса экологической экспертизы, экологического мониторинга, выделения природных охраняемых территорий и зон экологического бедствия; предусмотрено создание целевых фондов для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, введение компенсации за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окружающей среды, что дает право судам рассматривать иски граждан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода.

За прошедшие годы с момента принятия ряда законов многие их положения устарели или требуют корректировки и дополнений, поэтому Минприроды и другими заинтересованными ведомствами периодически вводятся законопроекты «О внесении изменений и дополнений» в соответствующий закон.

Следует отметить, что 90-е годы ознаменовались принятием в республике ряда правовых актов, не имевших аналогов в нашей истории. Это связано с формированием рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования, что позволяет создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсосбережении и охране окружающей среды. Речь идет в первую очередь о законах, регламентирующих введение платности природопользования: «О платежах за землю» (1991), «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991), «Об отходах производства и потребления» (2000).

Новым, «рыночным» законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, рационального ее использования и охраны, явился закон «О праве собственности на землю» (1993). Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю» (1997) расширен круг субъектов частной собственности на землю. Теперь земля в Беларуси может быть в частной собственности не только граждан республики (для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.

Парламентом рассматривается еще ряд законопроектов, а в рамках Союза Беларуси и России ведется работа по гармонизации законодательств по охране окружающей среды и социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Так, разрабатываются проекты Закона Союзного государства «Об охране окружающей среды», а также единой концепции Закона «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.