Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение экономики как науки применительно к туризму




 

Экономика, представляющая собой стратегию и тактику хозяйственной деятельности, имеет ряд сущностных определений. Важно установить, какое место в каждом из них занимает туризм как один из видов этой деятельности.

Первое из рассматриваемых нами определений связано с рациональным ведением домашнего хозяйства, и туристская отрасль имеет к нему непосредственное отношение. Дело в том, что при формировании сегментов туристского рынка необходимо учитывать доходы и расходы каждой сегментной группы. Поэтому по количеству доходов сегментной группы, а также по числу этих групп в отдельном регионе или стране в целом можно проектировать с достаточной степенью вероятности объем финансовой выручки, количество и качество предлагаемых туристских услуг.

Контроллингом доходов является показатель расходов семьи. Согласно закону Эрнста Энгеля, большая часть расходов семьи с низкими доходами идет на оплату питания. А потому большая часть населения с низким уровнем дохода (до 100 долл. в месяц), т. е. первой сегментной группы, предпочитает проводить время отдыха, не пользуясь услугами турбизнеса. Задача специалистов турбизнеса − изменить существующий стереотип и обеспечить организованным отдыхом эту самую многочисленную часть потребителей, используя средства социального туризма.

Для следующей сегментной группы основными принято считать расходы на приобретение одежды и товаров длительного пользования. Средние слои населения с доходами до 500 долл. предпочитают отдых у моря, включая зарубежные туры. Необходимо оптимизировать их отдых разнообразием предлагаемых маршрутов.

Для последней сегментной группы − людей с высокими доходами − престижными являются различные услуги, включая туристские. Они предпочитают экзотический отдых, необычные путешествия. Поскольку эта категория туристов малочисленна, выручка туристского бизнеса по ней относительно невелика.

Второе определение экономики − это совокупность средств производства, т. е. взаимодействие предметов и средств труда.

К предметам труда в туризме относятся природно-рекреационные ресурсы, которые условно можно разделить на две группы: уже вовлеченные в туристский процесс и пока бездействующие. Труд

работников туризма направлен на реализацию услуг, обслуживание контингента отдыхающих.

К средствам труда относятся: земельные ресурсы, здания и сооружения, а также орудия труда. В

туристской деятельности понятия «земля» и «рекреационные ресурсы» синонимичны. Земля является одновременно и предметом труда, и средством труда, и средством дохода. Здания и сооружения в туризме имеют целевую, базовую направленность. Это прежде всего гостиничный комплекс, а также другие средства размещения туристов; причем они составляют активную часть основных фондов. Орудия труда в туризме также весьма специфичны и делятся на основные и оборотные фонды и нематериальные активы.

Третье определение экономики тесно взаимосвязано со вторым − это взаимодействие основных

факторов производства − земли, труда и капитала − и дополнительных факторов

предпринимательства и информатики.

Земля как фактор производства для отдельных видов туризма (спортивного, аграрного и т. д.) является определяющим фактором. Она же выступает основным фактором для категории базовых предприятий (домов отдыха, пансионатов, турбаз). Немаловажным фактором для базовых предприятий является трудоемкость обслуживания (фактор труда). В последние годы опережающими темпами развиваются информационные технологии, и, конечно, дефицитным для всех категорий предприятий остается фактор капитальных ресурсов.


Четвертое определение экономики относится к воспроизводственному процессу. В наиболее упрощенной форме воспроизводство характеризуется приростом денежных средств в виде банковского процента.

Применительно к туристской отрасли сфера обращения денежных средств, товаров и услуг обслуживает турагентскую и туроператорскую деятельность. На авансированные деньги приобретаются путевки, которые реализуются далее с приращением денежных средств.

Формирование туруслуг зависит от производственной деятельности базовых предприятий и

туроператоров. Поэтому первая стадия кругооборота капитала − приобретение и реконструкция средств производства, выплата заработной платы. Вторая стадия − чисто производственная. Третья -полностью воспроизводит туристский процесс путем реализации готовой продукции (услуг) и получения соответствующих доходов.

И последнее, пятое определение экономики как науки характеризует ее многоплановость

(многоярусность) и комплексность взаимосвязанных отраслей.

В «ярусы» экономики принято включать экономику домашнего хозяйства, фирмы, предприятия,

объединения (они составляют микроуровень) и экономику отрасли, страны, мира (макроуровень).

Совершенно обособленную часть представляет региональная экономика. Дело в том, что регион -это довольно широкое понятие, начиная от административного района, области и заканчивая континентом.

Экономика как комплекс отраслей содержит два крупных подразделения: 1) отрасли материального производства и 2) отрасли нематериального производства (социально-культурной сферы).

Материальное производство включает промышленность, сельское хозяйство, отрасли инфраструктуры. Промышленность, в свою очередь, состоит из добывающей и перерабатывающих

отраслей, машиностроительного комплекса. Специфика туризма в том, что главным «оппонентом»

турсферы являются именно отрасли добывающей промышленности, в значительной мере разрушающие

природную среду.

Среди перерабатывающих отраслей выделим пищевую промышленность, которая органически

связана с туризмом (обеспечение туристов и отдыхающих питанием). Пищевая промышленность и сельское хозяйство входят в состав агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс (АПК) включает множество взаимосвязанных подотраслей производства и обслуживания, в том числе и агротуробслуживание.

Отрасли машиностроения, такие как авиастроение, судостроение и другие, напрямую связаны с

транспортным туризмом. Инфраструктурные отрасли − транспорт, связь, дорожное строительство,

торговля − являются составными частями региональных туристских комплексов.

И наконец, социально-культурная сфера напрямую включает туристскую деятельность вместе с другими отраслями нематериального производства.

Таким образом, туристская отрасль прямо или косвенно связана со всеми отраслями народного хозяйства. В данном параграфе мы рассмотрели основные направления определения экономики как

науки. Далее остановимся на формах организации общественного развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.