Практическая работа №1. Нарушение работы зрительного анализатора.
Рассмотрите внимательно рисунок. Определите, у кого из пациентов нормальное зрение. Какие нарушения в зрительном анализаторе привели к потере зрения у других пациентов? Укажите структуры, обозначенные цифрами 1-3.
Практическая работа №2. Решение задач по молекулярной биологии.
Решите задачу по молекулярной биологии.Внимательно смотрите бланк для ответов.
Фрагмент молекулы ДНК содержит 440 гуаниновых нуклеотидов, что составляет 22% от общего количества. Определите, сколько в этом фрагменте содержится цитозиновых, адениновых и тиминовых нуклеотидов, какой размер этого фрагмента.
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в обучающей открытой ученической олимпиаде по биологии. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
Удачи вам!
Часть І. Тестовые задания с одним правильным ответом.
1. Растительный пигмент, способный превращаться в печени человека в витамин А (ретинол):
a) хлорофилл b
б) β-каротин
в) хлорофилл а
г) фикоэритрин
2. Образование СО2 в процессе дыхания растений можно обнаружить по:
a) вспыхиванию тлеющей лучинки
б) увеличению массы листа
в) помутнению известковой воды
г) обесцвечиванию раствора марганцовки
3. Вставочные меристемы, расположенные в междоузлиях, имеют большое значение при росте стеблей у представителей семейства:
a) Капустные
б) Злаковые
в) Розовые
г) Лилейные
4. Органоиды растений, в которых происходит фотосинтез, наиболее разнообразны у:
а) покрытосеменных
б) высших споровых
в) низших споровых
г) голосеменных
5. Колониальные формы образуют животные, относящиеся к:
а) Саркодовым
б) Жгутиковым
в) Инфузориям
г) Споровикам
6. Усложнение плоских червей по сравнению с кишечнополостными связано с появлением:
а) нервной системы
б) трёхслойного строения
в) гермафродитизма
г) сквозной пищеварительной системы
7. Пищеварительная система полностью отсутствует у:
а) ресничных червей
б) сосальщиков
в) ленточных червей
г) нематод
8. Главные белки соединительной ткани:
а) протамин и гистон
б) альбумин и глобулин
в) коллаген и эластин
г) миозин и актин
9. После длительной задержке дыхания через некоторое время происходит вдох потому что:
а) идёт возбуждение от рецепторов растяжения дыхательных мышц
б) повышается концентрация СО2 в крови
в) снижается концентрация СО2 в крови
г) вдох и выдох происходит автоматически
10. Во время интенсивной физической нагрузки источник энергии для работающих мышц это глюкоза, которая образуется в процессе глюконеогенеза. В каком органе этот процесс идёт наиболее интенсивно:
а) печень
б) мышцы
в) желудок
г) почки
11. Какую жидкость рекомендуется употреблять в жаркую погоду:
а) водопроводную воду
б) минеральную воду
в) лимонный сок
г) сладкий чай
12. Для того, чтобы молекула СО2, которая перешла из тканей вашей левой стопы, могла выйти в окружающую среду через нос, она должна пройти все перечисленные структуры вашего организма за исключением:
а) правого предсердия
б) лёгочной вены
в) альвеол лёгких
г) лёгочной артерии
13. Ферментативная функция свойственна таким веществам:
а) липидам
б) белкам
в) углеводам
г) АТФ
14. РНК в отличие от ДНК:
а) содержит дезоксирибозу
б) бывает двуспиральной
в) содержит тимин
г) все ответы неправильные
Часть ІІ. Тестовые задания с правильными ответами от 1 до 5.
1. Видоизменения побегов, благодаря которым может происходить вегетативное размножение:
a) клубень
б) корнеплод
в) луковица
г) корневище
д) усы гороха
2. Плод ягода характерен для:
a) тыквы
б) арбуза
в) вишни
г) помидора
д) груши
3. Растения, имеющие соцветие, которое внешне похоже на один большой цветок:
а) подсолнух
б) василёк
в) табак
г) черёмуха
д) лилия
4. Заболевания, вызываемые бактериями:
а) сыпной тиф
б) малярия
в) туберкулёз
г) ГРИПП
д) лямблиоз
5. Эта особая группа одноклеточных грибов способна вызывать процесс брожения. Как человек может использовать эти грибы:
а) получение лекарств
б) виноделие
в) хлебопечение
г) производство сыра
д) маринование овощей
6. В результате различных видов образуются такие вещества, как:
a) метан
б) уксусная кислота
в) этанол
г) СО2
д) этилен
7. Многие глубоководные рыбы и кальмары светятся в темноте или имеют светящиеся органы. Это им необходимо для:
a) ориентирования в пространстве
б) отпугивания хищников
в) привлечения особей своего вида
г) привлечения добычи
д) выведения избыточного тепла
8. Выберите характерные особенности паукообразных:
a) исключительно хищники
б) внекишечное пищеварение
в) внутрикишечное пищеварение
г) раздельнополые
д) оплодотворение наружное
9.Жаберные щели имеются только во время зародышевого развития у:
а) ланцетника
б) хрящевых рыб
в) бесхвостых амфибий
г) костных рыб
д) ластоногих
10. Выберите правильные утверждения относительно рас человека:
а) сформировались как результат адаптации к климатическим условиям
б) принадлежат к одному биологическому виду
в) все расы равноценны в биологическом отношении
г) все расы равноценны в психическом отношении
д) выделяют «высшие» и «низшие» расы
11. У человека выделяют такие типы эпителиальной ткани:
13. Вещества, вызывающие повышение концентрации глюкозы в крови:
a) инсулин
б) глюкагон
в) интерферон
г) адреналин
д) пепсин
14. Новый посторонний слуховой или зрительный раздражитель запускает рефлекс:
a) защитный
б) мигательный
в) слюноотделительный
г) ориентировочный
д) сосудодвигательный
15. Укажите основную функцию мозжечка:
a) регуляция сокращения гладких мышц
б) координация движений
в) терморегуляция
г) участие в газообмене
д) регуляция эмоционального поведения
16. Гормоны, синтезируемые гипофизом:
a) инсулин
б) пролактин
в) соматотропин
г) кальцитонин
д) окситоцин
Часть ІІІ. Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться «Да», либо отклонить «Нет».
1. Поджелудочная железа является железой смешанной секреции: одни и те же клетки этой железы выбрасывают в кровь гормоны инсулин и глюкагон, а в панкреатический проток – ферменты поджелудочного сока.
2. Диплоидный набор всегда включает только четное количество хромосом.
3. Для осуществления фотосинтеза обязательно необходим хлорофилл.
4. Стенка левого желудочка сердца человека имеет большую толщину, чем у правого желудочка.
5. Клеточное строение организма – свидетельство того, все живые организмы имеют единое происхождение.
6. Только многоклеточные организмы способны к обмену веществ с окружающей средой.
7. Фотолиз происходит в темновую фазу фотосинтеза.
8. Одним из продуктов гликолиза дрожжевых грибов является этиловый спирт.
9. Кристаллы поваренной соли вызывают отрицательный хемотаксис у амёбы обыкновенной.
10. При неполном доминировании могут появиться промежуточные признаки.
11. Особь с генотипом AabbCC можно получить при скрещивании родительской пары с генотипами AABbCc и AaBbCc.
12. Повреждённые ткани способны к восстановлению благодаря процессу мейоза.
13. Вирусы способны к размножению вне клетки-хозяина.
14. Информационная РНК у эукариот является точной копией участка ДНК, в которой тимин заменен на урацил.
15. Модификационная изменчивость не затрагивает генотип организма.
16. СПИД – это венерическое заболевание, передающееся половым путём.
Часть IV. Выполните задание. Способ ответа указан в самом задании.
1. Соотнесите органоиды (1–8) с выполняемыми ими функциями в клетке (А–З).
Органоиды клетки:
Функции:
1. Лизосома
2. Митохондрия
3. Рибосома
4. Аппарат Гольджи
5. Эндоплазматическая сеть
6. Хлоропласт
7. Клеточный центр
8. Плазматическая мембрана
А. Обеспечивает фотосинтез в клетках растений
Б. Участвует в процессах окисления органических веществ до углекислого газа и воды
В. Представляет собой биохимический комплекс, на котором осуществляется сборка молекулы белка
Г. Играет важную роль в клеточном делении, образует полюсы деления клетки
Д. Регулирует транспорт веществ в клетку и из нее, обладает избирательной проницаемостью
Е. Обеспечивает связь органоидов в клетке и внутриклеточный транспорт веществ
Ж. Преобразует, сортирует синтезированные в клетке органические вещества, образует лизосомы
З. Содержит множество ферментов, с помощью которых происходит расщепление макромолекул веществ, участвуют в фагоцитозе
2. Рассмотрите внимательно рисунок, проанализируйте его и дайте ответы на вопросы.
2.1. В бланке для ответов укажите, какой процесс изображен на рисунке.
2.2. Назовите два этапа, из которых состоит данный процесс. В каких структурах клетки происходят эти этапы?
2.3. Что такое ДНК? Её значение.
2.4. Что такое РНК? Укажите значение мРНК, тРНК и рибосомы в данном процессе.
2.5. Какие вещества способствуют протеканию данного процесса?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление