КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологический налог
Система платного природопользования в РБ Центральным звеном экономического механизма природопользования на современном этапе является система платности, объединяющая платежи за природные ресурсы, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущерба. Являясь важным инструментом государственного регулирования, такая система должна экономически стимулировать природоохранную деятельность предприятий и обеспечивать формирование централизованных (местных, республиканских) источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. Помимо стимулирующей и фискальной функций экологические платежи позволяют решать следующие задачи: - обеспечение учета природного фактора в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы; - согласование интересов предприятий сферы природопользования, потребителей естественных ресурсов и народного хозяйства в целом; - обеспечение изъятия дифференциальных доходов рентного происхождения и нивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственной деятельности предприятия; - учет специфики процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с органами власти и управления, кредитно-финансовой системой, государственным и местным бюджетами; - компенсация ущерба владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества; - хотя бы частичное возмещение ущерба реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды. Статьей 83 Закона РБ «Об охране ОС» (в редакции от 21.12.2007 г.) прописаны два вида природопользования – общее и специальное. Первое является бесплатным, второе – на платной основе, если иное не установлено законодательными актами. Платежи за специальное природопользование взимаются в форме налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей и арендной платы. К налоговым платежам относят экологический и земельный налоги, к неналоговым – платежи за пользование объектами растительного и животного мира. Плата за специальное природопользование не освобождает виновных от выполнения ими мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда, причиненного в результате незаконного использования, или иного вредного воздействия на природу. В соответствии с Законом РБ «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (в редакции от 26.12.2007 г.) экологический налог состоит из платежей за: 1) использование (изъятие, добычу) природных ресурсов; 2) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 3) сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; 4) размещение отходов производства в пределах установленных лимитов; 5) перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов; 6) за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими эту деятельность; 7) производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. Это в том случае, если после утраты ими потребительских свойств образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие их сбора, обезвреживания и (или) использования. 8) за производство или импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % или более летучих органических соединений. А также: - сбор при ввозе на территории РБ озоноразрушающих веществ; - сбор за проезд автомобильного транспорта иностранных государств (в зависимости от вида, характеристик и времени пребывания на территории РБ). Плательщиками налога в соответствии с Законом «О налоге за пользование природными ресурсами» являются объединения, предприятия, организации и их филиалы, представительства и их отделения и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности. Плательщиками экологического налога также являются: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, подсобные хозяйства предприятий, организаций, межхозяйственные организации, рыбоводные предприятия и др. Бюджетные учреждения и организации, осуществляющие хозяйственную коммерческую деятельность, являются плательщиками экологического налога только от этой деятельности. Объекты налогообложения. Налогом облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов (все виды ископаемых и вода из поверхностных и подземных источников), а также выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Лимиты - объемы добычи нефти, калийных и поваренных солей, а также допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду по областям и г. Минску устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства экономики и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Облисполкомы и Минский горисполком по согласованию с органами Минприроды устанавливают лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по каждому району и городу. Районные и городские исполнительные комитеты по согласованию с органами Минприроды разрабатывают и утверждают лимиты (объемы) добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по каждому природопользователю. Для передвижных источников лимиты выбросов загрязняющих веществ не устанавливаются. На предприятиях доведенные лимиты утверждаются приказами, копии которых направляются в государственные налоговые инспекции и органы Минприроды по месту своего нахождения в 15-дневный срок после утверждения годового лимита райгорисполкомами. Ставки налога. Правительством Республики ежегодно утверждаются ставки экологического налога, лимиты добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, а также экологический налог за пользование природными ресурсами. Порядок исчисления и уплаты налога. Налог на пользование природными ресурсами и за выбросы (сбросы) загрязнений исчисляется исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду ежемесячно. Фактическая сумма налога на добычу природных ресурсов в пределах лимита и сверх лимита определяется, исходя из объема добычи природных ресурсов за каждый истекший месяц и установленной ставки налога. За добычу природных ресурсов без утвержденных лимитов (объемов) и сверх лимита налог взимается в 10-кратном размере за весь объем добычи. Объем добычи природных ресурсов на месяц определяется по первичным бухгалтерским документам, за год – по годовому балансу. Фактическая сумма налога на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах лимита и сверх лимита определяется, исходя из количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух и количества сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты и подземные горизонты, в накопители, выгреба по основным компонентам (категориям качества) за каждый истекший месяц и установленной ставки налога. За сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих веществ без утвержденных лимитов или сверх лимита налог взимается в 15-кратном размере. Ответственность плательщика за уплату налога и контроль налоговых органов. Руководители, главные бухгалтеры предприятий и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за