Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства ощущений




Роль ощущений в познании человеком окружающего мира.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

Философы-идеалисты и психологи, стоящие на идеалистических пози­циях, отвергали положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказывали обратное, что якобы ощущения отделяют человека от внешнего мира, сформулировав теорию «специфической энер­гии органов чувств». Специфическая энергия органов чувств — закон, согласно которому органы чувств не отражают воздей­ствия внешнего мира, а лишь получают извне толчки, возбуждающие их соб­ственную энергию. В итоге делался вывод, что человек отражает не воздействия внешнего мира, а лишь свои субъективные состояния.

Ощущения человека, с одной стороны, объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

В психологии конца XIX — начала XX в. сложилось представление, со­гласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители и что этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение - пассивный процесс.

В настоящее время рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматрива­ются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в со­став каждого ощущения входит движение — иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т. д.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, необходимо активно ощупать его. Такие признаки предмета, как гладкость и шероховатость, величина и т. п., воспринимаются, если ощупывающая рука активно движется.

Участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при мышечных напряжениях), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при распознавании сложного изображения).

 

Чувствительность — это способность нервной системы реагировать на сравнительно слабые раздражители: она очень индивидуальна, может изменяться в зависимости от ряда факторов — характера деятельности, возраста, состояния организма. Например, известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость, в то время, как люди, обладающие слабой нервной системой, при меньшей выносливости обнаруживают большую чувствительность.

Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный и, соответственно, абсолютную и разностную чувствительность. Абсолютная чувствительность характеризуется двумя порогами — нижним и верхним.

Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговыми. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Так, для того чтобы возникло зрительное ощущение достаточно воздействия на рецепторы глаза примерно 7 квантов света. Абсолютный порог обонятельного ощущения равен примерно 8 молекулам пахучего вещества. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Верхний абсолютный порог — это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает болевые ощущения. Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста, состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п. Разностный порог — наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы. Наличие порогов предохраняет нас, например, от информационной перегрузки.

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация и сенсибилизация. Адаптация – приспособление к внешним условиям. При адаптации чувствительность изменяется в сторону повышения и в сторону понижения. При непрерывном и длительном воздействии какого-либо раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, при непрерывном действии того же раздражителя ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. В отдельных случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности.

Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса и свидетельствует о большой пластичности организма, его приспособлении к условиям среды. Например, адаптация к темноте. Человек, находящийся некоторое время в темной комнате, начинает видеть в темноте. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, требуется примерно 40 минут. Если измерить чувствительность, то окажется, что она возрастает, причем сначала очень быстро, потом все медленнее и, наконец, устанавливается на определенном уровне.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. При сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения, чувствительность зависит от состояния самого организма (физиологических или психологических причин). Так, возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности: острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. При создании интересной игровой ситуации дети демонстрируют более высокую остроту зрения по сравнению с ее измерением в обычных лабораторных условиях. В профессиональной деятельности часто возникает повышение чувствительности под влиянием тренировки. Например, специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета, в то время как нетренированному глазу они кажутся одинаковыми.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Это взаимодействие может протекать в двух формах: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида; 2) взаимодействие между ощущениями различных видов, например, освещение глаз делает слышимые звуки более громкими.

Синестезия – это возникновение под влиянием одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Примером могут служить хорошо известные факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, особенно у музыкантов (у А.Н. Скрябина). Так, хорошо известно, высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие – как «темные».

В заключение следует обратить внимание на то, что практически все виды ощущений взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этому взаимодействию мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов. Целостный же образ предмета в целом мы получаем благодаря восприятию.

 

Классификация ощущений.

А.Р. Лурия классифицировал ощущения по двум основным принципам: систематическому и генетическому, иначе говоря, по принципу модальности и по принципу сложности построения ощущений. Помимо названных, существуют промежуточные, или интермодальные, ощущения, например, восприятие резких запахов или резких вкусовых ощущений вызывает смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными.

Английский физиолог И. Шеррингтон в зависимости от функционального назначения ощущения выделил три основных класса ощущений: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

Экстероцептивные ощущения позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Поэтому соответствующие им рецепторы расположены на поверхности тела. Сюда относятся зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и вибрационные ощущения.

На основе интероцептивных (органических) ощущений происходит ориентировка человека в собственном организме. Именно из них складывается физическое самочувствие. Они возникают при посредстве рецепторов, расположенных в различных внутренних органах: печени, сердце, желудке и т. д.

Проприоцептивные ощущения дают информацию о перемещении в пространстве тела человека или его отдельных частей: рук, ног, головы и элементов лица. Соответствующие им рецепторы находятся в мышцах и сухожилиях. Проприоцепторы реагируют на их состояние (сокращение, расслабление, покой), что и позволяет человеку контролировать собственную двигательную активность.

Все экстероцептивные ощущения делят на дистантные, отражающие качества объектов, находящихся на расстоянии от органов чувств (зрительные, слуховые); контактные, которые вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение (формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, принадлежат данному предмету).

Наиболее древней является органическая, прежде всего — болевая, чувствительность, затем появились контактные, прежде всего тактильная, т.е. осязательная, формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), далее слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

По модальности (качеству) раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения – это ощущения цвета.

Слуховые ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны — продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука — формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам — речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено, В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям, и отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные) ощущения.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, нёба, — различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Например, чувствительность различных участков кожи различна. Наиболее чувствительны — кончик языка, кончики пальцев; наименее — кожа спины, шеи. Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о положении тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды. Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. Третий вид кожной чувствительности — температурные ощущения — связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.

Кинестетические ощущения дают представления о величине и скорости нашего движения, а также о положении, в котором находится та или иная часть нашего тела. Рецепторы кинестетических (двигательных) ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Двигательные ощущения играют очень важную роль в координации наших движений. Выполняя то или иное движение, человек, точнее его мозг, постоянно получает сигналы от рецепторов, находящихся в мышцах и на поверхности суставов. Если у человека нарушены процессы формирования ощущений движения, то, закрыв глаза, он не может идти, поскольку он не может поддерживать равновесие в движении.

Осязание - это процесс сочетания кожных и двигательных ощущений. Осязанию, т.е. сочетанию кожных и двигательных ощущений, мы обязаны способностью оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость. Например, ощущение твердости главным образом зависит от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него, а об этом мы судим по степени мышечного напряжения. Поэтому нельзя определить твердость или мягкость предмета без участия ощущений движения.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.