Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис социально-экономического и политического развития России во 2-й половине XVI в




 

С окончанием формирования Российского центра­лизованного государства союз московских князей и бояр, позволявший им сосредоточивать в своих сунду­ках богатства бояр покоренных князей, рухнул.

«Золотой век русского боярства», как его называл С. Веселовский, кончился. Отныне московские цари стремились к централизации власти в своих руках и видели главную угрозу своим планам в собственных же боярах, которые благодаря огромным земельным бо­гатствам-вотчинам были экономически и политически независимы от царской власти.

Боярское же сословие прекрасно осознавало, что грядущая самодержавная власть положит конец его экономическим и политическим привилегиям.

После смерти Василия III начинается период бояр­ского правления, основным содержанием которого была

реализация стремления знатнейших боярских родов Глинских, Шуйских, Вельских, Оболенских, Воронцовых, Кубенских, Старицких, пользуясь фактическим отсут­ствием, ввиду малолетства Ивана IV, центральной вла­сти, достичь максимального обогащения политичес­кой независимости.

С декабря 1533 г. по апрель 1538 г. правят регентша, мать Ивана IV Елена Глинская, и ее фаворит князь И. Телепнин-Оболенский. Россия теряет в войне с Лит­вой Любеч и Гомель. После смерти Елены ее Фаворит был казнен, а к власти пришел «боярский совет» во главе с князьями Шуйскими.

На протяжении 1538- 1547 гг. идет борьба за вер­ховную власть между родами Шуйских и Бельских. Вот как описал эту ситуацию, объясняя причины своего бегства из Московии дерптскому епископу строитель московского Кремля итальянский инженер Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин), принявший в России православие, женившийся на русской и получивший поместье под Москвой: «Великого князя и княгини не стало, государь нынешний мал остался, бояре живут по своей воле, и от них великое насилие, управы в земле никому нет, между боярами самими вражда; и уехал я от великого мятежа и без государства».

В 1543 г. 13-летний Иван IV, с детства не страдав­ший излишним гуманизмом, затравил с0баками главу рода князя Андрея Шуйского, после чего реальная власть переходит к боярам Воронцову и Кубенскому, но и их казнят летом 1546 г. по приказу набирающего силу Ивана за недостаточную настойчивость в прове­дении казанской политики. В течение следующего года на вершине пирамиды власти оказываются бабка Ива­на IV Анна Глинская и ее сыновья.

Кончается боярская эпопея раздоров 16 января 1547 г., когда Иван IV Грозный (1547- 1584) венчается на царство, причем не просто великим князем, но госу­дарем всея Руси и царем московским, чем подчеркива­лось божественное происхождение его власти.

Тем самым завершается сакрализация носителя верховной власти, что означает не просто уподобление монарха Богу, но присвоение монарху особой харизмы, особых благодатных даров, в силу которых он на­чинает восприниматься как сверхъестественное суще­ство. Введение начиная с Ивана IV в обряд венчания на царство миропомазания наряду с коронацией означало, что царь ставится на один уровень с Богом, так как Христос по-гречески — помазанник.

Утвердившись на престоле, Иван IV начинает бур­ное реформирование устоев жизни московского обще­ства. В целом реформы середины XVI в. в России были реформами феодального государства, проводимыми за счет крестьянства и, что характерно для России, за счет крупных собственников — бояр, в интересах дворян­ства, как опоры царя, с целью усиления самодержав­ной централизованной государственной власти, сосре­доточения в ее руках не только политической власти, но и всех прав собственности.

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. так называемой «Избранной рады» — кружка единомыш­ленников царя, которые фактически стали играть роль правительства при молодом государе.

Наиболее выдающимися фигурами «Избранной рады» были митрополит Макарий, фаворит царя дво­рянин Алексей Адашев и придворный священник Силь­вестр. Митрополит Макарий выступал ярым поборни­ком идеологии самодержавия. А. Адашев служил в Че­лобитном и Казанском приказах и был, судя по всему, главным идеологом и организатором реформ. О дове­рии ему царя свидетельствует тот факт, что Иван по­ручил Адашеву прием и рассмотрение всех челобит­ных, поступающих на имя царя. Сильвестр оказал сильнейшее влияние на формирование мировоззрения молодого царя.

Реформы проводились в два этапа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.