Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропология и этика в философии Канта. Сфера и границы свободы воли




Философия науки в немецкой классической философии (И. Кант и Ф. Гегель).

Кант - родоначальник немецкой классической философии. 2 основных направления и 2 основных источника философии Канта - в словах: "Звездное небо надо мной..." - намек на механику Ньютона, которая для Канта - предпосылка теоретической философии, следовательно задача -философское обоснование законов естественного процесса; и "моральные законы во мне" - стимул разработки моральной философии, задача которой - обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства. В решении этих вопросов Кант провел критику старой метафизической философии. Благодаря задачам, которые он решил, а также способу их разрешения, Кант становится основателем немецкой классической философии. Задачи философии по Канту: Что я могу знать (о себе, судьбе, смысле)? (гносеология) Что я должен знать (чтобы быть человеком)? на что я могу надеяться (смертен - бессмертен)? что такое человек? (осн. Задача, которая решается по-разному). Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания (первый вопрос). У Канта возникает задача: установить различие м/у субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант разделяет 2 уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-познавательные особенности человека, к трансцендентальному - надындивидуальное начало в человеке, то есть всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества. Одна из основных проблем "Критики чистого разума" (Трансцендентальный идеализм.) - как возможно достоверное научное знание. Выражение "критика чистого разума" - это критика всего познания, к которому может прийти априори, то есть способом доказательств. Созвучен "Критике" и основной вопрос "Пролегоменов": возможна ли вообще метафизика? (здесь метафизика - конструирование доказательств трансцендентных предметов - Бога, души и идеи мира). Кант считает, что достоверное знание - это значит объективное знание. Объективность же, по Канту, отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Следовательно, для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания обуславливается структурой трансцендентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время - это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика). Доопытные формы чувственности - пространство и время - создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности - рассудка. Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы и, таким образом, обуславливает объективность знания. Возможность для такой деятельности рассудка создает акт самосознания субъекта: я мыслю (трансцендентальное единство апперцепции, то есть объединение восприятий за пределами опыта). Теория познания Канта состоит в следующем. Существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем, то есть располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась" ему, и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, то есть, каковы их качества и свойства, их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает, и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в себе", непознанными, нераскрытыми. Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить вещи сами по себе и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможности в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, который руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательством положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума (противоречивые взаимоисключающие положения). Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать справедливость 2х противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечно человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире "вещей самих по себе". Когда мы выходим за пределы возможного опыта, мы имеем дело с понятиями, имеющими свой источник исключительно в нашем разуме, и с чисто мыслительными сущностями. Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и м/у которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта "миром явлений", оставив нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе ". 3 ступени в познании мира: 1) Чувственное (живое созерцание) (в голове не вещи, а хаос) 2) Рассудок (упорядочивает хаос) 3) Разум (анализ проникновения в сущность вещей). Познавательные возможности человека ограничены, предоставляется возможность верить.

Кант - родоначальник немецкой классической философии. 2 основных направления и 2 основных источника философии Канта - в словах: "Звездное небо надо мной..." - намек на механику Ньютона, которая для Канта - предпосылка теоретической философии, следовательно задача - философское обоснование законов естественного процесса; и "моральный закон во мне" - стимул разработки моральной философии, задача которой - обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства. Задачи философии по Канту: 1)Что я могу знать (о себе, судьбе, смысле)? (гносеология) 2) Что я должен знать (чтобы быть человеком)? (этика) 3) На что я могу надеяться (смертен - бессмертен)? 4) что такое человек? (осн. задача, которая решается по-разному). 2-ая проблема эпохи, которую решил Кант своей философией, - проблема человеческой свободы. Человек - житель 2х миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир - это мир природы. Умопостигаемый мир - это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение - руководить поступками человека. Кант под "практическим" разумом людей понимает лишь область морального поведения. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Человек - это существо, которое преобразовало свои естественные стремления, поэтому, по Канту, он и обладает автономией. Человек - это скорее субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования. Отличие автономного мотивированного поведения от поведения, определяемого внешними причинами, является отличием м/у человеческим и животным уровнями жизни. Как существо, способное к автономной мотивации, человек является "целью в себе", тогда как остальные животные - лишь простые "средства". Кант формулирует нравственный закон. Поведение человека согласно этому закону мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средствами для деятельности кого-то другого. Поэтому формула категоричного императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: "Поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство". Нравственное поведение выступает как ограничение личного эгоизма. Нравственный закон - это закон внеэмпирический, он не возникает в результате обобщения человеческого поведения. Подобным образом он и не мог возникнуть, ведь он касается того, что должно быть, а не того, что есть. Кант убежден в том, что знание закона не является проблемой. Закон знает каждый априори, то есть знание закона не обусловлено образованием или воспитанием, оно не обусловлено даже прямым познанием. Невыразимое знание закона является фактом нашего разума. Нравственный закон, таким образом, не только происходит из "разума", но он происходит из "чистого разума", то есть мы знаем о нем априори. Поведение на основе закона совершается не только ради других, но и ради себя, чтобы ощутить и выразить свою свободу и достоинство. Кант устанавливает новый статус идей свободы, бессмертия и Бога. Это постулаты. Их философия не является теоретической, постулаты служат побудителями нашего морального стремления, которое побуждает нас к поведению согласно закону, к нравственному поведению. Кант ограничил знание, дав место вере. Именно вера в бессмертие души, свободу и Бога, рациональные доказательства существования которых Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставленной выше него. По Канту, там, где кончается сфера опыта, не может быть научного познания. Это - область веры, область моральных ориентации, сфера мировоззрения, вечный вопрос. Кантовский вопрос "На что я могу надеяться?" как раз и обрисовывает область веры. Суть кантовской философии, религии можно передать следующей краткой формулой: Богу угодна нравственная самостоятельность людей, и только она одна. Ему претит любое проявление малодушия, униженности и льстивости; соответственно подлинно верует лишь тот, кто не имеет страха перед Богом, никогда не роняет перед ним свое достоинство и не перекладывает на него свои моральные решения, Начала: Для этики Канта характерно учение о независимости морали. В частности он признал мораль независимой от религии. Исследуя высший принцип моральности, Кант опирается как на центральное - на понятие «доброй воли». Воля добра «не в силу своей пригодности к достижению поставленной цели, а только благодаря волению, т е. сама по себе. Таким образом, понятая «добрая воля» отделяет цель от практического осуществления. Форму поведения Кант называет императивом. Императивы бывают категорические и гипотетические. Если поступок, предписываемый императивом, хорош только в качестве средства для чего-либо другого, то мы имеем дело с гипотетическим императивом. Напротив, категорический императив признает поступок необходимым объективно, безотносительно к какой-либо цели. Этика в философии - систематическое исследование того, как мы должны поступать как по отношению к другим, так и по отношению к себе, а также наука о происхождении и сущности морали. Кант является решительным противником этического релятивизма (Этический релятивизм - теория, согласно которой правильность или неправильность какого-либо действия зависит от общества в котором живет человек, то есть не существует всеобщего морального закона). Главная цель его философских усилий состоит в том, чтобы представить абсолютно прочное, всеобщее доказательство действительности того морального принципа, который он рассматривал как основание любой этики, принципа, названного им категорическим императивом. Кант не считал, что открыл новый принцип, а предпочитал говорить, что его категорический императив - лишь более точная с философской точки зрения формулировка Золотого правила: Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Кант пересмотрел и обновил это правило: «Поступай так, чтобы максима твоей води всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего, законодательства.»
В основе этики Канта лежат три идеи. Идеи таковы: во-первых люди - разумные существа, которые способны размышлять над стоящей перед ними проблемой выбора на основе разума; во-вторых, люди обладают ценностью и достоинством, что ставит их выше всех просто условно ценных вещей в этом мире, и они представляют собой то, что Кант называет целью-в-себе; в-третьих, люди, будучи разумными целями-в-себе, являются авторами морального закона, в силу чего их повиновение долгу не является актом рабского подчинения, а достойным проявлением автономии. Когда Кант утверждает, что люди являются разумными существами, он имеет в виду нечто большее, чем их простую способность выносить суждения о природе мира или выводить одни высказывания из других. Разумное существо - это человек, способный заставлять себя действовать на основе разума. Если Кант был прав в том, что побудительной силой для нас может быть разум, то имеет смысл спросить, действуем ли мы умно или глупо, последовательно ли мы рассуждаем, выбирая те или иные цели и средства, т.е. действуем ли мы разумно. Кант заявлял, что морально действующий человек, когда он размышляет о том, как ему следует поступать, должен игнорировать все частные факты, касающиеся его собственных интересов, желаний, индивидуальных обстоятельств и сконцентрироваться лишь на тех фактах, которые приемлемы для всех разумно действующих лиц как таковых (то есть должен существовать всеобщий нравственный закон). При этом выводы, к которым он придет будут иметь силу для всех разумно действующих людей, т е. будут универсальными законами. Именно это он попытался выразить в категорическом императиве. Установив три ключевых принципа - 1) разумность воли, 2) безграничную ценность индивида как цели-в-себе, и 3) самозаконодательный или автономный характер разума - Кант объединяет их в понятии общества морально действующих лиц, называя это общество царством целей. Небольшая цитата из Канта (о целях): «Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться так же как цель... Предметы, существование которых хотя и не зависит от нашей воли, а от природы, имеют только относительную ценность как средства и называются, поэтому, вещами, тогда как разумные существа называются лицами».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.