Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура бизнеса




Мотивы и цели трудовой деятельности.

Деловое общение. Умение убеждать.

Роль человеческого фактора в бизнесе.

Лекция 19

Тема: Социально-психологические аспекты бизнеса

1.Роль человеческого фактора в бизнесе. Человеческий фактор - это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п. Важность его определяется возрастанием роли человека в процессе управле­ния различными объектами: будь то малое предприятие, круп­ный концерн или корпорация.

При коллективном управлении главная задача руководителя состоит в том, чтобы умело направлять и координировать дея­тельность отдельных групп. Это необходимо для того, чтобы группа без участия начальства была в состоянии ставить необ­ходимые проблемы и принимать нужные решения в процессе работы. В такой ситуации в полной мере проявляется коллек­тивный подход и коллективная концепция управления, которая при соблюдении определенных условий может быть весьма эф­фективной: 1. Разделение полномочий и обязанностей между руководи­телем и его подчиненными. 2. Подчиненные пользуются доверием своих руководителей. 3. Работа должна рассматриваться как совместная деятель­ность руководителей и рядовых работников. 4. Руководители не препятствуют созданию системы, децентрозизирующий процесс принятия решений. 5. Руководство понимает, что "снизу" тоже могут высказы­ваться полезные и нужные идеи. 6. Руководство должно реализовывать предложения рабочих и служащих, если они целесообразны. 7. Руководство признает заслуги коллектива. 8. Рядовые работники вовлекаются в систему коллективного управления. 9. Не следует ждать от коллективного управления сиюми­нутных результатов.

2.Деловое общение. Умение убеждать Совместная деятельность людей становится возможной только благодаря их общению. Практика общения показывает, что степень понимания между людьми оставляет желать лучшего. Это зависит во многом от того, что люди ошибочно восприни­мают смысл чужих высказываний, а также приписывают неред­ко своим партнерам по общению намерения, которые те не вкладывали в смысл ими сказанного. В основе этого лежат раз­личные причины, в частности люди под час не говорят того, о чем думают и чего на самом деле хотят. Уровень доверительности в 06щении может быть повышен за счет: открытой демонстрации своих намерений; доброжелательности отношений; проявления компетентности в о6суждаемом вопросе; умения убедительно излагать свои мысли. Умение у6еждать имеет очень важное значение в решении задач предприятия, достижении успеха в 6изнесе. Каким о6ра­зом можно у6еждать людей? Фраза "Истина рождается в споре" не дает ответа на этот вопрос. Дело в том, что эта мысль отно­сится к научному спору. Если вы испытываете затруднение в общении с подчиненны­ми, то необходимо задуматься и ответить на следующие вопро­сы:

Внимательно ли следите за тем, чтобы подчиненный пра­вильно вас понял?

Подбираете ли слова и выражения, соответствующие уров­ню подготовки вашего подчиненного (собеседника)?

Отдаете ли распоряжения в достаточно краткой форме?

Обдумываете ли указания, прежде чем их высказать?

Если подчиненный не задает дополнительных вопросов после того, как вы высказали мысль, считаете ли, что он понял ее?

Ясно ли вы выражаетесь?

Следите ли за тем, чтобы ваши высказывания были более определенными?

Увязываете ли свои мысли прежде, чем их высказать, что­бы быть понятным?

Поощряете ли вопросы?

Предполагаете ли, что знаете о мыслях окружающих или задаете вопросы, чтобы выяснить это?

Усиливаете ли противодействие, противореча аргументам противника(оппонента)?

Стараетесь ли, что6ы подчиненные во всем соглашались с вами?

Используете ли. профессиональный жаргон, непонятный другим?

Говорите ли ясно, полно, точно и вежливо?

Следите ли за тем, какое впечатление производят ваши слова?

Делаете ли преднамеренные паузы в своей речи, чтобы со­браться с мыслями, обратить внимание или дать возможность обдумать ваши предложения, задать вопросы? Чтобы побудить своего собеседника к деловому разговору, существует немало способов, один из которых предлагает югославский психолог П. Мицич (табл. 23):

 

Основными элементами логики проведения деловой беседы являются:

дебют. В дебютную часть входят: продумывание эффекта "первых фраз"; налаживание, точное установление эмоциональ­ного контакта с собеседником; формирование визуального образа и манеры говорить, слушать во время беседы; продумывание и соблюдение риторических приемов "правильных дебютов"; проявление доверия и симпатии, ясное изложение сути проблемы, соблюдение временн6го режима обмена информацией;

основная стадия: продуманный "выброс" аргументации; умение слушать других; наблюдение за эмоциональной сторо­ной и реакцией оппонентов; намеченные стимуляторы проведе­ния беседы (уточняющие: "Правильно ли я понял вас...?" и т.п.); недопущение никаких императивов, раздражений, не­ брежных манер, назиданий; лояльность мимики и жестов, де­монстрирующая готовность к совместной работе; завершающая стадия. Здесь можно фантазировать, но обя­зательно соблюдать следующее: обобщать итоги; руководство­ваться древней истиной: "Только беспристрастность излучает свет мудрости. Только бескорыстие рождает авторитет; исполь­зовать риторические приемы.

Кроме того, руководителю следует усвоить и различные ме­тоды ведения переговоров. Основные из них вариационный, интеграции, уравновешивания, компромиссный. Вариационный метод При подготовке к Сложным переговорам (например, если за­ранее можно предвидеть негативную реакцию противной сторо­ны) Выясните следующие вопросы:. в чем заключается решение проблемы;

от каких его аспектов можно отказаться (или от какой час­ти проблемы);

в чем следует видеть оптимальное (высокая степень веро­ятности реализации) решение проблемы при дифференци­рованном подходе к ожидаемым последствиям, трудно­стям, помехам; какие аргумеfПЫ необходимы для того, чтобы должным об­разом отреагировать на ожидаемое предложение партнера, обусловленное несовпадением интересов или их односто­ронним осуществлением (сужение или расширение предло­жения при обеспечении взаимной выгоды, новые аспекты материального, финансового, юридического характера и т.д.);

какое вынужденное решение можно принять на перегово­рах на ограниченный срок; какие экстремальные предложения партнера следует от­клонить и с помощью каких аргументов]

Метод интеграции Предназначен для того, чтобы убедить партнера в необходи­мости оценивать проблематику переговоров с учетом общест­венных взаимосвязей и вытекающих отсюда потребностей раз­вития кооперации. Применение этого метода не гарантирует достижения согласия в деталях, пользоваться им следует в тех случаях,, когда, например, партнер игнорирует общественные взаимосвязи и подходит к осуществлению своих интересов с узковедомственных позиции.

Метод уравновешивания При его использовании учитывайте следующие рекоменда­ции: определите, какие доказательства и аргументы (факты, ре­зультаты расчетов, статистические данные, цифры и т.д.) целесообразно использовать, чтобы побудить партнера принять важное предложение;

на некоторое время мысленно поставьте себя на место партнера, Т.е. посмотрите на вещи его глазами;

рассмотрите комплекс проблем с точки зрения ожидаемых от партнера аргументов "за" и обсудите с ним связанные с этим преимущества;

обдумайте также возможные контраргументы партнера, "настройтесь" на них приготовьтесь использовать в про­цессе аргументации;

не пытайтесь их игнорировать: собеседник ждет от вас ре­акции на свои возражения, оговорки, опасения и т.д.;

выясните, что послужило причиной такого поведения партнера: он не совсем правильно понял ваши высказыва­ния, недостаточно компетентен, не желает рисковать, хо­чет потянуть время и т.д.)

Компромиссный метод Участники переговоров должны обнаруживать готовность к компромиссам: в случае несовпадения интересов партнеров сле­дует добиваться соглашения поэтапно, придерживаясь следую­щего принципа: склоняйтесь постепенно, как Пизанская башня, но не падайте сразу!

При компромиссном решении согласие достигается за счет того, что партнеры после неудавшейся попытки договориться между собой с учетом новых соображений частично отходят от своих требований: от чего-то отказываются, выдвигают новые предложения.

В реальной практике ведения переговоров возникают ситуа­ции, когда руководителю следует учитывать распространенные приемы тактики уловок

Рис. 30. Приемы тактики уловки при переговорах

Мотивы и цели трудовой деятельности Мотивация - это совокупность побудительных сил челове­ческой деятельности. Опытные руководители стараются учиты­вать реальные цели работника, его жизненные ценности, ожида­ния и нужды и через них воздействовать на его поведение. Одним из достижений этого подхода является самоуправление. Человек, разделяющий цели и ценности своей фирмы, спо­собен сам устанавливать задачи, находить пути решения и контролировать себя.

Культура бизнеса Культуру 6изнеса о6ычно связывают с представлениями о ценностях и о6разе поведения предпринимателей. В культуре отражаются воспитание, о6разование, духовный мир людей, их умение воспринимать достижения человеческой цивилизации и строить взаимные отношения. Она характеризует уровень ду­ховного развития, о6щества, его идеалы, умение вступать в кон­такты с людьми. Широко распространена вера в слепую удачу, в так называе­мое "лотерейное счастье". Люди готовы Вкладывать деньги в любое дело, не требующее их прямого участия, имеющее Пред­сказуемые результаты, но сулящие согласно предсказаниям "зазывал" невероятный успех. Чаще всего небольшая группа инициаторов и организаторов этого дела и близких к ним "рыцарей случайной удачи" действительно срывает неплохой денежный куш за счет остальных участников. Подобная ситуа­ция чаще всего наблюдалась в операциях с приватизационными чеками, новоявленными акционерами, вкладами денежных средств в самые разнообразные операции.

Должно пройти определенное время и накопиться опыт для формирования высокой предпринимательской культуры на рос­сийском рынке.

Развитие отечественной культуры свободного и социально ответственного предпринимательства потребует восстановления вековых традиции экономической жизни всех народов страны. Оно даст импульс для осознания новым поколением отечест­венных предпринимателей своей миссии не только участием в выводе экономики страны из кризиса и обеспечении экономиче­ского роста, но и содействии повышению благосостояния и нравственного здоровья всего обществ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.