КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансирование природоохранных мероприятий
Природоохранное развитие и оздоровление экологической ситуации требует значительных финансовых и материальных ресурсов. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов в сущности своей являются проблемой региональной. Следовательно, финансирование также должно быть региональным. Однако между регионами и предприятиями, использующими природные ресурсы, должна существовать связь не только экономическая, но и экологическая. Необходимо, чтобы финансирование мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды производилось как на региональном уровне, так и централизованно. На предыдущих этапах нашего социально-экономического развития основную часть расходов на охрану окружающей среды брало государство. Через государственный бюджет мобилизовывалось примерно 2/3 финансовых ресурсов и перераспределялась большая часть национального дохода. Благодаря аккумуляции и расходованию значительной части национального дохода бюджет являлся основным инструментом государственного регулирования в области охраны окружающей среды. По мере разработки и внедрения нового хозяйственного механизма природопользования изменяется и порядок финансирования охраны окружающей среды. В Беларуси впервые в 1990 г. был создан целевой внебюджетный фонд охраны природы для финансирования мероприятий по улучшению состояния окружающей среды. За счет средств фонда было немало сделано в области охраны природы. Финансировались работы по строительству и реконструкции очистных сооружений, полигонов для захоронения токсичных и бытовых отходов, ливневых коллекторов, по выносу объектов-загрязнителей из охранных зон и др. Основным источником формирования республиканского фонда охраны природы наряду со штрафами за загрязнение окружающей среды и суммами, полученными от возмещения ущерба, причиненного нарушением законодательства по вопросам охраны окружающей среды, являлась плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Однако этих средств на охрану природы было явно недостаточно. Новый подход к финансированию был выработан в связи с принятием в конце 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В соответствии с Законом РБ «Об охране окружающей среды» (в редакции 2002 г.) финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет: - средств бюджетных целевых фондов охраны природы; - средств республиканского и местного бюджетов; - средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - средств граждан, в т. ч. иностранных; - кредитов банков; - иностранных инвестиций и иных источников. Одним из источников финансирования охраны природных ресурсов должен стать экологический туризм в заповедные и природоохранные зоны, но вырученные средства не должны оставаться в индустрии туризма, а должны использоваться на охрану и восстановление природных объектов. Реализация идеи создания целевых природоохранных фондов позволяет устранить многие недостатки действовавшей прежде системы финансирования, в частности, недостаточный учет местной специфики финансируемых объектов и необходимых пропорций в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды. Бюджетный целевой фонд охраны природы образуются за счет: – платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; – платы за размещение (складирование) отходов; – средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая иностранцев; – сумм, полученных от возмещения ущерба, штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, и другие нарушения природоохранного законодательства. Все перечисленные средства, поступающие во внебюджетные фонды охраны природы, зачисляются на специальные счета местных администраций, а затем распределяются следующим образом: 10 % – на специальный текущий счет внебюджетных средств Минприроды Республики Беларусь; 30 % – в областные фонды охраны природы; 60 % – в районные и городские фонды охраны природы. Средства внебюджетных фондов охраны природы расходуются на цели оздоровления окружающей среды, обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой, благоустойство зон отдыха, внедрение современных технологий очистки сточных вод, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического образования и воспитания и другие нужды, связанные с охраной окружающей среды. Расходование средств внебюджетных фондов охраны природы на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, запрещается. Схема формирования и использования средств бюджетного целевого фонда охраны природы представлена на рис. 6.2. Роль государственного бюджета несколько снижается. Из госбюджета покрываются расходы на новое капитальное строительство природоохранных объектов и расходы по отдельным министерствам и ведомствам – Минлесхозу, Минсельхозпроду, Главгидромету, Минприроды (проведение природоохранных мероприятий, содержание аппарата управления и органов контроля). Финансирование природоохранных мероприятий проводят субъекты хозяйствования (промышленные предприятия, строительные организации, коммерческие структуры и т. п.) за счет собственных средств. Они ведут строительство дополнительных природоохранных объектов, капитальный ремонт действующих, несут значительные текущие затраты. Средства же территориальных фондов охраны природы (в соответствии со ст. 3 закона) теперь аккумулируются в составе местных бюджетов. Значимость фондов состоит в том, что их средства являются тем необходимым минимумом, который гарантирован экологической сфере и не может быть использован ни на какие иные нужды. Снижение бюджетного инвестирования в экологическую сферу компенсировалось в последние годы ростом капитальных расходов из целевых природоохранных фондов, а также из средств предприятий и организаций. Благодаря этому общие годовые затраты на охрану окружающей среды имеют тенденцию к росту, а их доля в ВВП постепенно возрастает. Тем не менее, в настоящее время целевые фонды охраны природы функционируют в составе бюджетов (республиканского и местных), и это, конечно же, привело к использованию «природоохранных денег» не только на экологические нужды. Рис. 6.2. Схема формирования и использования средств бюджетного
По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экологической обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В настоящее же время, исходя из анализа существующей тенденции в соотношении источников финансирования природоохранной деятельности, политику инвестирования экологической сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств природоохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |