Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 Принятие финансовых решений и обеспечение условий их реализации




Финансовые решения в области ФМ принимаются на основе анализа, экономического обоснования и прогноза результата, выбора оптимального варианта привлечения и размещения денежных средств в интересах достижения поставленной цели. Цель формирует стратегию развития и тактику последующих действий, позволяет оценить результаты принятых решений и эффективность реализуемых мероприятий. Текущая инвестиционная и финансовая деятельность требуют адекватных решений, соразмерных складывающейся конъюнктуре рынка и реализуемой финансовой политике. Ценность принимаемых решений зависит не только от уровня квалификации и компетентности финансового менеджера, но и оперативности его действий, профессиональной оценки положения предприятия и контрагентов, представления последствий принятия финансового решения. В условиях недостатка информации, доступа к носителям и техническим средствам ее доставки требуют не только профессиональной оценки деятельности, но и необходимой интуиции.

К внешним факторам воздействия относятся достижения техники, всеобщая глобализация промышленных и финансовых рынков, колебания цен, операционные издержки, изменение в законодательстве, налогах и др. внутренние факторы – необходимость обеспечения ликвидности предприятия, нерасположенность субъектов финансового управления к рискам, высокий уровень специального образования менеджеров и др.

Условием высокого качества принимаемых решений является использование научных подходов ФМ, современной теории финансов, применения методов количественного анализа. Процесс разработки финансовых решений зависит от уровня информационного обеспечения, умения анализировать полученные данные и синтезировать на их основе варианты возможных решений.

Залогом успешной реализации принимаемых решений является наличие нескольких вариантов. Выбор одного из них осуществляется с учетов времени, экономической эффективности и др. необходимо обеспечить сопоставимость альтернативных вариантов.

Принимаемое финансовое решение не должно противоречить существующим правовым нормам. В современных условиях от финансового менеджера требуется знание законодательных актов стран-партнеров по бизнесу.

Обязательным условием принятия финансового решения является реальность его осуществления. Для этого каждое решение должно иметь убедительное экономическое обоснование, подкрепленное необходимыми расчетами денежных средств и эффективности предполагаемых вложений.

 

Тема 2. Влияние отраслевых особенностей на организацию финансового менеджмента

.

 

1.В. Организация финансов капитального строительства

 

Процесс строительства, как правило, состоит из нескольких эта­пов: геологоразведочных работ, разработки и утверждения сметы стро­ительства; осуществления строительных и монтажных работ. Все эти этапы выполняются специализированными организациями. Финан­сирование осуществляется за счет средств заказчиков.

Основная часть затрат падает на осуществление строительно-монтажных работ и приобретение оборудования. Эти виды работ осуществляются двумя способами: подрядным и хозяйственным. Подрядным способом стро­ительно-монтажные работы осуществляются специализированными организациями. В строительном производстве широко применяется субподряд. Субподрядчиками выступают строительные организации, выполняющие монтажные, электромонтажные, ремонтные, внутрен­ние санитарно-технические и другие работы. Подрядчик вправе при­влечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчи­ков), заключив с ними договор субподряда. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика и отвечает перед заказ­чиком за весь объем работ.

Стоимость работ, выполненных субподрядными организациями, входит в издержки производства подрядных организаций, поэтому прибыль от сданных работ является финансовым результатом под­рядной организации.

Под себестоимостью строительных работ пони­маются затраты строительной организации на их производство и сда­чу заказчику.

Плановая себестоимость строительных работ определяется с при­менением системы утвержденных в установленном порядке эконо­мически обоснованных норм и нормативов, а также инженерных и экономических расчетов, отражающих повышение организацион­но-технического уровня строительного производства в результате внедрения мероприятий по новой технике и технологии, совершен­ствования его организации и управления, и других технико-эконо­мических факторов.

Цель учета себестоимости строительных работ заключается в свое­временном, полном и достоверном отражении фактических затрат, связанных с производством и сдачей этих работ заказчику, по видам и объемам строительства, в выявлении отклонений от применяемых норм и плановой себестоимости, а также контроле за использовани­ем материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Себестоимость строительных работ, выполненных строительной организацией собственными силами, складывается из затрат, свя­занных с использованием в процессе производства материалов, топ­лива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также дру­гих затрат.

Затраты на производство строительных работ включаются в се­бестоимость работ того календарного периода, к которому они отно­сятся, независимо от времени их возникновения.

С этой целью затраты на производство работ подразделяются на:

• текущие, т.е. постоянные производственные затраты;

• единовременные, т.е. однократные или периодически произво­димые.

В зависимости от способов включения в себестоимость работ за­траты подразделяются на прямые и накладные (косвенные).

Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с про­изводством строительных работ, которые можно прямо и непосред­ственно включать в себестоимость работ по соответствующим объек­там учета.

Под накладными (косвенными) затратами понимаются расходы, связанные с организацией и управлением производством строитель­ных работ, относящиеся к деятельности строительной организации в целом, которые включаются в себестоимость объектов учета с помощью специальных методов. Эти расходы в отдельных случаях могут относиться, минуя затраты, на счет учета реализации работ.

Все расходы организации, зависящие от изменения объемов вы­полненных работ, можно подразделить на постоянные и переменные.

Расходы, удельный размер которых в себестоимости при увели­чении объема работ будет сокращаться, а при уменьшении — увели­чиваться, относятся к постоянным.

Расходы, изменяющиеся пропорционально росту (снижению) объема выполненных строительных работ, относятся к переменным.

Планирование себестоимости строительных работ осуществляет­ся строительными организациями самостоятельно при разработке годовых (текущих) планов производственно-хозяйственной деятель­ности на основе заключенных с заказчиками договоров на строи­тельство.

Ко­нечный финансовый результат (балансовая прибыль или убыток) дея­тельности строительной организации слагается из финансового ре­зультата от сдачи заказчику объектов, работ и услуг, предусмотренных договорами, реализации на сторону основных средств и иного иму­щества строительной организации, продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств, находящихся на балансе строитель­ной организации, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от сдачи заказчику объектов, выполненных строительных и других работ, предусмотренных договором на строи­тельство, определяется как разница между выручкой от реализации указанных работ и услуг, выполненных собственными силами, по ценам, установленным в договоре, без налога на добавленную сто­имость и затратами на их производство и сдачу.

Прибыль (убыток) строительного предприятия (П6) можно рассчитать по формуле:

Пб = Прп + ФРОС + ФРпа + Двд – РВД

где Прп — прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); ФРОС — финансовый результат от реализации и прочего выбытия ос­новных средств;

ФРпа — финансовый результат от реализации прочих активов; Двд ~ доходы от внереализационной деятельности; Рвд — расходы от внереализационной деятельности.

При определении прибыли от реализации основных средств и иного имущества строительной организации учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной (восстановитель­ной) или остаточной стоимостью этих средств и имущества, уве­личенной на индекс инфляции в установленном порядке.

При расчетах предприятия с заказчиками за готовую строитель­ную продукцию необходимо принимать во внимание разрыв между временем выполнения строительно-монтажных работ и сдачи гото­вой строительной продукции. В этой связи выручка от сдачи готовой строительной продукции (Вш) определяется с учетом изменения объ­ема незавершенного строительного производства по формуле

Вгп = СМР + Нн - Нк„

где СМР — объем строительно-монтажных работ, выполняемый собствен­ными силами;

Нн — незавершенное строительное производство на начало плани­руемого периода;

Нк — то же на конец планируемого периода.

Выручка определяется по договорным ценам.

В состав внереализационных доходов включаются:

Ø доходы, полученные на территории Российской Федерации и за ее пределами от долевого участия в деятельности других организа­ций, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим цен­ным бумагам, приобретенным строительной организацией;

Ø доходы от сдачи имущества в аренду;

Ø суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток как безнадежной к получению;

Ø присужденные или признанные должником штрафы, пени, не­устойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйствен­ных договоров, а также по возмещений причиненных убытков;

Ø прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

Ø другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

В состав внереализационных расходов включаются:

Ø затраты по расторгнутым договорам на строительство, по ан­нулированным производственным заказам, а также затраты на про­изводство, не давшее продукции;

Ø затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);

Ø убытки по операциям с тарой;

Ø другие затраты.

Планирование собственных оборотных средств и источников их формирования. К оборотным производственным фондам относятся производственные запасы (строительные, конструкторские детали, блоки, основные и прочие материалы,) и средства в производстве (незавершенное производство, расходы будущих периодов).

Фонды обращения включают денежные средства (расчетные и текущие счета, аккредитивы и особые счета, кассовые и прочие де­нежные средства) и средства в расчетах (заказчиков по счетам за выполненные работы, прочие средства в расчетах).

Оборотные средства непрерывно совершают кругооборот. Общие черты кругооборота оборотных средств присущи всем отраслям эко­номики, вместе с тем особенности кругооборота средств в подряд­ных организациях обусловлены характером строительного производ­ства. Строительные организации выполняют строительно-монтаж­ные работы на основе договоров с заказчиками. Эта особенность выражается в том, что кругооборот средств в подрядных строитель­ных организациях заканчивается по мере сдачи заказчику выпол­ненных строительно-монтажных работ, т.е. зависит от формы расче­тов за строительную продукцию.

Потребность подрядных организаций в собственных оборотных средствах определяется путем их нормирования. Методы нормиро­вания оборотных средств аналогичны методам, применяемым в дру­гих отраслях экономики.

Норма оборотных средств подрядных строительно-монтажных организаций устанавливается в процентах к годовому объему строи­тельно-монтажных работ, выполняемых собственными силами, в сметных ценах. Эта норма включает потребность в средствах на заго­товку строительных материалов, конструкций и деталей, возмещение затрат по незавер­шенному производству, на расходы будущих периодов.

По подрядным строительно-монтажным организациям, рассчи­тывающимся с заказчиками за товарную строительную продукцию, норматив собственных оборотных средств на возмещение затрат по незавершенному производству не устанавливается.

 

2.В. Финансы организаций (предприятий) сельского хозяйства

 

Сельскохозяйственное производство по своей природе отличается от других отраслей экономики тем, что производит продукцию живот­ного и растительного происхождения и использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем другим не заменимого средства про­изводства. Поэтому воспроизводство в сельском хозяйстве и функци­онирование финансов сельскохозяйственных организаций (предприя­тий) обладают рядом особенностей, которые определяются природно-климатическими и естественно-биологическими условиями, техноло­гическими факторами и социально-экономическими отношениями.

Эти особенности можно объединить в следующие группы.

Природно-климатические и естественно-биологические

Почвенно-климатические особенности определяют зональную специализацию, длительность рабочих периодов в производстве, различия в продуктивности и доходности хозяйства, дифференциацию в себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции.

Погодные условия влияют на время проведения и темпы ра­бот, объем и качество продукции, отсюда необходимость создания в сельскохозяйственных организациях (предприятиях) натуральных и денежных страховых и резервных фондов.

Природный, естественно-биологический цикл развития рас­тений и животных определяет кругооборот финансовых ресурсов (от урожая к урожаю). Необходимость концентрации материальных, де­нежных и трудовых ресурсов возникает к определенным периодам, что вызывает привлечение кредитов.

Технологические и организационные

Сочетание в сельском хозяйстве двух взаимодополняющих от­раслей — растениеводства и животноводства. Поэтому осуществляется раздельное планирование, учет и финансирование по этим отраслям.

Наличие внутрихозяйственного оборота большей части сельс­кохозяйственной продукции. Он необходим для обеспечения непре­рывности производственного цикла (выращенный рабочий и про­дуктивный скот, семена, корма и др.). Эта часть продукции, хотя и получает стоимостную оценку, но в процесс реализации не вступает.

Социально-экономические

Право собственности. В связи с наличием многообразных форм собственности (частная, государственная, муниципальная, смешан­ная) в сельском хозяйстве функционируют различные типы органи­заций (предприятий), которые условно можно сгруппировать в две относительно однородные группы: предприятия акционерного и ко­оперативного типов. Первые представлены акционерными обществами (открыто­го и закрытого типов) и товариществами различных видов; вторые — сельскохозяйственные производственные кооперативы. Появился сектор крестьянских (фермерских) хозяйств. Все это существенным образом изменило социально-экономичес­кую структуру сельского хозяйства.

Фермеры переживают те же трудности, что и крупные хозяйства. Практика показывает, что без помощи государства, особенно в на­чальный период становления, их деятельность малоэффективна.

Особенности сельского хозяйства предопределяют специфику планирования издержек производства сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственный год охва­тывает периоды, относящиеся к двум календарным годам. При опре­делении себестоимости затраты данного календарного года распреде­ляются между продукцией этого года и продукцией будущего года. Кроме того, сезонность сельскохозяйственных работ обусловливает необходимость исчисления себестоимости не только по видам про­дукции, но и по видам работ. Планирование осуществляется в такой последовательности: сначала определяются затраты по видам работ на 1 га посева и на голову скота, а затем с учетом урожайности и продук­тивности определяется себестоимость отдельных видов продукции.

Цель учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) — своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство продукции в документах о фи­нансово-хозяйственной деятельности, а также контроль за рацио­нальным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Плановую себестоимость продукции определяют на основе техно­логических карт по отдельным культурам и видам скота, по статьям затрат с учетом необходимого перечня работ, почвенно-климатических условий хозяйства, обоснованных норм расхода материальных ресурсов и нормативов затрат труда и финансовых средств и рацио­нального использования земли и основных фондов, применения про­грессивных агрозоотехнических и организационных мероприятий.

При планировании себестоимости продукции рассчитывают следующие показатели: себестоимость всей продукции, себестои­мость единицы продукции, затраты на 1 руб. валовой (товарной) продукции.

Плановую себестоимость единицы продукции исчисляют делением плановых затрат на производство всей продукции соответствующего вида на ее плановый объем в натуральном выражении, а затраты на 1 руб. валовой продукции — путем деления себестоимости всей про­дукции на ее объем в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах).

Себестоимость отдельных видов сельскохозяйственной продукции, получаемой от соответствующих культур (групп культур, отрасли) и видов животных, определяется исходя из затрат, отнесенных на дан­ную культуру (групп культур, отрасли), вид (группу) животных. Затра­ты по отдельным культурам и видам животных складываются как из прямых затрат, непосредственно относимых на соответствующие куль­туры и виды животных, так и из распределяемых затрат.

Учет затрат в сельскохозяйственном производстве осуществляет­ся на основе первичных документов, оформленных в установленном соответствующими положениями порядке.

Прибыль сельскохозяйственных организаций. Все затраты, связан­ные с производством и реализацией сельскохозяйственной продук­ции, возмещаются через выручку от реализации.

Затраты на расширение основных и оборотных средств, а также на покрытие непроизводственных расходов осуществляются, как правило, за счет прибыли, а в ряде случаев — за счет бюджета и других источников.

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции состав­ляет валовую денежную выручку, из которой и возмещаются все де­нежные затраты. Разность образует прибыль, отражающую превы­шение доходами расходов. В практике различают общую прибыль сельскохозяйственных предприятий, характеризующую общий результат финансовой деятельности, и от реализации (по ви­дам производств и продукции, работ, услуг). Прибыль от реализации представляет собой разность между суммой выручки и полной себе­стоимостью реализованной продукции.

На общую прибыль, кроме реализации продукции, также влияют разные внереализационные доходы и поступления, расходы и потери.

Внереализационные расходы и потери планируют только в сумме уценок переходящих на следующий год запасов по семенам и кормам собственного производства, а также по молодняку животных, пере­водимому в основное стадо. К фактическим внереализационным рас­ходам и потерям относят: убытки от уценки до закупочных цен пере­ходящих запасов семян и кормов собственного производства, остат­ки молодняка животных и животных на откорме; списание безна­дежной дебиторской задолженности из-за неплатежеспособности должников; убытки от стихийных бедствий, не возмещенные в уста­новленном порядке, от не полностью амортизированных основных фондов; выплаченные пени, штрафы и неустойки, а также убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, и т.д.

Основной и оборотный капитал сельскохозяйственных организаций.

В условиях рыночной экономики первоначальное формирование основных фондов в сельском хозяйстве, их функционирование и расширенное воспроизводство осуществляются при непосредствен­ном участии финансов, с помощью которых образуются и использу­ются денежные фонды целевого назначения, опосредущие приобре­тение, эксплуатацию и восстановление средств труда.

А. Структура основных производственных фондов.

Деятельность любой сельскохозяйственной организации возможна лишь в том слу­чае, если отдельные элементы основных производственных фондов находятся в определенной пропорции и взаимодействии, имеют оп­ределенную структуру.

Структура основных производственных фондов зависит прежде всего от особенностей отрасли. Поэтому с учетом специализации разные организации, предприятия, объединения имеют и разную структуру таких фондов.

Существенное влияние оказывает также местоположение конк­ретной организации. Например, в зоне недостаточного увлажнения в структуре значительное место занимают мелиоративные сооружения, в районах с суровыми климатическими условиями выше удельный вес капитальных производственных зданий и т.д. На структуру основных фондов влияют также масштаб организаций, уровень концентрации производства. В крупных организациях обычно более высокий удель­ный вес машин и оборудования и ниже — зданий и сооружений, по­скольку концентрация вызывает наибольшую экономию затрат на стро­ительство производственных помещений, на передаточных устройствах.

Структура основных фондов зависит также от технического уровня и формы организации производства. Чем выше уровень механиза­ции процессов, тем выше и удельный вес машин и оборудования. Чем рациональнее организованы внутрихозяйственные подразделе­ния, особенно при централизации использования транспорта, тем ниже и удельный вес транспортных средств.

В зависимости от назначения и натурально-вещественных при­знаков для целей планирования, учета и анализа производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций (пред­приятий) основные производственные фонды подразделяются на следующие виды, группы и подгруппы:

1) здания, сооружения, передаточные устройства;

2) машины и оборудование;

3) измерительные и регулирующие приборы и устройства (регу­лирования количества и расхода кормов, жидкостей и т.п.);

4) транспортные средства;

5) производственный и хозяйственный инвентарь;

6) рабочий скот;

7) продуктивный скот (коровы, быки-производители и т.п.);

8) многолетние насаждения (плодовые, ягодные и т.п.);

9) капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений), вклю­чая затраты на планировку земельных участков, корчевание леса и т.п.;

10) прочие основные фонды.

Группировка основных производственных фондов по натураль­но-вещественному признаку позволяет организовать не только их учет, но и анализ воспроизводства, изучить динамику технического уровня, определить потребности в замене средств труда, а тем са­мым — своевременно предусмотреть это в практике финансовой деятельности организаций.

Амортизация — процесс возмещения износа основных фондов путем перенесения их утраченной стоимости на изготовляемый про­дукт (не начисляется амортизация на продуктивный скот и если ос­новные фонды находятся на консервации). Она составляет реаль­ный элемент издержек производства, поэтому включается в себестоимость продукции, влияет на ее уровень. В то же время амортизации служит одним из источников финансирования капитальных работ, ремонта и модернизации основных фондов.

Б. Оборотные средства и пути ускорения их оборачиваемости. Одна из функций организации финансов сельскохозяйственных предприя­тий — регулирование движения оборотных средств, которые совер­шают непрерывный кругооборот, последовательно переходя из де­нежной формы в товарную, из товарной в производственную, затем опять в товарную и денежную. По своей сущности оборотные сред­ства представляют собой совокупность фондов оборотных и обраще­ния, выраженных в денежной форме.

Оборотные фонды — это часть производственных фондов, кото­рые полностью потребляются в процессе производства и с заверше­нием одного цикла изменяют свою натурально-вещественную фор­му, целиком перенося свою стоимость на созданный продукт.

В соответствии со сложившейся системой учета оборотные фон­ды сельскохозяйственных организаций подразделяют на следующие группы.

Производственные запасы, т.е. предметы труда, которые еще не вступили в процесс производства и целиком сохраняют свою на­турально-вещественную форму. К ним относятся: сырье, закуплен­ное для промышленной переработки (овощи, плоды и т.д.), основ­ные, вспомогательные и ремонтные материалы, топливо, запасные материалы к сельскохозяйственной технике и транспортным сред­ствам, минеральные удобрения, биопрепараты, ядохимикаты, тара.

Незавершенное производство — предметы труда, которые уже вступили в процесс производства, но еще окончательно не обработа­ны, так как сельскохозяйственное производство требует длительного периода. Например, затраты под урожай будущего года.

Важную роль играют повышение урожайности сельскохозяй­ственных культур, продуктивности животных, качество продукции, что в конечном счете ведет к увеличению денежных средств за ее реализацию.

 

3.В. Особенности финансов транспорта

 

Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управле­ния, обусловленных производственным процессом.

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

Ø продукция транспорта не имеет вещественной формы: тран­спорт не производит новых вещей, а лишь перемещает товары, про­дукцию, созданные в других отраслях экономики;

Ø транспорту не принадлежит предмет его труда — перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

Ø цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

Ø в качестве единицы измерения транспортной продукции ис­пользуют: тонно-километры, пассажиро-километры, отправленные тонны грузооборота и количество пассажиров;

Ø продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, по­этому транспорт не может работать без резерва локомотивов и ваго­нов и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

Ø транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару. Отсюда вытекает и особенность кругооборота средств труда — из формы кругооборота капитала выпадает товар (Т) в виде вещи, так как на транспорте продается сам производственный процесс, т.е. перевозка;

Ø в составе средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительная на промышленных предприятиях;

Ø транспорт характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (т.е. наличием «сезонных пиков»).

Продукция транспорта, т.е. полезный эффект перемещения то­варов и людей, имеет подобно промышленности товарную стоимость, в процессе реализации которой создается прибавочный продукт тру­дом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимых обществу, тем выше доля транспорта в на­циональном доходе, идущем на потребление и накопление для рас­ширенного воспроизводства.

Транспорт — составная часть всех стадий производства продук­ции предприятий отраслей экономики. Это крупная многоотрасле­вая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транс­порта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного.

Ведущее место в транспортной системе страны занимает желез­нодорожный транспорт, позволяющий обеспечивать устойчивые и регулярные грузовые и пассажирские перевозки между районами страны.

Однако реальное состояние железнодорожного транспорта в пе­реходный период рыночного развития экономики страны оказалось сложным. Электроэнергия, топливо и другие материальные ресурсы транспортной отраслью приобретаются по рыночным ценам, а услу­ги оказываются в рамках государственного регулирования тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.

Однако на автомобильном транспорте более высокая, чем на дру­гих видах (кроме воздушного), себестоимость грузовых перевозок и более высокая, чем на железнодорожном, пассажирских.

Поэтому автомобильный транспорт наиболее выгодно использо­вать для перевозки грузов на короткие (до 100 км), а также срочных и скоропортящихся грузов на большие расстояния (до 300 км и более).

Особенности планирования себестоимости перевозок. В себесто­имости перевозок высокий удельный вес занимают заработная пла­та, а также затраты на топливо, электрическую энергию, амортиза­цию, ремонт, что обусловлено спецификой транспорта, где преобла­дающая часть основных фондов находится в движении.

Снизить себестоимость перевозок можно в результате использо­вания мощных и экономичных локомотивов, судов и автомашин, автоматизации и электрификации железных дорог, улучшения шос­сейных дорог и условий судоходства, механизации погрузочно-разгрузочных работ, внедрения передовых методов организации пере­возок и труда.

На себестоимость железнодорожных перевозок также большое влияние оказывают показатели нагрузки на вагон, массы поезда, оборота вагона, среднесуточного пробега вагона и локомотива; на водном и автомобильном транспорте — соответствующие показате­ли использования флота и автомобилей: показатели погрузки, ско­рости движения, сокращение простоев и др.

Основными показателями себестоимости перевозок являются: об­щая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перево­зок по видам транспорта, экономия от снижения себестоимости, се­бестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).

Расчеты себестоимости ведутся по следующим статьям затрат: заработная плата, отчисления на социальное страхование, топливо, горючее и смазочные материалы, электроэнергия, материалы, амор­тизация, прочие расходы.

В отдельных отраслях транспорта в этот перечень дополнительно включаются следующие статьи:

Ø на морском и речном транспорте — расходы на текущий ре­монт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;

Ø на воздушном транспорте — текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;

Ø на автомобильном транспорте — текущий ремонт и техничес­кое обслуживание;

Ø на трубопроводном транспорте — потери газа и нефти в газо-и нефтепроводах.

Для определения плановой величины транспортных затрат ис­пользуются:

1) исходные данные, содержащиеся в расчетах плана перевозок, материально-технического снабжения, плана по труду и финансам;

2) оценка экономической эффективности предусматриваемых в плане мероприятий по внедрению новой техники, развитию пропуск­ной и перерабатывающей способности элементов транспортной сети, совершенствованию организации эксплуатации транспортных средств и коммуникаций и др.;

3) анализ зависимости между изменениями в технике, технологии и организации транспортной работы и расходами на ее выполнение.

Прибыль от основной деятельности транспортной отрасли. Вы­ручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозочного процесса, выполнения погрузочно-разгрузочных опе­раций, экспедирования, прочих работ и услуг. Основную часть до­ходов предприятия транспорта получают от перевозок грузов и пас­сажиров.

Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тари­фа за перевозку, договорных цен за перевозку. В основу транспорт­ного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние перевозки. Договорные цены за использование транс­портных средств зависят в основном от спроса на конкретный вид подвижного состава — железнодорожные перевозки применяются на дальние расстояния, перевозки автомобильным транспортом — на более короткие.

В зависимости от степени регулирования уровня тарифов их классифицируют на фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.

Фиксированные тарифы на железнодорожном транспорте цен­трализованно устанавливает Министерство путей сообщения РФ по согласованию с государственными органами. Они обязательны к при­менению для всех участников транспортного процесса, используют­ся при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом. Фиксированные тарифы могут устанавливаться едиными для терри­тории России и едиными для территории региона, республики, края, области, города.

Регулируемые тарифы организации транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования дохо­дов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен.

Договорные тарифы устанавливают организации транспорта по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на пере­возки (работы, услуги) и нормального уровня их рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (при­мерно 35% расходов).

Свободные тарифы организации транспорта устанавливают са­мостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

При­быль, остающаяся в распоряжении транспортных организаций, используется на развитие производственной базы, социальное разви­тие и материальные выплаты.

Планирование доходов и расходов транспорта.

Распределение при­были организаций железнодорожного транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности. Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизованно.

Нормативы оборотных средств на железнодорожном транспорте, а также их нормирование осуществляются в том же порядке, что и в промышленности, за исключением расчета норматива по формен­ной одежде. Этот норматив рассчитывается как произведение сто­имости одежды (за вычетом скидки, предоставляемой отдельным ка­тегориям работников), которая должна быть выдана в предстоящем периоде, и среднего процента переходящей задолженности (отноше­ние средней непогашенной задолженности за предыдущий год к сред­негодовой стоимости форменной одежды за вычетом скидки).

В финансовый план железнодорожного транспорта наряду с до­ходами и расходами по основной деятельности включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных до­рог, — больниц, учебных заведений и др.

Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций. В этом плане отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевоз­кам грузов и пассажиров, совершаемым по железным дорогам в меж­дународном сообщении.

В финансовом плане организаций по речному и морскому транс­порту отражаются ассигнования из бюджета на государственные ка­питальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмеще­ние убытков жилищно-коммунального хозяйства, возмещение раз­ницы в тарифах по заграничным перевозкам.

Нормативы собственных оборотных средств организаций авто­мобильного транспорта определяются раздельно по двум группам активов. По группе нормируемых активов, непосредственно завися­щих от роста производственных затрат (горючее, смазочные матери­алы), нормативы устанавливаются на 1 руб. затрат, исчисленных ис­ходя из плановых заданий по производственной деятельности. По группе активов, запасы которых непосредственно не связаны с рос­том производственной программы, нормативы базисного года уве­личиваются в относительно меньших размерах, чем рост производ­ственных затрат (без учета заработной платы и амортизационных от­числений).

Источники финансирования прироста норматива собственных оборотных средств на автомобильном транспорте те же, что и в про­мышленности. В то же время в составе устойчивых пассивов плани­руются такие статьи, как «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «До­ходы будущих отчетных периодов».

Приобретение и пополнение авиационной техники, радиообо­рудования и запасных частей к ним осуществляются организация­ми воздушного транспорта за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым пла­ном на воздушном транспорте составляется план инвалютных по­ступлений и платежей.

 

4.В. Финансы сферы товарного обращения

 

Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия и организации торговли, являясь связующим зве­ном между производством продукции и ее потреблением, способ­ствуют завершению кругооборота общественного продукта в товар­ной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Поэтому от того, как осуществляются издержки обращения в зависимости от длительности времени реализации товаров покупателю, зависит фи­нансовое состояние торговых организаций.

Особенность функционирования торговых организаций заклю­чается в том, что в их деятельности сочетаются операции производ­ственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, т.е. непосредственно с реализацией продук­ции. При этом торговые организации как самостоятельно хозяйству­ющие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оп­товой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои особенности в формировании финансовых ресурсов.

Для торговли характерно то, что в ней не создаются дополни­тельные потребительские стоимости. Стоимость товара увеличивает­ся в результате затрат дополнительного общественного труда на опе­рации производственного характера и реализацию товаров. Эти за­траты внутри отрасли составляют издержки обращения, проблема сокращения которых имеет важное значение.

Особенностью торговли является также то, что в структуре ос­новных фондов на долю фондов торгово-производственного назна­чения приходится 80%, в структуре оборотных средств 90% занима­ют товарные запасы и товары отгруженные. Для торговли характер­но и наличие наряду с крупными и специализированными магази­нами сети средних и мелких магазинов.

Кроме того, в отличие от других отраслей экономики выручка от реализации товаров поступает, как правило, в налично-денежной форме, что усиливает контроль за правильным ее использованием.

Особенности издержек обращения торговых организаций. Издерж­ки обращения торговых организаций представляют собой различные затраты живого и овеществленного труда, выраженные в денежной форме и связанные с процессом движения товаров от мест произ­водства до потребления.

В издержки обращения входят расходы на транспортировку, хранение, доработку, фасовку товаров, заработную плату торговых работников, отчисления в государственные внебюджетные фонды со­циального назначения, амортизацию основных фондов и нематери­альных активов и др.

В целях планирования, учета и отчетности издержек обращения и производства на предприятиях торговли используется следующая номенклатура статей издержек обращения и производства.

1. Транспортные расходы (оплата транспортных услуг, плата за временное хранение грузов, стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств, и т.д.).

2. Расходы на оплату труда (заработная плата, премии за произ­водственные результаты и т.д.).

3. Отчисления на социальные нужды по установленным законо­дательством нормам органам государственного социального страхо­вания (Пенсионного фонда, медицинского страхования).

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, поме­щений, оборудования и инвентаря.

5. Амортизация основных средств (по собственным и арендован­ным основным средствам).

6. Расходы на ремонт основных средств (текущий, средний и ка­питальный).

7. Ремонт санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производствен­ных нужд.

9. Расходы на хранение, подборку, подсортировку и упаковку товаров.

10. Расходы на рекламу (оформление витрин, выставок и т.д.).

11. Затраты по оплате процентов за пользование займом.

12. Потери товаров и технологические отходы.

13. Расходы на тару

14. Прочие расходы (уплата налогов, сборов, отчислений в бюд­жет и в специальные внебюджетные фонды и др.).

Расходы, включаемые в издержки обращения и производства организаций торговли, отражаются на соответствующих статьях ус­тановленной номенклатуры в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от сроков их возникновения.

Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, учитываются в качестве расходов будущих периодов и подлежат отнесению на издержки обращения и производства в течение срока, к которому они относятся, ежемесяч­но равными частями согласно утвержденным руководителем орга­низации расчетам.

В целях равномерного отражения предстоящих расходов и из­держек обращения и производства отчетного периода организации торговли могут создавать резервы предстоящих расходов и платежей.

Резервы образуются за счет отчислений, включаемых в издержки обращения и производства в сроки, обоснованные специальными расчетами, утвержденными руководителем предприятия.

На уровень издержек обращения влияют субъективные и объек­тивные факторы. К субъективным относятся факторы, которые не­посредственно связаны с деятельностью организации: объем и струк­тура товарооборота, использование собственного и заемного оборот­ного капитала, торговой площади, торгово-технического оборудова­ния, транспортных средств, условия формирования и оплаты труда работников и др.

К объективным факторам, определяющим размер издержек, отно­сятся изменения розничных цен, тарифов на перевозки товаров различ­ными видами транспорта, процентных ставок за использование банков­ских кредитов, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др.

Одни из перечисленных факторов способствуют снижению из­держек обращения, другие — их увеличению, а в целом они опреде­ляются эффективностью затрат в торговле.

Источником финансирования издержек обращения служит ва­ловой доход.

Состав и назначение основных фондов. Осуществление предпри­нимательской деятельности в торговле связано с формированием и использованием основного и оборотного капитала, которые необхо­димы для продвижения, хранения и реализации товаров и услуг.

Основной капитал охватывает все объекты, предназначенные для постоянного пользования на предприятии, основные фонды, нема­териальные активы и финансовые вложения.

Средства труда, функционирующие в сфере товарного обращения, образуют основные фонды торговой организации. Они состоят из:

Ø активной части — торгового оборудования, машин, транспорт­ных средств и т.д.;

Ø пассивной части — зданий, помещений (магазинов, павильо­нов, киосков и т.д.), сооружений (подъездных путей, площадок и т л.)

Структура основных фондов торговой организации отличается от структуры основных фондов промышленных организаций, где удельный вес машин и оборудования значительно выше — около 35%, а в торговле — 10%. В основных фондах торгового предприятия удельный вес зданий, сооружений и передаточных устройств состав­ляет свыше 80%. С учетом арендуемых и безвозмездно предоставля­емых помещений удельный вес зданий окажется выше, а машин и оборудования — ниже.

В известной мере эти различия определяются спецификой торго­вого процесса, необходимостью применения ручного труда, но в то же время они отражают и более низкий уровень механизации и техни­ческой вооруженности труда в торговле по сравнению с предприятия­ми промышленности. Расширение и совершенствование основных фондов торгового предприятия являются непременным условием уве­личения объема продаж и улучшения обслуживания покупателей.

Затраты на воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений и финансируются за счет тех же ис­точников, что и в промышленности.

Товарные запасы представляются в абсолютных и относитель­ных измерениях.

Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах.

Абсолютная величина товарных запасов непостоянна. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании важное значение имеет соиз­мерение товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товар­ные запасы выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на пред­приятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

Объемы товарных запасов непосредственно связаны со скорос­тью обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товар­ных запасов, и наоборот, замедление оборачиваемости требует боль­шей массы товарных запасов. Оценка товарных запасов проводится по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов подвержена существенным колебаниям даже по одному и тому же сырью, мате­риалам и т.п. Это вызвано изменением цен, стоимости услуг, расхо­дов на транспортировку и других составляющих себестоимости или издержек обращения. Поэтому для оценки стоимости запасов, кото­рыми располагает предприятие на конкретную дату, необходимо вос­пользоваться одним из следующих методов оценки: по текущим це­нам; по фактическим ценам закупки; по средним фактическим це­нам закупки. Выбранный предприятием метод оценки запасов то­варных и других материальных ресурсов определяет не только вели­чину издержек производства и обращения или себестоимость, но и прибыли, следовательно, влияет на сумму уплачиваемых налогов.

Формирование финансовых результатов.

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) определяется по методике, анало­гичной применяемой в организациях промышленности.

Валовой доход торговой организации представляет собой сумму всех доходов, полученных как от реализации товаров, так и от оказа­ния услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых наценок.

Формирование, распределение и использование прибыли в торговле. В процессе производственно-финансового анализа результатов ра­боты торговой организации применяются различные показатели при­были: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализа­ции основных фондов и иного имущества; валовая при­быль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении пред­приятия). Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообло­жении прибыли организаций.

Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как раз­ность между валовым доходом от реализации товаров (без учета на­лога на добавленную стоимость) и издержками обращения.

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница (превышение) между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (перво­начальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом остаточная стоимость имущества рас­сматривается применительно к. основным фондам, нематериальным активам, а пер­воначальная стоимость — для прочего имущества. Взаимоотношения с бюджетом и распределение прибыли аналогичны тем, что существуют в промышленности.

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.