Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные принципы построения рынка. Структура рыночной системы




Рынок, как экономическая категория. Сущность и условия возникновения

Существует несколько определений рынка:

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства.

Рынок ‑ это механизм взаимодействия продавцов и покупателей.

Рынок – этосфера обмена внутри страны и между странами, которая связывает между собой производителей и потребителей, материальных благ.

Рынок как экономическая система возник тогда, когда обмен между хозяйствующими субъектами стал носить постоянный стабильный характер. Для того чтобы это произошло в обществе должны были сформироваться необходимые условия. В первую очередь, возник и стал развиваться процесс общественного разделения труда (ОРТ) – процесс деления труда на виды и подвиды, так что в результате начинает осуществляться специализация производителей на производстве отдельных благ. В истории общества различают следующие виды разделения труда:

· общее разделение труда – деление труда между укрупненными сферами общественного производства (между производственной и непроизводственной сферами и др.);

· частное (отраслевое) – деление труда по отраслям;

· единичное (внутрифирменное) – деление труда внутри фирмы;

· территориальное – деление труда по территориям, в зависимости от особенностей той или иной территории.

Общественное разделение труда и специализированный труд привели к тому, что обмен результатами труда хозяйствующих субъектов стал носить постоянный характер, так как производя один вид материального блага, производитель, для того чтобы удовлетворить свои разнообразные потребности должен был обменять его на необходимые другие блага. В рыночной системе обмен осуществляется в форме купли-продажи, это значит, что всегда обмениваются эквиваленты, т.е. равные величины при этом обеспечивается возмещение затраченных ресурсов. Реализация принципов эквивалентности и возмездности в обмене возможна только в том случае, если существует экономическая обособленность хозяйствующих субъектов. Экономическая обособленность возникает, если существуют обособленные частные интересы, как правило, существующие потому что есть частная собственность на средства производства.

Функционирование рынка осуществляется через реализацию определенных принципов, которые в совокупности и формируют рыночный механизм хозяйствования. Основными организационными принципами построения рынка являются:

Принцип экономической свободы – свободы выбора хозяйствующих субъектов. Потребители на рынке свободны в выборе благ, которые необходимы им, свободны в выборе сфер приложения своего капитала, вплоть до открытия своего дела. Свобода производителя проявляется в выборе отраслей, в которые направляется капитал, в свободном входе и выходе из отрасли, а также в свободном выборе экономического партнера.

Рыночная конкуренция. Конкуренция представляет собой экономическую борьбу между хозяйствующими субъектами за лучшие условия производства и сбыта продукции. Условия конкурентной среды на рынке анализируется по определённым параметрам:

- количество продавцов и покупателей на рынке;

- возможность продавцов и покупателей влиять на рыночную цену;

- вид выпускаемой продукции;

- наличие или отсутствие барьеров для вступления в отрасль;

- информируемость хозяйствующих субъектов о состоянии рынка.

В зависимости от того, как на конкретном рынке проявляются эти параметры, конкуренция может быть либо совершенной (свободной), либо нет. В условиях совершенной конкуренции на рынке существует достаточное количество продавцов и покупателей, так что ни один из них не может повлиять на рыночную цену, выпускается стандартная, унифицированная продукция и отсутствуют барьеры для вступления в отрасль.

Главенство потребителя на рынке. На вопрос «Что производить?» отвечают потребители, предъявляя или не предъявляя спрос на те, или иные товары.

Рыночное ценообразование. Рыночные цены формируются на основе рыночной коньюктуры, т.е. исходя из соотношения между спросом и предложением на рынке в каждый данный момент времени. Отсутствуют другие механизмы формирования цен.

Открытость экономики. В рыночной системе через национальную границу свободно перемещаются как блага, так и ресурсы, причем, в ту и другую стороны.

Экономические связи между хозяйствующими субъектами носят контрактный характер и преимущественно горизонтального типа, т.е. все хозяйствующие субъекты равны экономически.

Государственное регулирование экономики в той или иной степени.

Рынок выполняет ряд экономических функций в экономической системе, благодаря которым реализуется его механизм.

Информационная функция рынка заключается в том, что рынок информирует всех хозяйствующих субъектов о состоянии рыночной коньюктуры, ценах, и других явлениях. На основе этой информации субъекты принимают решения и осуществляют определенную деятельность.

Ценообразующая функция заключается в том, что только на рынке, через соотношение спроса и предложения формируются цены, и нет другого механизма, способного осуществить это действие.

Регулирующая функция рынка заключается в том, что он с помощью определенных рычагов и инструментов регулирует основные товарно-денежные потоки, потоки доходов и ресурсов. В результате формируются совершенно определенные пропорции в национальной экономике.

Санирующая функция заключается в том, что рынок стимулирует и поддерживает сильных товаропроизводителей и выталкивает, разоряет слабых.

Совокупность рынков, функционирующих в национальной экономике, образует рыночную структуру национальной экономики. Все рынки классифицируют в соответствии со следующими признаками:

– по территориальному признаку все рынки подразделяются на местные (рынок территориальных образований), внутренний (национальный рынок страны), внешний (международный рынок);

– по объекту продажи, различают рынки товаров, услуг и рынки экономических ресурсов (капитала, труда, информации, средств производства);

– по условиям конкурентной среды различаютконкурентные (рынки свободных конкуренций), монополистические, олигополистические рынки;

– по объему или по количеству продаваемых товароврынки бывают розничные и оптовые.

Функционирование любого рынка обеспечиваетсясоответствующейинфраструктурой. Под инфраструктурой рынка понимают совокупность организаций, учреждений и предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование всех рыночных структур. К инфраструктуре товарных рынков относят: оптовую и розничную торговлю, товарные и товарно-сырьевые биржи, аукционы, ярмарки и т.п. К инфраструктуре рынка труда относят: биржи труда и службы занятости, службы подготовки и переподготовки кадров и иммиграционной службы. К инфраструктуре рынка капиталов относят:валютные и фондовые биржи, банковскую систему, страховую систему, брокерские и аудиторские компании и т.п.. Общими инфраструктурными элементам,которые относятся ко всем видам рынка относят транспорт, юридическое обслуживание и рекламу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.