КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контроль знаний
Онтологический аргумент. Наша идея Бога – это идея о Совершенстве (о Верховном существе). Мы не можем представить себе большего совершенства. Реальное существование является более совершенным, чем относительное (например, вымышленное) существование. То есть совершенство, которое не существует, уже и не совершенство вовсе. Следовательно, Бог как наивысшее Совершенство должен существовать как реальность, потому что совершенство без существования менее совершенно, чем совершенство с существованием. 2. Космологический аргумент. В мире происходят изменения. Зёрна вырастают в растения, дети становятся взрослыми и т.д. Но каждое такое изменение указывает на нечто, что привело к этому изменению. Идея доказательства состоит в том, что для того чтобы вызвать изменение необходимо другое явление. Таким путём мы можем двигаться от того, что изменяется, к тому, что является причиной изменения, затем от этой причины к её причине и т.д. Мы способны двигаться в этом направлении всё дальше и дальше. Конкретным примером является движение по генеалогическому древу от детей к родителям (нас бы не было, если бы не было наших родителей, наших родителей не было, если бы не было их родителей… и далее). Но мы не можем вообразить, что такой регресс от движущегося к движущему может продолжаться бесконечно. Должен существовать первый переход. Следовательно, должна существовать первая причина, которая сама по себе ничем не обусловлена, но является источником всех изменений и всех движений. Согласно Фоме, мы называем её Богом. 3. Каузальный аргумент. Суть этого аргумента соответствует сути космологического аргумента, но основывается, главным образом, на связи причины и следствия. Любое следствие указывает на его причину, которая снова указывает на её причину и т.д. 4. Аргумент, основывающийся на необходимости. Любая вещь на Земле является принципиально случайной в том смысле, что её существование не является необходимым. Она могла бы быть отличной, от того, что она есть. Вместо существующих вещей и явлений могли бы существовать другие. Это относится к вещам, событиям и людям. Не является необходимым, что вы или я существуем, или что существует Нью-Йорк или Москва. Однако немыслимо, чтобы всё было случайно. Должно существовать нечто, являющееся необходимым, и, согласно Фоме, его «мы называем Богом». 5. Телеологический аргумент. От лат. teleo – цель. Мы воспринимаем порядок в природе и в результате за всем обнаруживаем цель. Вселенная предстаёт перед нами хорошо упорядоченной и организованной. Порядок в мире и его многие таинственные взаимосвязи свидетельствуют о его исключительно продуманном и хорошем плане, и это снова указываем на рациональный Дух, который породил этот план и который актуализировал его во Вселенной. Этот «планирующий» Дух, по Фоме, «мы называем Богом». В XI в. в схоластической философии разворачивается борьба между реализмом и номинализмом как учёная дискуссия, «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. universale – общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: «Объективно (реально) ли существуют понятия, или объективно существуют только единичные предметы?»
Значение средневековой философии: § стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени; § сохранила и развила ряд античных философских идей; § способствовала расчленению философии на новые сферы (например, выделение гносеологии как самостоятельного учения о познании); § положила начало появлению в будущем эмпирического и рационалистического направлений; § пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; § выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение. Основные понятия и термины: Антропоцентризм -воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Апологетика – (apologeomai - защищаю), защита принципов христианства от критики нехристианских философов. Креационизм - (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Номинализм - (лат. nomen — имя, nominalis — именной), направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей. Патристика - (от греч. pater, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, т. н. отцов церкви. Реализм - (от ср.-век. лат. realis — вещественный, действительный), направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается как бытие идеальных объектов. Схоластика - (от греч. scholastikos — школьный, ученый), философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века и в университетах. Теодицея - (франц. theodicee — оправдание Бога, от греч. theos — Бог и dike — справедливость), общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, «оправдать» Бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия. Теология (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Теоцентризм – система взглядов, согласно которой сила, определяющая мышление, поведение человека и общества – есть Бог. Томизм -учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. I. Вопросы для самопроверки: 1. Почему в Средневековье философия стала «служанкой богословия»? 2. Каковы характерные особенности философии средневековья? 3. Что такое теоцентризм? 4. Какие основные направления философии характерны для периода средневековья? 5. Какое решение проблемы зла предложил Аврелий Августин? 6. Что такое схоластика? 7. Почему слово «схоластика» имеет негативный оттенок? 8. Спор об универсалиях — это спор о чем? 9. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков? 10. Какие решения вопроса об универсалиях были предложены схоластами?
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |