Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три аспекта бытия науки




Наука – это вид познавательной деят., имеющий целью получение объективного, системно-организованного и обоснованного знания. Выделяют 3 важнейших аспекта бытия Н.: 1-Н. как знание; 2-Н как вид деят.; 3-Н как соц-ый институт.

1.Н. как знание: Если понимать Н обобщенно, как идеальный тип, то к ее важнейшим чертам следует отнести: 1-верифицуруемость-принцип возм-ть опытной проверки знания. 2-фальсифируемость-принципиальная возм-ть опровержения научной теории опытом (если теория объясняет все, то это либо философия, либо религия, но не наука). 3-Н ориентированная на поиск законов объективной действительности. 4-прогностическая эфф-ть научного знания («Знать чтобы предвидеть» Огюст Кант). 5-практическая эфф-ть. 6-осознание методов, приемов и средств исследований. 7-использование спец. техники: приборы, инструменты, материалы. 8-обоснованность научного знания в Н. не приложным явл действие «закона достаточного основания: а®(b®a) (пример: если 13 мая будет дождь, то зима будет долгой, т.е. «народные приметы»). 9-воспроизводимость научного знания. 10-логика понятийная определенность и языковая выразимость. 11-систематичных хар-р научного знания высшей формой развития знания явл теория, j представляет систему знаний базирующихся на законах.

2.Н. как вид деят-ти. В стр-ре любого вида деят-ти выявляют 3 компонента: 1)цель (получение нового истинного знания), 2)предмет деят.(имеющаяся эмпирическая // теоретич инф-я), и 3)способы деят (методы, установки,приборы и т.п.) В эпистомогологии выд-ют 3 модели научной деят: 1.Эмпиризм-ученые обобщают (гинерализируют) опытные данные, восходя тем самым к законам. 2.Теоретизм-ученый движется в познании от общей идеи к ее опытним (эмпирич) проявлениям. 3.Проблематизм-ее обосновал Карл Поппер (60-е гг, 20вв), деят ученого (вызывается любопытством) – это движение к решению все более глубоких и важнейших проблем, вызванная сильно развитым гносеологическим любопытством, причем ну важно какова основа решения проблемы, эмпирич // теоретич.

Особенности Н деят: 1-универсальность-это кооперация усилий разных поколений ученых, она немыслима без традиций. 2-уникальность-финдаментальные Н открытия – это удел гениев соединяющих компетенцию (знания) с эрудицией и интуицией и повторить ход их мыслей невозможно. 3-демократизм-это свобода критики и защита от критики. 4-дисциплинарность-она подчинена гражданскому и профес-у этосу. 5-не стоимостная производ-ть. 6-персонифицированность-в нем огромную роль играют св-ва личности: трудолюбие, воля, харизма и т.п. 7-коммунальность-научная деят это всегда сотворчество, она требует постоянной коммуникации и предполагает: конференции, симпозиумы, конгрессы и т.п.

3.Н. как соц-ый институт Соц-ый институт – это компонент соц стр-ры специализ-ся на удовл обществ-х потребностей, на основе организации совместной деят людей по ее удовл-ю (армия, милиция, институты и т.п.). Совместная деят в науке организ-ся на основе профес-го этоса, и включ 6 важнейших положений: 1-универсализм-стремление ученого к достижению max фундаментального знания. 2-бескорыстие-главной ценностью ученого явл достижение инстины, кот. стоит дороже денег. 3-организованный скептицизм. 4-коллективность научной деят-остутствие (запрет) на частную собств-ть в науке. 5-рациональность. 6-эмоциональная нейтральность («Не плакать, не смеяться, но понимать» - Спиноза).

Базовые особенности Н как соц института: 1-символы науки: степени, звания, мантии, герб. 2-утилитарные черты: лаборатори, кафедры, строения, институты. 3-кодекс поведения: контракт и нормы неформального поведения. 4-образцы поведения: жизнь великих ученых. Соц.роли и статусы:доценты, профессора, академики, доктора. 6-идеология-обеспечение выживаемости человечества.

Функции науки как соц инст. Явные ф-ии: 1-интегративная-сплочение научного сообщества, 2-коммуникации-обеспечение общения. 3-трансляция опыта. 4-орагнизационная-обеспечение предсказуемости поведения человека, на основе включения его в совместную деят, ограниченную опред-ми рамками. Латентные ф-ии и дисфункции: 1-повышение престижа человека, 2-обогащение, 3-манипулирование обществ мнением, 4-уклонение от армии.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.