КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы гигиенической оценки комплексного влияния параметров микроклимата на теплообмен человека
Тема № 8
1. Учебная цель 1.1. Усвоить методику гигиенической оценки комплексного влияния параметров микроклимата на теплообмен человека по субъективным и объективным физиологическим показателям. 1.2. Овладеть объективными методами оценки комплексного влияния микроклимата на теплообмен человека: эффективных, эквивалентно-эффективных, результирующих температур, методом кататермометрии, расчетами теплового баланса организма.
2. Исходные знания и умения
2.1. Знать: 2.1.1. Основные законы термодинамики и физиологические основы теплообмена и терморегуляции организма (в объеме программ биофизики, биохимии, физиологии). 2.1.2. Гигиеническое значение микроклимата помещений разного назначения, его разновиды и показатели. 2.1.3. Влияние на человека комфортного и дискомфортного (нагревающего и охлаждающего) микроклимата. 2.1.4. Субъективные и объективные показатели теплового состояния организма.
2.2. Уметь: 2.2.1. Измерять и оценивать показатели микроклимата (температуру воздуха, радиационную температуру, влажность и скорость движения воздуха). 2.2.2. Измерять и оценивать физиологические показатели влияния микроклимата на теплообмен и терморегуляцию организма (частоту дыхания, пульс, артериальное давление, температуру тела и поверхности кожи, интенсивность потовыделения, электропроводность кожи), оценивать субъективное теплоощущение человека на основании физиологических показателей и психоэмоциональных реакций.
3. Вопросы для самоподготовки 3.1. Понятие о микроклимате и факторах, его характеризующих. 3.2. Гигиеническое значение температуры воздуха, радиационной температуры. Основные законы термодинамики, закон Стефана-Больцмана. 3.3. Гигиеническое значение и показатели влажности воздуха (абсолютная, максимальная, относительная влажность, физиологическая относительная влажность, физиологический дефицит насыщения, точка росы). 3.4. Гигиеническое значение скорости движения атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений. 3.5. Приборы для измерения параметров микроклимата, принципы их устройства и методика использования. 3.6. Общая методика гигиенического изучения метеорологических факторов и микроклимата помещений. 3.7. Тепловое равновесие и теплообмен организма с окружающей средой. Физиолого-гигиеническая характеристика теплопродукции и теплоотдачи. Субъективные и объективные показатели теплового состояния человека. 3.8. Охлаждающий микроклимат и его влияние на организм человека. Физиологические реакции и заболевания, им обусловленные (переохлаждение, отморожение и прочие). 3.9. Нагревающий микроклимат и его влияние на организм человека. Физиологические реакции и патологические проявления острого и хронического перегревания. Солнечный, тепловой удар. Профилактика перегревания. 3.10. Методы изучения влияния микроклимата помещений на организм человека: метод кататермометрии, эффективных, эквивалентно-эффективных, результирующих температур, их сравнительная гигиеническая оценка. 3.11. Расчет и комплексная гигиеническая оценка теплового баланса организма: расчет теплопродукции и теплоотдачи (излучением, проведением, испарением) в зависимости от микроклимата.
4. Задания для самоподготовки 4.1. Дайте оценку теплового состояния организма методом кататермометрии по таким результатам измерения: время охлаждения кататермометра с 38О до 35 О С в одном помещении 3 минуты и 15 секунд, во втором помещении - 1 минута 25 секунд. Фактор кататермометра F = 630. 4.2. Определите эквивалентно-эффективную температуру в помещении, в котором температура воздуха по сухому термометру аспирационного психрометра Ассмана составляет 25ОС, по влажному 19ОС, скорость движения воздуха 2 м/с. Сделайте вывод о тепловом состоянии организма. 4.3. Определите результирующую температуру в помещении, температура воздуха в котором по сухому термометру психрометра Ассмана составляет 25ОС, скорость движения воздуха 2,5 м/с, абсолютная влажность воздуха 10,5 мм рт.ст., средняя радиационная температура 18ОС. Человек выполняет тяжелую работу. Сделайте вывод о тепловом состоянии организма. 4.4. Рассчитайте и оцените тепловой баланс “стандартного человека” (рост 170 см, масса тела 65 кг, площадь поверхности тела 1,8 м2), находящегося в легкой одежде. Выполняет работу средней тяжести (энергозатраты 180 ккал/ч.) температура тела 36ОС. В помещении, температура воздуха составляет 18ОС, средняя температура окружающих поверхностей 16ОС, скорость движения воздуха 0,5 м/с, относительная влажность 85 %.
5. Структура и содержание занятия Занятие лабораторное. Тема рассчитана на 2 академических часа. На первой половине занятия студенты овладевают: а) метод клинико-физиологического исследования влияния микроклимата на напряжение процессов терморегуляции организма (методика изложена в приложении 1); б) метод кататермометрии как одним из методов физического моделирования комплексной оценки влияния микроклимата на организм и соответствия полученных данных гигиеническим нормативам (табл. 1). Методика работы с кататермометром описана в приложении 1 к теме занятия № 7. Вторая половина занятия посвящена освоению расчетных методов оценки влияния микроклимата закрытых помещений на организм: а) методики определения эквивалентно-эффективных и результирующих температур (по термометрическим картам “стандартного человека”) и оценки соответствия ЭЭТ и РТ гигиеническим нормативам (табл. 1 и приложение 2); б) изучению теплового баланса путем сравнения теплообразования и теплопотерь: излучением, проведением, испарением влаги с поверхности кожи, легких и слизистых оболочек с использованием собственных антропометрических данных (методика изложена в приложении 3).
6. Литература
6.1. Основная: 6.1.1. Общая гигиена: пропедевтика гигиены /Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г. Бардов и др.- 2-е изд. перераб. и доп.- К.: Вища шк., 2000.- С. 207-237. 6.1.2. Даценко І.І., Габович Р.Д. Основи загальної і тропічної гігієни. - К.: «Здоров’я», 1995. - С. 22-31. 6.1.3. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян. Гигиена. - К.: Вища шк., 1983. - С. 36-40. 6.1.4. Загальна гігієна. Посібник для практичних занять. / І.І.Даценко, О.Б. Денисюк С.Л., Долошицький/за загальною ред. І.І. Даценко. - Львів: «Світ», 1992. - С. 41-42. 6.1.5. Лекции.
6.2. Дополнительная: 6.2.1. Новожилов Л.А., Ломов С.Т. Гигеническая оценка микроклимата. - Л., 1986. 6.2.2. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под ред. А.М. Шевченко. - К.: Вища шк., 1986. - С. 54-67. 6.2.3. І.І.Даценко, Р.Д.Габович Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. – К., “Здоров’я”, 1999. - С. 120-124. 6.2.4. Г.Х. Шахбазян. Гигиена производственного микроклимата. К., 1978. 6.2.5. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене / Под ред. Е.И. Гончарука. - Г.: Медицина, 1990. - С. 318-327. 6.2.6. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функцийчеловека при действии экстремальных факторов. - Л.: «Наука», 1982. - 104 с.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |