Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет логики




Значение логики

Отрасли логической науки

Предмет логики

Тема 1. Предмет и значение логики.

 

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. Лекции по истории логики. Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. М.: ЛКИ, 2007. - 240с.

2. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1984.-320 с.

3. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: КомКнига, 2006. - 296с.

4. Кнапп В., Герлок А. Логика в правовом сознании. М.: Прогресс, 1987. - 310 с.

5. Кудрин А.К. Логика и истина. М.: Политиздат, 1980. - 144 с.

6. Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 286 с.

7. Сырых В.М. - Логические основания общей теории права. Т.1. Элементарный состав. - М.: Юстицинформ, 2000. - 506 с.; Т.2. Логика правового исследования. - М.: Юстицинформ, 2004. - 548 с.

8. Формальная логика / Отв. ред. М.Я.Чупахин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 357 с.

 

 

 

Логика – наука о законах и формах правильного мышления.

Принято выделять два основных способа познания: живое созерцание и абстрактное мышление. В первом случае человек получает готовые сведения о предметах с помощью органов чувств о цвете, форме, размере, запахе, вкусе и др. свойствах предметов. Если бы человек был муравьем или лягушкой, ему хватило бы для организации поведения и этой информации. Но человек, в отличие от животного, не довольствуется непосредственно данной информацией. Ему обязательно надо выйти за ее пределы, поскольку человека волнуют самые разные вопросы микро- и макромира, далекого прошлого и отдаленное грядущее, социальные, психические, правовые и т.п. явления. Возможность получать новые знания на основе полученных ранее дает человеку мышление. Собственно, суть мышления и состоит в отыскании нового знания или нового способа деятельности, когда старые, хранящиеся в памяти, неприемлемы, не соответствуют условиям.

Мышление – неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс поисков и открытия существенно нового, это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза… (А.В.Брушлинский).

Из указанных признаков для логики первостепенное значение имеют следующие:.

Связь с речью. Нельзя сказать, что связь эта неразрывна, ведь существуют виды мышления, которые не связаны или слабо связаны с речью: наглядно-действенное и наглядно-образное. Вместе с тем, для мышления взрослого человека, основу которого оставляет абстрактно-логическое мышление, такая связь действительно достаточно тесная и проявляется в следующем: исходный материал, средства и результат выражаются в речи. В юридической деятельности эта связь проявляется в том, что правовые нормы, сведения, которые сообщает человек, обратившийся за помощью к юристу и иные юридические сведения, необходимые для оказания юридической помощи, выражаются, прежде всего в речевой форме; юрист, решая задачу, оперирует юридическими фактами, выраженными в речи; результаты его деятельности будут выражены и переданы клиенту также в речевой форме.

Обобщенность. Органы чувств дают информацию о конкретных единичных объектах. Мышление может оперировать не только отдельными объектами, но и их классами. Когда мы говорим: «Преступление – общественно опасное деяние»,- мы имеем в виду миллионы разнообразных по составу противоправных деяний, совершенных людьми или тех, которые будут совершены через много лет. Любая правовая представляет собой обобщенное правило, применяемое ко многим, подчас весьма разнообразным правовым случаям.

Опосредованность. Правоприменительная деятельность предполагает применение общих правовых норм к конкретной правовой ситуации. Например, в юридическую консультацию обращается человек, разъяснить его права и обязанности. Некто А.Д. пишет в газету: «Я устроился на предприятие по договору подряда, который был заключен на неопределенный срок и расторгнут через полгода. Скажите, пожалуйста, полагается ли мне выплата компенсации за отпуск?». Ни в одном нормативном документе юрист не найдет сведений о том, полагается ли А.Д. компенсация за отпуск при этих условиях. Задачей юриста в этом случае будет отыскание в ситуации юридически значимых признаков, соотнесение их с боле общими правовыми нормами и перенос на данную ситуацию общих норм посредством построения умозаключения.

 

Являясь очень сложным образованием, мышление может быть объектом исследования различных наук. Философия изучает общие особенности мышления, его взаимоотношения с миром и т.п. Психология – мышление как процесс, индивидуально психологические особенности, факторы, детерминирующие его и т.п. Педагогика – процесс становления, формирования. История – особенности его филогенетического развития. Право – формирование преступного умысла, мышление в деятельности юриста (выдвижение следственной версии, принятие решения судом). Кибернетика – моделирование мышления. Физиология ВНД – механизмы, лежание в его основе. Можно перечислять и далее, трудно найти науку, которая так или иначе не изучала бы мышление, но уже этого сверхбеглого перечисления достаточно, чтобы задать себе вопрос: «Что же остается на долю логики?».

На наш взгляд, вопрос сформулирован крайне неудачно. Дело в том, что перечисленные и неназванные науки либо сформированы достаточно поздно (кибернетика, физиология), либо изучение мышления составляло для них лишь малую часть предмета науки (философия). Логика возникла полторы тысячи лет назад (4 век до н.э.) как наука, изучающая только мышление, и существует вот уже 15 веков. Могла ли она в таких условиях взять в качестве предмета что-то второстепенное и быть востребованной в течение столь длительного времени?

Логика разрабатывалась, по сути, как нормативная дисциплина, которая была призвана не только изучить законы и формы мышления, но и разработать правила, соблюдение которых обеспечивало бы успешность доказательства мыслей и убеждения слушателей.

Итак, логика изучает мышление правильное. При этом, логику не интересует проблема правильности как соответствия генеральной линии правящей партии, правовым или морально-нравственным нормам. Ее интересует, позволяет ли такое рассуждение получать достоверные, убедительные рассуждения.

Принято выделять четыре основных свойства правильного мышления.

1. Определенность. Определенным будет мышление, в котором используемые мысли (понятия, суждения) будут четкими, ясными и неизменными в ходе рассуждений. Нарушения определенности мышления обычно бывает связано с использованием либо недостаточно определенных (неясных, размытых), либо многозначных мыслей. Нарушение определенности мыслей в юридической деятельности приводят к серьезным проблемам в обеспечении эффективности деятельности. Например, недостаточно четкое определение понятий «фашизм» или «порнография» приводило и продолжает приводит к трудностям в правоприменительной деятельности. В частности, статья о запрете пропаганды фашизма так и не нашла широкого применения, а статья о запрете распространения порнографии длительное время работала неэффективно, лишь относительно недавно законодатель смог сформулировать отличия порнографии от эротики, что позволило применять данный закон более корректно.

2. Последовательность. В последовательном мышлении вспомогательные мысли, раскрывающие основную мысль, располагаются в строго установленном порядке. Обычно последовательность мыслей диктуется целью рассуждения и зависит от особенности предмета мысли. Так исторические события часто раскрываются по хронологии, правовая норма составляется исходя из ее структуры: гипотеза, диспозиция и санкция.

3. Непротиворечивость. Противоречивое мышление использует взаимоисключающие мысли, то есть такие мысли, которые не могут быть одновременно истинными. Человек весьма чувствителен к противоречиям, поэтому явные противоречия в рассуждениях отдельного лица можно встретить достаточно редко. Обычно мы имеем дело с противоречиями в показаниях по делу разных лиц, или одного лица на разных этапах прохождения дела.

4. Доказательность. При доказательном мышлении используют обоснованные мысли, истинность которых подтверждена либо сопоставлением с действительностью, либо с необходимостью выведена из других мыслей. В качестве примеров доказательного и недоказательного рассуждения можно привести такие примеры умозаключений:

 

Правильное:

Все адвокаты являются юристами

Иванов является адвокатом

Иванов является юристом

 

Неправильное:

Некоторые студенты являются отличниками

Иванов является студентом

Иванов является отличником

 

Логика изучает формы правильного мышления и выделяет три основные формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предметы мысли в общих и существенных признаках, в суждении что-либо утверждают или отрицают о предмете мысли, в умозаключении из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Рассмотрим формы мышления на примере рассуждения:

 

Все студенты являются учащимися

Иванов – студент

Иванов – учащийся

 

Это умозаключение. Оно состоит из трех суждений: «Все студенты являются учащимися», «Иванов – студент», «Иванов – учащийся». В состав суждений входят следующие три понятия: «студенты», «учащиеся», «Иванов».

 

Логика изучает законы правильного мышления и выделяет четыре основных формально-логических закона: закон тождества, закон противоречия (закон непротиворечия), закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Под законами в традиционной логике понимаются предельно общие правила связывания мыслей в рассуждении. Например, закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения одним и тем же мыслям придавался один и тот же, строго определенный смысл, а малейшее изменение смысла строго оговаривалось.

 

Метод формализации в логике.

Попробуем сравнить два простых умозаключения.

 

1. Все студенты являются учащимися

Иванов – студент

Иванов – учащийся

 

2. Все психические процессы поддаются тренировке

Мышление – психический процесс

Мышление поддается тренировке

 

Сравнение позволяет нам обнаружить сходство и различие между этими умозаключениями. Различие состоит в содержании рассуждений: в одном речь идет о студентах, в другом о психических процессах, т.е. рассуждения различаются содержанием. Сходство этих умозаключений состоит в способе рассуждения, в его структуре. Выделенные нами особенности мысли являются двумя очень важными ее сторонами: содержанием и структурой.

Содержание мысли характеризует предметную область, которая отражается в мысли (то, о чем идет речь в мысли), а структура (форма) – способ рассуждения. Если давать более строгое определение формы (структуры) мысли, то можно сказать, что структура мысли – это совокупность элементов мысли и связей между ними.

Логика возникла в четвертом веке до нашей эры как наука, которая изучала мышление со стороны его формы, структуры, отвлекаясь от содержания мыслей, поэтому ее стали называть формальной логикой (в отличие от диалектической).

Формальная логика есть наука, изучающая наши мысли со стороны их структуры (при этом она отвлекается от их изменения и развития); формальная логика изучает законы и правила, которым подчиняется наша мысль в процессе получения выводного знания: формальная логика выявляет операции, применяемые ко всем формам нашей мысли, к предметам самого различного конкретного содержания (Д.П.Горский).

 

Для изучения структуры мысли ее надо уметь выделить. Формальная логика разработала для решения данной задачи специальный метод – метод формализации. Суть его заключается в замене элементов мысли определенными символами. При этом одинаковые элементы мысли обозначаются одинаковым образом, сходные - сходным, различные – различным. Так в примере 1 мы можем понятие «студент» обозначить символом М, «учащийся» - Р, «Иванов» - S. Тогда структура этого умозаключения примет следующий вид:

Все М есть Р

S есть М

S есть Р

В качестве элементов мысли можно использовать как отдельные понятия, так и суждения. Скажем, формула сложного соединительного суждения «Память и мышление – познавательные процессы» может быть записана разными способами:

- в развернутой форме: S1 есть Р и S2 есть Р,

- в полуразвернутой форме: S1 и S2 есть Р,

- в сокращенной форме: А и В, где символами А и В обозначаются простые суждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.