правильность начисления, своевременное внесение в доход бюджета налогов на добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ, а также за своевременное представление государственным налоговым инспекциям установленных расчетов. Контроль над своевременной уплатой экологического налога и правильностью его внесения осуществляют налоговые органы с участием органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Внесенные суммы налога на пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, т. е. включаются в себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов – изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. Налог за использование природных ресурсов полностью зачисляется в доходы местных бюджетов, за исключением налога на добычу нефти, солей калийной и каменной, 50 % которого подлежит зачислению в доход республиканского бюджета. Налог на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду полностью зачисляется в доходы местных бюджетов. Установленный механизм изъятия экологического налога вызвал критику многих ученых и специалистов-практиков, поскольку включение суммы налога в себестоимость и цену продукции означает перекладывание платы за загрязнение окружающей среды с загрязнителя на плечи потребителя его продукции. Таким образом, нарушается основной принцип платного природопользования «загрязнитель платит», который реализуется только в случае сверхнормативного загрязнения окружающей среды, когда экологический налог изымается из прибыли предприятия. Однако в данном случае законодатели реалистично подошли к экономическим возможностям природопользователей, для которых дополнительный налог, не компенсированный в ценах продукции, явился бы бременем, делающим их убыточными. Угроза же выплат из прибыли удерживает природопользователей от превышения допустимых норм загрязнения окружающей среды и ресурсопотребления. Плата за землю Цель платы за землю– обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территорий. Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога и арендной платы. Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности, т. е. земли: – сельскохозяйственного назначения; – населенных пунктов (городов, поселков, деревень и т. д.); – промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; – водного фонда. Налог на земельные участки, превышающие по площади установленные нормы отвода и выделенные до 1.01.2001 г., взимается в 2-кратном размере, а на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, а также превышающие по площади установленные нормы отвода и выделенные с 1.01.2001 г., – в 10-кратном. Льготы по взиманию платы за землю. Плата не взимается за земли сельскохозяйственного назначения, за земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства. От платы за землю освобождаются: заповедники, опытные поля, ботанические сады, памятники природы и др. Районные, городские (поселковые), сельские администрации в пределах своей компетенции могут освобождать от уплаты земельного налога опытные хозяйства, экспериментальные базы научно-исследовательских учреждений, государственные сортоиспытательные участки и станции и др. Земельным налогом также не облагаются земли запаса, кладбища, дороги, улицы, скверы, парки и пр. Контроль над соблюдением порядка исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за землю осуществляется местными Советами депутатов. Неналоговые платежи на специальное пользование Плата за лесные пользования осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РБ от 14.07.2000 г. (в ред. от 24.12.2007 г.) и взимается: - за пользование участками лесного фонда, переданными в аренду или концессию для осуществления лесных пользований; - за аренду участков лесного фонда, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства; - за добычу древесины на корню или живицы; - за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических или спортивных целях и. др. Исключение составляют случаи общего лесопользования, пользования участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях. Размер платы определяется по таксам, которые устанавливаются в соответствии с законодательством. Платежи в области охраны и использования животного мира в соответствии с Законом РБ «О животном мире» от 10.06. 2007 г. взимаются в форме налогов, сборов (пошлин), а также платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий и иных платежей. Платежи в области обращения с объектами растительного мира (в соответствии с Законом РБ «О растительном мире» (в ред. от 13.06.2007г.)) включают платежи за: - специальное пользование объектами растительного мира; - удаление объектов растительного мира; - ввоз или вывоз дикорастущих растений или их частей; - выдачу разрешений в области обращения с объектами растительного мира. Реализация принятых законов в Республике Беларусь имеет определенные результаты. Поступление средств из платежей за загрязнение окружающей среды активизировало природоохранную деятельность. За счет этих средств осуществлены мероприятия по строительству, капитальному ремонту природоохранных объектов, реконструкции очистных сооружений, восстановлению режима рек, различные проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
ТЕМА 6.2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Формирование системы эколого-экономического регулирования в переходный период развития экономики требует изучения, осмысления и критического анализа зарубежного опыта в этой области, особенно опыта высокоразвитых стран. Известно, что механизм экономического стимулирования в этих странах отрабатывается, по сути, с начала XX в., и те модели, которые существуют в США, Японии, Западной Европе, – результат многолетних поисков. Анализ их опыта необходим для выявления некоторых общих закономерностей, конкретных подходов к оптимизации природопользования и оценки их эффективности. На Западе применяются как бы две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы – ценовое, или налоговое, регулирование и собственно рыночные механизмы. Система экологических платежей (налогов) за загрязнение давно известна в теории экологического регулирования. Основателями использования ценовых и налоговых рычагов ресурсосберегающей деятельности были известные ученые начала века А. Лигу, А. Маршалл, позднее – Дж. Мид и др. Поскольку установление ставок платежей, налогов, размеров субсидий и прочих инструментов ценового регулирования осуществляется централизованно, специальными административными, государственными органами, а не складывается в результате рыночных процессов, эту форму экологического регулирования нельзя назвать рыночной, что ничуть не умаляет ее значения в процессе экологизации социально-экономического развития.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |