Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность понятия




Несовместимые отношения между понятиями

Совместимые отношения между понятиями

Виды понятий по содержанию

Понятие и представление

Понятие и слово

Сущность понятия

Тема 2. Понятие

4.Объём и содержание понятия

5.Виды понятий по объёму

 

 

Дополнительная литература:

1. Войшвилло Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 286 с.

2. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., Изд-во МГУ, 1989. - 238 с.

 

Понятие – форма мышления, в которой предметы мысли отражаются в их общих и существенных признаках. Понятия отражают предметы мысли («преступление») или их признаки («противоправность») и обозначаются словами («умысел»), словосочетаниями («прямой умысел») или иными общепризнанными знаками (дорожные указатели, физические знаки и т.д.).

Понятие представляет собой обобщенное знание о сходных объектах. Психологи выделяют различные формы таких обобщений (комплексы, синкреты, понятия, - по Л.С.Выготскому).

Понятия играют важную роль в познании человеком мира, в накоплении и структурировании этих знаний, особенно велика роль понятий в науке.

Понятия, которым владеет человек, он приобретает двумя основными путями: усваивает готовые или формирует самостоятельно.

Усвоение готовых понятий (обычно научных, выработанных человечеством в ходе своего развития) происходит в ходе специально организованной деятельности, когда человеку предлагают готовое, сформированное понятие, чаще всего выраженное и раскрываемое с помощью определения. Мы говорим, что человек усвоил понятие, когда он выяснил его существенные признаки, может отличить предметы, входящие в данное понятие от других, может выражать мысли, строить рассуждения и решать задачи с применением данного понятия.

Человек может вырабатывать понятия (житейские) самостоятельно. Это происходит на основе сложной аналитико-синтетической деятельности мышления.

 

Итак, в понятии предметы мысли отражаются в существенных признаках. Что же такое признак? В литературе мы можем встретить такое определение: «Признаки – это все то, чем предметы похожи друг на друга или чем они отличаются». Мы согласны с этим определением в целом, однако считаем, что в нем указание на ближайший род заменяется местоимением. На наш взгляд, целесообразнее придерживаться иного определения:

Признаками предмета мысли называются его свойства, связи и отношения с другими предметами мысли, позволяющие устанавливать между ними сходство и различие.

Например, убийство и кража представляют собой противоправные деяния, это делает их похожими, они имеют сходный признак «противоправность». Кроме сходных, эти понятия имеют и признак отличительный – «состав преступления».

Из данного определения видно, что признаки бывают трех основных типов: свойства, связи и отношения.

Свойство принадлежит объекту (преступлению, человеку) как самостоятельному предмету мысли (противоправность две нижние конечности соответственно).

Связь проявляется во взаимодействии объектов: для преступления быть наказуемым лишением свободы – признак, не принадлежащий собственно преступлению, а проявляющийся в связи с действующей в настоящее время частью особенной уголовного кодекса.

Отношение выступает как признак, проявляющийся через установление пространственных или иных особых отношений: разбой опаснее (обладает большей общественной опасностью) кражи. Для понятия «разбой» признак «опаснее» без понятия «кража» не имеет смысла.

Признаки могут делиться по степени обобщенности и по степени существенности.

По степени обобщенности признаки делятся на:

- общие – принадлежащие всем элементам класса,

- видовые – принадлежащие некоторой совокупности элементов класса,

- индивидуальные – принадлежащие отдельным элементам класса.

Рассмотрим эти признаки на примере понятия «преступление». Признаками, общими для всех преступлений, будут «виновность», «противоправность», «наказуемость» и т.п.; видовыми – «умышленное», «имущественное» и т.д.; индивидуальными –обстоятельства конкретного преступления: объект, объективная сторона, субъект и т.д.

По степени существенности признаки делятся на:

- существенные – такие, каждый из которых необходим, а всех вместе достаточно для отличения предмета мысли от сходных,

- несущественные – признаки, которые являются для предмета мысли необязательными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.