Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон и Р. Декарт)




Формирования идеалов классической науки в философии Нового времени.

В истории европейской культуры период Средневековья сменяется эпохой Возрождения (французский эквивалент — слово Ренессанс). Ренессанс — это период, хронологически охватывающий Х1\/—Х\/ вв. Ренессанс считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Особенностью мировоззрения эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм подчеркивает глубочайший интерес к человеку. Человек — не игрушка в руках Бога или природы, а активное деятельное существо, своеобразный центр мироздания субъект познавательной деятельности. Одновременно происходит усиление престижа науки. Наука начинает освобождаться от религиозного влияния. Формой освобождения науки от религии становится пантеизм. Согласно идее пантеизма, Бог находится во всем: Бог — это природа, природа — это Бог. Родоначальником пантеизма считается итальянский ученый, математик, богослов Н. Кузанский. У него Бог сливается с природой. Н.Кузанский формулирует идею бесконечности Вселенной: Вселенная — бесконечный шар, в котором центр находится везде и нигде. Тем самым подрывается идея геоцентризма. Кроме этого, Н. Кузанский развивает диалектическое учение о совпадении противоположностей. Человек — противоположность телесного и духовного. Знание развивается как противоречие истины и заблуждения, при этом истина на уровне человека совпадает с заблуждением и неотделима от него, как тень от света. Особенностью развития науки в период Ренессанса является концентрация разработки научных идей в мастерских художников и живописцев. другим центром науки становятся университеты. Великим ученым Возрождения является Леонардо да Винчи. Он считается одним из основателей современного естествознания, поскольку проводил научные исследования в области механики, физики, астрономии, ботаники, анатомии. Леонардо подчеркивает центральную роль опыта в исследовании природы. Опыт есть минимальное условие, при котором возможно истинное знание. Крылатая фраза Леонардо да Винчи: «Наука — полководец, а практика — солдать». Наряду с ролью опыта он подчеркивает значение математики в обосновании знаний о природе. Пожалуй, вершиной науки Возрождения является учение польского астронома и священнослужителя Н. Коперника, который пришел к выводу о ложности геоцентрического учения Птолемея. Главный научный труд Коперника посвящён обращению небесных тел. В нём представлена теория гелиоцентризма. Продолжатель учения Н.Коперника Дж. Бруно до конца отстаивал на суде инквизиции идею гелиоцентризма, за что был в 1600 г. сожжен на костре в Риме. Следовательно, в эпоху Возрождения закладываются основы современной науки. Главным полем битвы между наукой и теологией явилась область астрономии. В результате данного противоборства наука постепенно освобождается от влияния теологии. Научная революция Нового времени в немалой мере подготовлена глубинными изменениями, которые произошли в области философии. Ключевое значение для понимания этих изменений имеют философские воззрения Ф.Бэкона и Р. Декарта. Ф.Бэкон в своих трудах подвергает критике схоластику за ее умозрительность и отрыв от непосредственных запросов практики. Цель науки — принесение пользы человеческому роду. Наука должна служить жизни и практике и только в этом служении может найти своё оправдание. Ф.Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «3нание-сила». В нём отразилась практическая направленность новой науки, её связь с промышленным и техническим прогрессом. Но для того, чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку необходимо коренное изменение научных методов исследования. Ф.Бэкон обосновывает идею экспериментального естествознания. Он является основателем эмпиризма в философии. Эмпиризм — это философское направление, которое провозглашает приоритет чувственного познания и опыта. Основной принцип этого направления выражен в тезисе: «Нет ничего в разуме, что до этого не прошло через чувства». Эмпирия, то есть опыт, опирающийся на эксперимент, является дл Ф.Бэкона исходным пунктом новой науки. Экспериментальной науке должен соответствовать и новый метод познания который он называет индукцией. Ф. Бэкон пишет: <<‘Под индукцией я понимаю форм) доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается)) Индуктивный метод складывается из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Следовательно, научное знание проистекает по Бэкону из опыта. Но опыт понимается не просто как непосредственное чувственное наблюдение. Опыт — этс целенаправленно организованный эксперимент. Опыт в науке должен осуществляться по определённому плану, в определенном порядке и вести оп экспериментов к новым экспериментам. Р.Декарт является основоположником рационализма в философии Нового времени. Рационализм — это философское направление, которое утверждаел первенство разума над чувствами в теории познания. По декарту процесс познания основан на присущих человеческому уму способностях интуиции и дедукции. Интуиция — это непосредственно очевидные для интеллекта исходные положения. дедукция — это выводы на основе исходных положений науку и аксиом. дедукция как движение мысли от общего к частному не может идти и бесконечности. Нужны исходные отправные положения — фундаментальные врожденные идеи. Эти исходные положения не выводимы ниоткуда. Они являются врожденными и являются опорными пунктами движения мысли, К врожденным идеяг относятся, в частности, идея Бога, большинство аксиом математики («две величины равные третьей, равны между собой») и т.д. Врожденные идеи черпаются из разума и добываются с помощью интуиции. У Р.Декарта интуиция носит интеллектуальный характер, она является пределог рациональности, её высшим воплощением. Это своего рода интеллектуальный свет: Под интуицией я разумею понятие ясного, внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим)). Интуиция, порожденная естественным светом разума, благодаря своей простоте выступает самым достоверным орудием познания. Интуиция непосредственна, еЁ результаты достоверны сами по себе и не требуют доказательств. Однако, чтобы быть содержательными, интуитивные предложения должны стать составной частьк системы рационально формируемых на основе дедукции доказательств. На основе использования интуиции и дедукции Р.Декарт строит своё учение с методе. Метод Р.Декарта включает в себя четыре требования:

1. допускать в качестве истинных только те положения, которые представляются уму ясными и отчетливыми, не могут вызвать сомнения;

2. Расчленять сложную проблему на составляющие ее части и частные проблемы;

3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному д недоказанному;

4. Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Отметим, что рационалистическая методология не исключает расчленения мира на составляющие его элементы, а предполагает его. Р.Декарт предлагает сводить сложное к простому. А затем, восходя ступень за ступенью, познавать сложный многообразный мир.


 

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII века (1642-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства. В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Уже в эпоху Возрождения средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм. Начало современному этапу развития науки было положено великими основателями экспериментального и теоретического естествознания, к числу которых причисляют обычно Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона. Обоснование польским астрономом Николаем Коперником, который был каноником собора во Фраенбурге, гелиоцентрической модели солнечной системы получило название коперниканского переворота в мировоззрении. Немец Иоганн Кеплер придал этому перевороту строгую математическую форму, дав миру уравнения эллиптического движения планет вокруг солнца. А уже в следующем, ХVII веке итальянец Галилео Галилей развил экспериментальное естествознание, создал первые измерительные приборы. Англичанин Исаак Ньютон резюмировал результаты предшественников в знаменитых одноименных законах, будучи одновременно великим теоретиком и замечательным экспериментатором.

Ф. Бэкон Основателем нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В своей работе «Новый органон» (1620г.) Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание — сила» в течение нескольких веков является символом науки. Согласно Бэкону, научное познание природы возможно только на основе опыта, экспериментального метода исследования. И поэтому он подверг сокрушительной критике схоластический метод исследования, который в рассуждении исходил из общих идей, необоснованных, умозрительных положений, пустопорожних абстракций и способствовал разработке неадекватных теоретических заключений. Бэкон пытался заложить основы новой философии, цель которой должна выражаться в том, чтобы «сделать разум адекватным материальном вещам». Английский мыслитель одним из первых осознал необходимость реформации разума с целью приспособить его к природе, и для этого предложил критико-рефлексивный метод «очищения разума» от различного вида идолов и призраков. Он различал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра [4]. Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений человеческими характеристиками, примешивание к естественной природе своей собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность. Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений. К идолам рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что, в конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например, сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей - рынках и площадях. В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни. Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразования общественного сознания. Следует отметить, что он высказывает уверенность в необходимости отбросить их «твердым и торжественным решением». Для него задача познания мира состоит не в высказываниях очередных схоластических предложений о мире, а в рассмотрении и выявлении природы самого этого подлинного мира. Ф. Бэкон явился пионером опытного естествознания, и для него опыт выступает как способ послушания природе. Высшее искусство познания и состоит в том, чтобы научиться вставать на точку зрения нового абсолюта — природы. Бэкон неоднократно подчеркивал, что наука не является самоцелью и не может удовлетворять один только познавательный интерес, а ее главная задача — это удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, т. е. наука через свои изобретения должна принести пользу человечеству. В этом отношении английский философ сделал шаг вперед и оказал существенное влияние на стиль мышления своей эпохи. Подвергая решительной критике умозрительно-схоластическую деятельность, Бэкон призывал исследователей заниматься конкретными, эмпирическими вопросами и давать полезные практические рекомендации. Сама по себе такая постановка проблемы уже выходила за пределы традиционного схоластического способа рассмотрения предмета. Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных богословских споров и дать философии возможность самостоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию двойственной истины. В этой теории он проводил строгое разграничение предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология изучает Бога — богопознание. Ее функция — обоснование и защита религиозного вероучения. Предмет философии — природа; цель философии — изучение законов природы, разработка метода познания природы. Поэтому методы у них различны: теология опирается на сверхъестественное откровение — авторитет Священного Писания и церкви, а философия — на совпадение мысли с действительностью, на истину. Важнейшей заслугой Бэкона перед развивающейся наукой является и то, что он решительно отстаивал роль опыта, эксперимента в научном познании. При этом философ не просто говорил о важности чувственного познания, а доказывал продуктивное значение целенаправленного организованного опыта, эксперимента, который он рассматривал в качестве светоча в познавательной деятельности. Бэкон придавал особое значение тем опытам, которые раскрывают причины связи явлений. Он различал светоносные опыты, направленные на получение новых результатов, от плодоносных опытов, которые обычно приносят практическую пользу. В научном исследовании, по его мнению, самым важным является умение анализировать данные опыта, экспериментальные факты, которые позволяют исследователю проникать в сущность рассматриваемых явлений. Для того чтобы овладеть природой и поставить ее на службу человеку, необходимо, по убеждению английского философа, в корне изменить научные методы исследования. В средние века, да и в античности, наука, по мнению Бэкона, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, считает Бэкон, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит "наведение") была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон. Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. В основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим и тем самым создать "истинную индукцию", Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением, причем главное значение имеют именно исключения. Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах); 3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него); 5) Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах). Если удастся найти какой-либо признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то такой признак можно считать "формой", или "природой" данного явления. С помощью своего метода Бэкон, например, нашел, что "формой" теплоты является движение мельчайших частиц тела. Однако нельзя не отметить, что английский философ сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании, и прежде всего - математики. Поэтому развитие естествознания в XVII веке пошло не совсем по тому пути, который ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, все же в конечном счете не может дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука. И хотя призыв Бэкона обратиться к опыту был услышан и поддержан - прежде всего его соотечественниками, однако экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы. Такой эксперимент разрабатывался в рамках механики - отрасли математики, ставшей ведущей областью нового естествознания. Совершенно очевидно, что эксперимент имеет мало общего с непосредственным наблюдением, к которому по преимуществу обращалось естествознание предшествующего периода. Неудивительно, что проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента, стала одной из центральных также и в философии XVII века. Эта проблема составила предмет исследований представителей рационалистического направления, прежде всего французского философа Рене Декарта. Стремясь дать строгое обоснование нового естествознания, Декарт поднимает вопрос о природе человеческого познания вообще. В отличие от Бэкона, он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Если к Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, то Декарт стоит у истоков рационалистической традиции Нового времени.

УЧЕНИЕ Френсиса БЕКОНА О ПОЗНАНИИ И НАУКЕ. (Новый ОРГАНОН)

Первым ф., сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основании мат. понимания природы, был Ф. Бэкон (1561 -1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального, метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода. Главный труд - "Новый Органон". В этом произведении Бекон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан "Органон" Аристотеля. Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные " - цель - принесение непосредственной пользы человеку 2. " светоносные" - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей. Знание - сила. Предпосылка преобразования науки - критика всей существующей схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реформирования науки является усовершенствование методов обобщения - индукции (порядок движения мысли от частного к общему - наведение), которая широко используется в эмпирических научных исследованиях. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких заблуждений или идолов. Идолы рода - препятствия, обусловленные природой человека. Чел судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникает телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений. Идолы пещеры - ошибки, возникающие вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, другие - их сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому. Идолы рынка - препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе совершенно случайного впечатления от этого предмета. Идолы театра - препятствия, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями, идолы, театра не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума ошибочным мнениям. Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отрицательная сторона задачи создания научного метода, необходимо также положительное учение о методе исследования. В истории науки четко выступают 2 пути или метода исследований: догматический и эмпирический. Догматический метод начинает с общих умозрительных положений и стремится вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет паутину. ченый, следующий эмпирическому методу похож на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Эмпирический метод состоит в умственной переработке материалов, кот доставляет опыт (пчела). До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему относятся орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, и орудия, совершенствующие саму человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 6100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.