Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные экономические инструменты регулирования природопользования, используемые в различных странах




Экономический механизм природопользования – совокупность методов управления природопользованием, призванных создавать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой.

Понятие и сущность экономического механизма природопользования

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

МОДУЛЬ 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

ТЕМА 6.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экономический механизм природопользования – этосистема форм и методов организации экономического регулирования всех видов воздействия общества на окружающую природную среду, непосредственно связанных с развитием производства и непроизводственной сферы, а именно: использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов.

Он охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами позитивной и негативной мотивации, инвестирования природоохранных мероприятий, ценообразования природоохранной деятельности и т. п.

На современном этапе перехода экономики на рыночные отношения экономический механизм как основной блок хозяйственного механизма природопользования выполняет следующие основные функции:

– обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех струк­турных элементов производства как целостной системы в использовании природных ресурсов и охраны окружающей среды;

– согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, частных предпринимателей и других юридических и физических лиц;

– претворяет в жизнь экономическую политику государства, его стратегические цели и тактические задачи.

Для реализации экономических проблем природопользования необходимо переходить от административных (не исключая их) к экономическим методам управления людьми с целью побуждения к экономному рациональному использованию природных ресурсов и бережному отношению к природе. Задачи роста производства и охраны природы решаются комплексно, причем приоритет должен отдаваться в первую очередь сохранению природной среды.

Если метод административно-правового воздействия исходит из отношенийвласти и подчинения, то экономический механизм опирается на материальную заинтересованность лица в решении вопросов охраны окружающей среды.

Основными экономическими рычагами в организации охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются:

– экономическое стимулирование рационального природопользования;

– финансирование природоохранных мероприятий;

– льготное кредитование природоохранной деятельности;

– определение лимитов на пользование природными ресурсами;

– экономическая ответственность за нарушение природоохранного законодательства и загрязнение окружающей среды.

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование.

Инструменты ценового регулирования можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и суб­сидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.). (Рис. 6.1).

 

Рис. 6.1. Инструменты эколого-экономического (ценового) регулирования

По мере стабилизации экономики необходимо также постепенное освоение рыночных механизмов эколого-экономического регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, что будет способствовать привлечению средств производителей на решение природоохранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы. Практическое внедрение этих рычагов в настоящее время затруднено из-за необходимости разработки новых нормативов качества окружающей среды, обеспечения контроля их выполнения, создания организационных струк­тур по заключению сделок, введению экологического аудита.

Если сравнить диапазон применения экономических методов регулирования природопользования в странах с развитой рыночной и переходной экономикой (Россия, Беларусь) (табл. 6.2), то нельзя говорить о каком-то существенном отставании последних, за исключением использования «чисто рыночных» рычагов, привязанных к высокоразвитой рыночной структуре экономики. Такие инструменты, как экологические платежи, в отечественной хозяйственной практике нашли более широкое распространение.

В период перехода к рынку важно обеспечить оптимальное сочетание ценовой и налоговой политики. Ценовая политика (например, в отраслях минерально-сырьевого комплекса) должна быть ориентирована на получение продукции и сырья из отходов, что следует подкреплять налоговыми льготами на продукцию, производимую из отходов, и экономией на платежах за загрязнение, если максимально возможное их количество улавливается и утилизируется.

Таблица 6.2

Страна Ресурсные платежи Платежи за загрязнение Экологический налог в ценах на продукцию Дифференциация налогов на прибыль Экологическое страхование Субсидии* Рыночные инструменты**
атмосферного воздуха воды твердыми отходами шумом
Бельгия +     +       + +  
Великобритания +       + + + +    
Италия +   +     +   +    
Канада +               +  
Нидерланды +   + + + + + + +  
США +     + + +   + + +
Финляндия +         + +   +  
Франция + + +   + +   + +  
ФРГ +   +   + + + + + +
Швеция +         + + + +  
Япония + +     +     + +  
Россия + + + +       + +  
Беларусь + + + +         +  

* Гранты, налоговые льготы, «мягкие ссуды» и пр.

** Политика компенсаций, баббл-принцип, торговля правами на выбросы.

В период становления рыночной экономики экономические рычаги управления тесно связаны с административными. Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов, которая нуждается в совершенствовании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.