Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальная самостоятельная работа




С целью углубленного изучения теоретических и прикладных аспектов логики могут быть рекомендованы для самостоятельной и индивидуальной работы рефераты и учебно-исследовательские за­дания. Ниже мы предлагаем некоторые темы и рекомендации по их выполнению.

 

Тема: Определение понятия

По данному разделу могут быть рекомендованы следующие темы учебно-исследовательских заданий:

1. Сравнительная характеристика понятия "личность" в фи­лософии, психологии и праве.

2. Сравнительная характеристика понятия "мышление" в фи­лософии, психологии и логике.

 

Список понятий, предлагаемых для анализа, является примерным; по согласованию с преподавателем могут быть выбраны и другие понятия, которые вызывают у студентов интерес, например, коллектив, уровень притязаний и т.д.

Цель написания работ данного типа состоит в закреплении знаний по теме "Определение понятий" и выработке умений проводить логический анализ различных определений.

Для написания работы необходимо, прежде всего, подобрать ис­точники, в которых даются различные определения анализируемого понятия. Основное количество словарных статей берется из учебников или специальных словарей. Найденные определения записыва­ют на карточки, где дается точное библиографическое описание ис­точника цитируемого определения (с указанием автора книги, ее названия, места и года издания, а также номера страницы, на которой находятся цитируемая фраза), В коллективных трудах указы­вается автор главы, из которой выписывается определение. Напри­мер: "Мышление - это социально обусловленный, непрерывно связан­ный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действи­тельности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на ос­нове практической деятельности из чувственного познания и дале­ко выходит за ее пределы" (А.В. Брушлинский. В кн.: Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского, 2-е изд., доп. и перераб. М.; Просвещение, 1977. - С. 315).

Эти карточки нумеруются и как приложение вкладываются в конверт, подклеиваемый к последнему листу работы. В дальнейшем ссылки делаются на номера карточек.

Анализ определений понятий может состоять из следующих основных этапов:

1. Выделить существенные признаки, через которые раскрывается содержание понятия.

2. Сгруппировать сходные определения.

3. Проверить, решаются ли этим определением познавательные задачи.

4. Выяснить, соблюдены ли логические правила определения понятий. Если некоторые из них нарушены, нужно указать, какие именно, а также отметить, какие ошибки имеют место в данном случае. Например, при анализе понятия "мышление", определение которого было приведено ранее, можно указать, что нарушено пра­вило соразмерности, имеется ошибка – сужение понятия, поскольку речь идет лишь об одном из видов мышления - абстрактно-логиче­ском, а наглядно-действенное и наглядно-образное мышление это определение не охватывает.

5. Сделать общий вывод о рассматриваемых определениях, выбрать то, которое, на ваш взгляд, является наиболее удачным.

Если имеющиеся определения не устраивают, можно попытаться сформулировать собственное.

 

Тема: Деление понятий.

 

Выполнение задания по данному разделу предполагает логический анализ классификации различных объектов.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

1. Выписать на карточки определения понятий, входящих в классификацию, с библиографическим описанием источников, как это рекомендуется в разделе "Определение понятий".

2. Описать предлагаемую автором классификаций, выделить ее структуру: делимое понятие, члены деления, основание деления.

3. Выделить признаки понятий, составляющих классификацию, сопоставить их, проверить соблюдение закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

4. Установить, соблюдены ли в данной классификации логические правила деления понятий. Если ошибка имеется, указать, как она называется и в результате нарушения какого правила возникла. Если возможно, предложите свой вариант исправления обнаруженных

ошибок. Сделать общий вывод о рассматриваемой классификации, оценить ее правильность и эффективность; если, на ваш взгляд, классификация может быть усовершенствована, предложите свои изменения. При оценке классификации могут быть использованы данные о классификациях этих же объектов, предложенные другими авторами. По теме "Деление понятий" могут быть рекомендованы следующие учебно-исследовательские задания:

1. Классификация преступлений против личной собственности граждан.

2. Классификация должностных преступлений.

3. Виды наказания

Данный список тем является примерным, при желании студент может выбрать себе для анализа другую классификацию, согласовав тему с преподавателем.

 

Тема: Доказательство и опровержение

По этой теме могут быть рекомендованы следующие темы реферативных и учебно-исследовательских заданий:

1. Правила и ошибки доказательства.

Цель данной работы – составить по возможную полную классификацию правил и ошибок доказательства с примерами.

Литература:

1.Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. П.: Политиздат, 1954. - 88 с.

2.Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. М.: Наука, 1975. - 720 с.

3.Словарь латинских крылатых слов / Под ред. Я.М.Боровского. М.: Рус. яз., 1982. - 959 с.

 

2. Логический анализ дедуктивного метода Ш.Холмса.

Из рассказов о знаменитом сыщике выбрать не менее 15 примеров его рассуждений, выполнить их логический анализ (определить вид умозаключений, лежащих в их основе, установить соблюдение необходимых правил и т.д.) и сделать обобщающий вывод о излюбленном виде умозаключений данного литературного героя.

 

3. Анализ какого-либо конкретного доказательства.

Для анализа удобно взять статью из периодической печати.

Цель данного задания – способствовать формированию логического видения текста. Студент учится в ходе анализа статьи умению выделять в речи структурные компоненты доказательства, способы аргументации, способы введения и формулирования тезиса, способы связи тезиса и аргументов и т.п.

При выполнении задания анализируемый текст дается в приложении, в нем выделяются тезис, аргументы, демонстрация. При анализе устанавливается, соблюдаются ли логические требования к правильному рассуждению: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность.

Можно использовать следующий примерный план анализа статьи (предложен Н.П.Ерастовым).

1. Логическая определенность раскрытия статьи (новизна, актуальность формулировки темы, способ ознакомления читателей с новизной и направленностью темы, использованные автором).

2. Логическая определенность главной мысли статьи (когда, где и как сформулирована главная мысль; оценка содержания тезиса с точки зрения новизны, очевидности для читателей, его идейной и практической направленности; способы ознакомления читателей с новизной и направленностью тезиса).

3. Тематическая определенность текста (полнота раскрытия темы в целом, полнота раскрытия объема и содержания каждого понятия, включенного в название темы; полнота раскрытия содержания и новизны тезиса).

4. Фразовая и межфразовая определенность текста (способы ознакомления читателей с новыми и трудными для усвоения понятиями; способы различения сходных по смыслу понятий; способы разъяснения смысла особо значимых для читателя формулировок; приемы предупреждения неоднозначности понимания отдельных высказываний; критика двусмысленностей, встречающихся в рассуждениях автора или критикуемых им).

5. Логическая последовательность статьи (общий план статьи и способы ознакомления с ним читателей; логическая последовательность в каждом пункте плана; способы перехода от одних пунктов плана к другим; использование переходных фраз и указаний на факты перехода; случаи отступления от плана и неравномерности раскрытия вопросов; логическая связанность с темой вступления и заключения).

6. Логическая непротиворечивость статьи (в каких вопросах и как раскрыта объективная противоречивость фактов и точек зрения о фактах; как противопоставлялись сходные предметы мысли, имеющие объективно разные признаки, и сходные термины; как выделялись случаи противопоставления одних и тех же явлений в разное время их развития; как выделялись оценки одних и тех же явлений в разном отношении; как обосновывалось ведущее отношение сопоставления; были ли случаи противоречия автора самому себе, как они устранялись).

7. Логическая доказательность текста (ясность и точность формулировок тезиса, сохранение содержания тезиса при его переформулировках; достоверность аргументов, ссылки на первоисточники, на периодическую печать, на данные конкретных наук, на мнение компетентных лиц, на личный опыт читателей, на наглядно воспринимаемые явления; достаточность аргументов, их связанность друг с другом, случаи развернутой и сжатой аргументации; логическая очевидность выводов, анализ обоснованности сомнительных и ложных выводов; примеры дедуктивных, традуктивных и индуктивных выводов в ходе изложения материала).

8. Общая оценка логической культуры изложения материала в статье. Выводы.

 

Предлагаемый план анализа статьи является примерным. В анализируемом тексте некоторые из выделенных сторон могут быть представлены развернуто, рельефно, в таком случае на них следует обратить большее внимание; в противном случае пункты плана могут раскрываться с меньшей полнотой.

 

Иные проблемы логики

На занятиях не всегда имеется возможность обстоятельно рассмотреть ряд теоретических и прикладных моментов логики, которые также могут стать основой реферативных работ.

 

1. Проблемы парадоксов в логике.

Литература.

1.Сухотин А. парадоксы науки. М.: Молодая гвардия, 1978. 240 с.

2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

 

2. Приемы повышения четкости, определенности мыслей в лекционной пропаганде.

1. Ерастов Н.П. Логико-психологические основы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1979. 40 с.

2. Об искусстве полемики / под ред. П.Н. Федосеева и др. 2-е изд. М.: Политиздат, 1982. 336 с.

3. Старченко А.А. Логические основы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1981. 64 с.

 

3. Последовательность, стройность мыслей – необходимое условие публичного выступления.

Литература – та же.

 

4. Методы повышения доказательности в лекции).

Литература – та же.

 


Краткий словарь основных логических понятий

 

Абстрактные понятия – понятия, в которых признак как бы отрывается от предмета и мыслится самостоятельно.

 

Аналогия – умозаключение, в котором устанавливается наличие признака у предмета мысли на том основании, что этот признак имеется у другого предмета, сходного с первым в некоторых других признаках.

 

Аналогия свойств – умозаключение по аналогии, в котором переносимым признаком является свойство.

 

Аналогия отношений - умозаключение по аналогии, в котором переносимым признаком является отношение между предметами мысли.

 

Аргумент – элемент доказательства, представляющий собой суждения, на основе которых обосновывается истинность тезиса.

 

Атрибутивное суждение – суждение, в котором предикат является признаком субъекта.

 

Безотносительные понятия – понятия, которые мыслятся самостоятельно (в отличие от соотносительных).

 

Бесконечные понятия – понятия, объем которых состоит из бесчисленного множества элементов.

 

Видовые признаки – признаки, принадлежащие некоторой совокупности элементов класса.

 

Генетическое определение – определение, в котором указывается на способ образования, происхождения объекта.

 

Дедуктивное умозаключение – 1) умозаключение, в котором из посылок большей степени обобщенности делают менее общий вывод; 2) умозаключение, в котором вывод носит достоверный характер.

 

Деление понятий – прием, раскрывающий объем понятия.

 

Деление понятий по видообразующим признакам – деление, при котором члены деления имеют признак, положенный в основание деления, но этот признак изменяется, приводя к образованию новых видовых понятий.

 

Делимое понятие – понятие, объем которого раскрывается при делении.

 

Демонстрация – элемент доказательства, представляющий собой способ связи аргументов и тезиса.

 

Дизъюнктивное (разделительное) суждение – сложное суждение, в котором два или более простых соединяются логическим союзом «или» (формула А или В или С).

 

Дихотомическое деление – деление, при котором делимое понятие делится на два: элементы одного имеют какой-то признак, а у элементов второго этот признак отсутствует, ничем не заменяясь.

 

Доказательство – логический прием обоснования какой-либо мысли на основании других мыслей, истинность которых доказана ранее.

 

Единичные признаки – признаки, принадлежащие отдельному предмету мысли.

 

Единичные понятия – понятия, объем которых состоит из одного элемента.

 

Единичное суждение – суждение, в котором субъект является единичным понятием.

 

Единично-отрицательное суждение – суждение, в котором субъект – единичное понятие, а связка – отрицательная (формула суждения S не есть P).

 

Единично-утвердительное суждение – суждение, в котором субъект – единичное понятие, а связка – утвердительная (формула суждения S есть P).

 

Естественная классификация – классификация, в которой предметы мысли располагаются по их существенным признакам.

 

Заключение (вывод) – суждение, которое в умозаключении выводится из посылок.

 

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия – положение, устанавливающее зависимость между объемом и содержанием понятия. Обычно используют следующую его формулировку: «Из двух понятий, находящихся в отношениях подчинения, большее по объему будет иметь меньшее содержание и наоборот».

 

Знак количества – компонент суждения, указывающий, обо всех или некоторых элементах субъекта идет речь в суждении.

 

Знак модальности – элемент суждения, указывающий на закономерный, случайный или возможный характер связи между терминами.

 

Импликативное (условное) суждение – сложное суждение, в котором два простых объединяются с помощью логического союза «если…, то…» (формула Если А, то В).

 

Индуктивное определение – прием, сходный определением, в котором признаки понятия раскрываются путем перечисления элементов, составляющих понятие.

 

Индуктивные умозаключения – 1) умозаключения, в которых из посылок меньшей степени обобщенности получаются более общие выводы; 2) умозаключение, в котором вывод носит вероятный характер.

 

Индукция через отбор – популярная индукция, в которой элементы для исследования отбираются таким образом, чтобы они составляли репрезентативную выборку, т.е. по основным характеристикам представляли бы всю исследуемую популяцию.

 

Индукция через простое перечисление – популярная индукция, в которой элементы для исследования берутся в случайном порядке.

 

Искусственная классификация – классификация, в которой предметы мысли располагаются по их второстепенным признакам.

 

Категорическое суждение – суждение, в котором устанавливается существование или отсутствие связи (закономерной или случайной) между терминами.

 

Классификация – прием, при котором однородные элементы распределяются по определенным группам и подгруппам с использованием системы оснований.

 

Конечные понятия – понятия, объем которых состоит из ограниченного количества элементов.

 

Конкретные понятия – понятия, в которых предмет мысли отражается как реальный объект во всем многообразии его признаков.

 

Контекстуальное определение – прием, сходный с определением, при котором значение понятия задается через контекст.

 

Контрадикторность (противоречие) – отношение между сравнимыми общеутвердительными и частноотрицательными суждениями (или общеотрицательными и частноутвердительными). Для этих отношений характерно то, что суждения, в них находящиеся, не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными; из истинности одного из них следует ложность другого, из ложности одного следует истинность другого.

 

Контрарность (противность) – отношение между сравнимыми общеотрицательными и общеутвердительными суждениями. Для этих отношений характерно то, что суждения, в них находящиеся не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными; если одно из них истинно, то другое обязательно ложно, но из ложности одного ничего нельзя сказать о истинности или ложности другого.

 

Конъюнктивное (соединительное) суждение – сложное суждение, в котором два или более простых суждения соединяются логическим союзом «и» (формула А и В и С).

 

Косвенное доказательство – доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается через ложность антитезиса (суждения, противоречащего тезису).

Логика – наука, изучающая законы и формы правильного мышления.

 

Логический квадрат – условная фигура, служащая для изображения отношений между суждениями, в которой вершинами являются сравнимые суждения, а сторонами и диагоналями – отношения между ними.

 

Метод единственного различия – метод научной индукции: «Если два случая, когда явление наступает и когда оно не наступает, отличаются лишь одним обстоятельством, то это обстоятельство и будет причиной данного явления».

 

Метод единственного сходства – метод научной индукции: «если два случая, когда явление наступает, имеют сходным лишь одно обстоятельство, то это обстоятельство и будет причиной данного явления».

 

Метод остатков – метод научной индукции: «Если среди обстоятельств, сопровождающих явление, все, кроме одного, не являются его причинами, то это, последнее, и будет причиной данного явления».

 

Метод сопутствующих изменений - метод научной индукции: «если всякий раз, как видоизменяется одно явление, видоизменяется и другое, то первое будет причиной второго».

 

Методы научной индукции – умозаключение научной индукции, устанавливающее причинно-следственные связи между явлениями.

 

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы (А.В. Брушлинский).

 

Научная индукция – соединение индукции и дедукции в практике научного познания.

 

Непосредственное доказательство – доказательство, в котором для обоснования тезиса не используются дополнительные суждение, аргументы; истинность тезиса обосновывается сопоставлением его с действительностью

 

Непосредственное умозаключение – умозаключение, в котором вывод получается из одной посылки путем преобразования ее структуры.

 

Нераспределенный термин – термин, который мыслится в суждении частично.

 

Нерегистрируемые понятия – понятия, объем которых учету не поддается.

 

Несовместимые отношения между понятиями – отношения, при которых понятия имеют общие элементы, их объемы совпадают полностью или частично.

 

Несравнимые понятия – понятия, не имеющие ближайшей связи по объему и содержанию.

 

Нестрогая аналогия – аналогия, в которой вывод является вероятным.

 

Нестрогая дизъюнкция – дизъюнктивное суждение, в котором используется логический союз «или/и».

 

Неявное определение – вспомогательный прием, раскрывающие отдельные признаки предмета мысли и не ориентированный на решение основных познавательных задач определения.

 

Номинальное определение – определение, в котором раскрывается значение термина.

 

Нулевые понятия – понятия, объем которых – пустое множество; признаки, составляющие содержание данного понятия, не соответствуют ни одному реально существующему объекту.

 

Обращение – непосредственное умозаключение, в котором термины меняются местами.

 

Общие признаки – признаки, принадлежащие всему классу объектов.

 

Общие понятия – понятия, объем которых состоит из двух или более элементов.

 

Общее суждение – суждение, в котором речь идет обо всех элементах суждения.

 

Общеотрицательное суждение – суждение, в котором используется общий знак количества и отрицательная связка (формула суждения S не есть P).

 

Общеутвердительное суждение – суждение, в котором используется общий знак количества и утвердительная связка (формула суждения S есть P).

 

Объем понятия – совокупность объектов, входящих в понятие, имеющих признаки, перечисленные в его содержании.

 

Описание – прием, сходный с определением, состоит в перечислении внешних, чувственно воспринимаемых признаков предмета.

 

Опосредованное доказательство – доказательство, в котором для обоснования тезиса используются вспомогательные суждения, аргументы.

 

Определение понятия (дефиниция) – логический прием, раскрывающий содержание понятия.

 

Определение через род и видовые отличия – определение, в котором определяемое понятие сначала относят к ближайшему роду, а затем указывают признаки, которыми оно отличается от других элементов данного класса.

 

Определенность – свойство правильного мышления, характеризующее четкость ясность мысли.

 

Определяемое понятие (левая часть определения, дефиниендум) – понятие, содержание которого раскрывается в определении.

 

Определяющее понятие (правая часть определения, дефиниенс) - понятие, с помощью которого раскрывается содержание определяемого.

 

Опровержение – логический прием, состоящий в обосновании ложности тезиса или несостоятельности его доказательства.

 

Основание деления – признак, по которому осуществляется деление понятия.

 

Отрицательные понятия – понятия, в которых подчеркивается отсутствие у предмета мысли некоторых признаков.

 

Отрицательное суждение – суждение, в котором используется отрицательная связка, указывается на отсутствие связи между терминами.

 

Пересечение – отношение между понятиями, при котором объемы понятий совпадают лишь частично.

 

Подчинение – 1) отношение между понятиями, при котором объем одного понятия полностью входит в объем другого, но полностью его не исчерпывает; 2) отношение между сравнимыми общеутвердительными и частноутвердительными (а так же общеотрицательными и частноотрицательными) суждениями. Для этих отношений характерно то, что истинность подчиняющего (общего) всегда ведет к истинности подчиняемого (частного), но не наоборот, а ложность подчиняемого ведет к ложности подчиняющего, но не наоборот.

 

Полисиллогизм – совокупность двух или более простых категорических силлогизмов, в которой вывод предыдущего является посылкой последующего.

 

Полная индукция – индуктивное умозаключение, отвечающее на вопрос о наличии признака у класса предметов на том основании, что этот признак имеется у всех элементов данного класса.

 

Положительные понятия – понятия, в которых подчеркивается наличие у предмета мысли некоторых признаков.

 

Понятие – форма мышления, в которой предметы и явления отражаются в их общих и существенных признаках.

Популярная индукция – индуктивное умозаключение, устанавливающее наличие признака у класса предметов на том основании, что этот признак имеется у некоторых элементов данного класса.

 

Посылка – суждение, из которого в умозаключении получается вывод.

 

Правильное мышление – такое мышление, которое обеспечивает отражение субъектом свойств и связей объекта, соответствующих действительности. Правильное мышление обладает четырьмя признаками: определенностью, последовательностью, непротиворечивостью и доказательностью.

 

Превращение – непосредственное умозаключение, в котором предикатом вывода является понятие, противоречащее предикату посылки, связка меняется на противоположную.

 

Предикат суждения (больший термин, логическое сказуемое, Р) – элемент суждения, обозначающий понятие, сопоставляемое с субъектом.

Предикат простого категорического силлогизма (больший термин, Р) - элемент простого категорического силлогизма, занимающий место предикатом вывода.

 

Признаки – свойства предмета мысли, его связи и отношения с другими предметами, позволяющие устанавливать сходство и различие между ними.

 

Простой категорический силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором обе посылки и вывод являются простыми категорическими суждениями; в нем устанавливаются отношения между крайними терминами (S и Р) на основании их отношения к среднему термину (М).

 

Противопоставление предикату – непосредственное умозаключение, в котором субъектом вывода является понятие, противоречащее предикату посылки, а связка меняется на противоположную.

 

Прямое доказательство – доказательство, в котором обосновывается истинность тезиса.

 

Разделительные понятия – понятия, в которых каждый элемент мыслится самостоятельно и обладает всеми признаками данного понятия.

 

Разделительный силлогизм – дедуктивное умозаключение, в состав которого входят разделительные суждения.

 

Разделительно -категорический силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором одна из посылок разделительная, а остальные посылки и вывод – простые категорические суждения.

 

Различение – прием, сходный с определением, состоит в том, что неизвестный предмет мысли сопоставляется с другим, хорошо известным, при этом подчеркиваются признаки отличительные.

 

Разъяснение посредством примера – прием, сходный с определением, при котором признаки предмета мысли раскрываются путем указания на объект, у которого эти признаки ярко выражены.

 

Разъяснение смысла слова – прием, сходный с определением, при котором раскрывается содержание частей слова, обозначающего предмет мысли.

 

Расположение мысли по определенному плану – прием, сходный с делением, при котором для раскрытия определенной мысли используется совокупность других, более частных мыслей, расположенных в определенной последовательности.

 

Распределенный термин – термин, полностью включающийся в суждение или полностью из него исключающийся.

 

Расчленение целого на части – прием, сходный с делением, который состоит в выделении в исходном объекте составных частей. В отличие от деления, получающиеся в результате этого действия понятия будут относится к исходному не как вид к роду, а как часть к целому.

 

Реальное определение – определение, в котором раскрываются признаки объекта.

 

Регистрируемые понятия – понятия, объем которых поддается учету.

 

Связка – элемент суждения, устанавливающий наличие или отсутствие связей между терминами.

 

Собирательные понятия – понятия, в которых группа родственных элементов мыслится как единое целое, а признак, принадлежащий их совокупности не принадлежит ее отдельным элементам.

 

Совместимые отношения между понятиями – отношения, при которых понятия имеют общие элементы.

Содержание понятия – совокупность его общих и существенных признаков.

 

Соотносительные понятия – понятия (2 или несколько), между которыми устанавливается неразрывная мысленная связь, такие понятия друг без друга не мыслятся и как правило друг через друга раскрываются.

 

Соподчинение (простое соподчинение) – несовместимое отношение между понятиями, при котором два или более понятия входят как видовые в объем более общего.

 

Сравнение – прием, сходный с определением, состоящий в сопоставлении неизвестного предмета мысли с другим, хорошо известным, при этом подчеркиваются признаки сходные.

Сравнимые понятия – понятия, имеющие ближайшую связь по объему и содержанию.

 

Сравнимые суждения – суждения, имеющие одинаковые термины и отличающиеся качеством и количеством.

 

Средний термин (М) – элемент простого категорического силлогизма, входящий в состав обеих посылок.

 

Строгая аналогия – аналогия, в которой вывод является достоверным.

 

Строгая дизъюнкция – дизъюнктивное суждение, в котором используется логический союз «либо».

 

Субконтрарность (подпротивность) – отношение между сравнимыми частноутвердительными и частноотрицательными суждениями. Для него характерно то, что суждения, в них находящиеся, не могут быть одновременно ложными, но могут быть одновременно истинными; ложность одного из них ведет к истинности другого, но из истинности одного ничего нельзя сказать об истинности другого.

 

Субъект суждения(меньший термин, логическое подлежащее, S) – элемент суждения, указывающий на то, о чем идет в нем речь.

Субъект простого категорического силлогизма - элемент простого категорического силлогизма, занимающий место субъекта в заключении.

 

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждают или отрицают о предмете мысли и которая может быть истинной или ложной.

 

Суждение возможности – суждение, устанавливающее возможность, вероятность связи между терминами.

 

Суждение действительности – суждение, устанавливающее существование случайной связи между терминами.

 

Суждение необходимости – суждение, устанавливающее существование закономерной связи между терминами.

 

Суждение объема – суждение, в котором предикат является понятием, родственным субъекту.

 

Суждение с отношением – суждение, в котором устанавливаются пространственные, временные и т.п. подобные особые отношения между понятиями.

 

Существенные признаки – такие признаки, каждый из которых необходим, а всех вместе достаточно для отличения предмета мысли от сходных (Н.П. Ерастов).

 

Тезис - элемент доказательства, представляющий собой суждение, которое обосновывается в ходе доказательства.

 

Тождество – отношение между понятиями, при котором их объемы полностью совпадают.

 

Традуктивное умозаключение – умозаключение, в котором от посылок к выводу не меняется обобщенность суждений.

 

Указание – прием, сходный с определением, состоящий в предъявлении предмета мысли.

 

Указание на противоположность – прием, сходный с определением, при котором признаки предмета раскрываются путем указания на предмет, обладающий противоположным набором признаков.

 

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений получается новое суждение.

 

Условно-категорический силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором одна из посылок является условным суждением, а другая посылка и вывод – простыми категорическими суждениями

 

Условно-разделительный силлогизм – дедуктивное умозаключение, в состав которого входят как условные, так и разделительные суждения.

Условный силлогизм – дедуктивное умозаключение, в состав которого входят условные суждения.

 

Утвердительное суждение – суждение, в котором используется утвердительная связка и устанавливается наличие связи между терминами.

 

Формальная логика – наука, изучающая наши мысли со стороны их структуры (при этом она отвлекается от их изменения и развития); формальная логика изучает законы и правила, которым подчиняется наша мысль в процессе получения выводного знания; формальная логика выявляет операции, применяемые к различным формам нашей мысли, к предметам самого различного конкретного содержания (Д.П. Горский).

 

Характеристика – прием, сходный с определением, состоит в том, что перечисляются существенные признаки предмета мысли.

 

Частное суждение – суждение, в котором речь идет о некоторых элементах субъекта.

 

Частноотрицательное суждение – суждение, в котором используется частный знак количества и отрицательная связка (формула суждения S не есть P).

 

Частноутвердительное суждение - суждение, в котором используется частный знак количества и утвердительная связка (формула суждения S есть P).

 

Чисто-разделительный силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором все посылки и вывод являются разделительными суждениями.

 

Чисто-условный силлогизм – дедуктивное умозаключение, все посылки и вывод которого являются условным суждением.

 

Члены деления – понятия, получающиеся в результате деления.

 

Эквивалентное суждение – суждение, в котором два простых соединяются с помощью логического союза «если и только если…, то…» (формула Если и только если А, то В).

 

Энтимема – дедуктивное умозаключение, построенное на основе простого категорического силлогизма, в котором одна из посылок или вывод пропущены.

 

Явное определение – строгий прием, ориентированный на решение основных познавательных задач определения.


При­мерный список вопросов к экзамену:

1. Предмет и задачи логики,

2. Логика формальная и диалектическая.

3. Логика традиционная и математическая.

4. Метод формализации в логике.

5. Значение логики.

6. Сущность понятия.

7. Понятие и слово.

8. Понятие и представление.

9. Объем и содержание понятия.

10. Виды понятий по содержанию.

11. Виды понятий по объему.

12. Виды совместимых отношений между понятиями.

13. Виды несовместимых отношений между понятиями.

14. Определение понятий, его виды и структура.

15. Правила и ошибки определения.

16. Приемы, сходные с определением.

17. Деление понятий, его виды и структура.

18. Правила и ошибки деления.

19. Приемы, сходные с делением.

20. Сущность и состав простых суждений.

21. Суждение и предложение.

22. Виды простых суждений.

23. Уточнение логического смысла суждения.

24. Распределение терминов в суждении.

25. Отношение между суждениями. Понятие о логическом квадрате.

26. Виды сложных суждений.

27. Закон тождества.

28. Закон противоречия.

29. Закон исключенного третьего.

30. Закон достаточного основания.

31. Сущность и виды непосредственных умозаключений.

32. Сущность и состав простого категорического силлогизма.

33. Аксиома и общие правила силлогизма.

34. Первая фигура силлогизма.

35. Вторая фигура силлогизма.

36. Третья фигура силлогизма.

37. Логическая обоснованность выводов по силлогизму.

38. Условный силлогизм.

39. Разделительный силлогизм.

40. Сущность индукции. Полная индукция.

41. Единство индукции и дедукции в познании.

42. Популярная индукция.

43. Метод сходства.

44. Метод различия.

45. Метод остатков.

46. Метод сопутствующих изменений.

47. Аналогия.

48. Сущность и состав доказательства.

49. Правила доказательства по отношении к тезису.

50. Правила доказательства по отношению к аргументам.

51. Правила доказательства по отношению к демонстрации.

52. Виды доказательств.

53. Сущность и приемы опровержения.

54. Гипотеза и теория.


Литература

 

1. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика. М.: Флинта, 2002. - 168 с.

2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во Моск.гос.ун-та, 1991. - 150 с.

3. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. - Л., 1985. - 176 с.

4. Алексеева И.Ю. Логические проблемы научной дискуссии. - Автореф. дис....канд. филос. наук. - М., 1984. - 19 с.

5. Антонов Г.В. От формальной логики к диалектике (вопросы теории суждения). М.: Высшая школа, 1971. - 176 с.

6. Антонова О.А. Логика и теория аргументации. ИВЭСЭП, 2008. - 86с.

7. Арцишевский Г.В. Выдвижение и проверка следственных версий. М.: Юрид. лит., 1978.

8. Аршинский Л.В. Применение сверхнечетких логик в системах искусственного интеллекта для задач расследования преступлений // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов. Межвузовский сборник. - Саратов: СЮИ МВД России, 2004, Вып. 3. - С. 141-147.

9. Асмус В.Ф. Лекции по истории логики. Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. ЛКИ, 2007. - 240с.

10. Асмус В.Ф. Логика. Едиториал УРСС, - 390с.

11. Асмус В.Ф. Логика. М.: Госполитиздат, 1947. - 388 с.

12. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М.: Госполитиздат, 1954. - 88 с.

13. Астафьев В.К. Законы мышления в формальной и диалектической логике. Львов, 1968.

14. Афанасьева О.В. Логика. М.: Академия, 2001. - 152 с.

15. Афанасьева О.В. Логика. Проспект, 2008. - 272с.

16. Афанасьева О.В. Логика. Учебное пособие. Проспект, 2009. - 272с.

17. Бабаев В.К. Логика в сфере права: понятие и основные направления исследования // Советское государство и право. - М.: Наука, 1979, № 7. - С. 40-47.

18. Бабаев В.К. Логика права: основные направления исследований // Проблемы теории социалистического государства и права. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1977. - С. 122-124.

19. Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М.: Высш. школа, 1961. - 68 с.

20. Баранов А.Н. Что нас убеждает. Общественное сознание и язык. - М.: Знание, 1990. - 64 с.

21. Барковский П.В. Логика: ответы на экзаменационные вопросы. Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 112с.

22. Бахтызин А.М. Ораторское мастерство Ф.Н.Плевако // Русская речь. - М., 1989. - № 6. - С. 50-55.

23. Беженишвили М.Н. Логика модальностей знания и мнения. КомКнига, 2007. – 288 с.

24. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. - М.: Прогресс, 1981. - 288 с.

25. Белова Г. Что применять - неудачный закон или научное знание и логику? // Уголовное право. - М.: Интел-Синтез, 2000, № 4. - С. 6-7.

26. Берков В.Ф. Логика и риторика: хрестоматия. Мн.: Тетрасистемс, 2007. - 736с.

27. Берков В.Ф. Логика. Мн.: ТетраСистемс, 2007. - 416с.

28. Берков В.Ф. Научная проблема (логико-гносеологический аспект). Минск, 1979.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.