Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроллинговые функции туризма




Экономическая сущность туризма и его материально-техническая база

Сравнительная экономическая эффективность деятельности типичной турфирмы и домашнего офиса


 

 

ГЛАВА 3. ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЕ КОНЪЮНКТУРЫ

 

 

Рассмотрев факторы формирования туристской отрасли, определим теперь сущность самого туризма, его индустрии (в буквальном смысле индустрия означает «промышленность»), интерпретируя это понятие как комплекс отраслей, обеспечивающих производство туристских услуг.

Сущность туризма можно рассматривать в широком (как контроллинг за развитием отраслей народного хозяйства) и более узком (как туристский комплекс) значениях. Поскольку первое значение в наибольшей степени связано с факторами производства, остановимся прежде всего на них.

Как уже отмечалось, фактор земельных ресурсов связан, главным образом, с экологическим,

аграрным и спортивным туризмом (которые можно, кстати, представить, как увидим далее, и более укрупненно). В свою очередь экологический комплекс и соответствующее направление туристской отрасли, добывающей промышленности, энергетики и других подобных отраслей связаны с использованием природных ресурсов.

Другими словами, всегда есть альтернативный выбор: что развивать - строительство каменоломен или туристскую индустрию. Ответ на этот вопрос должны давать в каждом конкретном случае серьезные научные разработки, критерием же эффективности того или иного варианта является в большинстве случаев прибыль на единицу времени.

То же относится к энергетике и другим отраслям. Если строительство гидроэлектростанций на равнинных реках наносит непоправимый вред экологии и запасам ценных пород рыбы, чрезмерные заборы воды ведут к обмелению, а нерациональное использование транспорта - к загрязнению водных


ресурсов, то пора подумать об альтернативных источниках энергии, прекратить нещадно эксплуатировать и загрязнять водоемы и приступить к восстановлению водных (да и не только водных) богатств страны. Экономический смысл экологического восстановления сконцентрирован, как отмечалось, в туристской отрасли.

Можно привести и другие примеры контроллинговых функций туристской сферы. По фактору

капитала (капитальные ресурсы) деловой туризм связан с машиностроительным комплексом, т. е. опять мы сталкиваемся с альтернативой: развивать производство машин и оборудования или осуществлять их поставки из-за рубежа. По факторам предпринимательства и информатики деловой туризм связан со сферами науки и образования.

Следует подробнее остановиться на транспортном туризме. Дело в том, что туризм может активно влиять на качество транспортного обслуживания, а следовательно, предъявлять требования к качеству используемых транспортных средств: самолетов, плавсредств, автопарка и железнодорожного состава. Более того, туризм в состоянии проводить структуризацию капитальных вложений в транспортное обслуживание, например с учетом того, что автомобильный транспорт - это индивидуальные транспортные технологии XX в., и в XXI в. для внутрироссийских и международных контактов потребуются также индивидуальные, но не авто-, а авиасредства. Безусловно, здесь нужен нетрадиционный подход (новые виды топлива, оригинальные инженерные конструкции и т. п.), который позволит сыграть на опережении западных стран по транспортным технологиям. И туризм может доказать это на практике, сделав заказ авиационной промышленности на производство спортивной авиационной техники, которая будет демонстрироваться в путешествиях по авиатурам.

Анализируя аналогичные взаимосвязи по фактору труда, отметим, что туризм связан с социальной

сферой: культурой, религией, здравоохранением и другими отраслями. Влияние туризма на социальную сферу обусловлено созданием новой идеологии в определенном смысле этого слова. Идеология как часть общественного сознания формируется на отношении человека к природе (экологии), развитии национального творчества (как направление туризма), проведении спортивных национальных состязаний (досуговые мероприятия), организации религиозно-паломнических туров, развитии нетрадиционной медицины (лечебно-бальнеологический туризм), воспитании подрастающего поколения (детско-юношеский туризм).

Таким образом, на примере основных и дополнительных факторов производства мы проследили контроллинговые функции туризма по отношению к экономике, социальной сфере и отчасти к идеологии. Эти взаимосвязи представлены в табл. 3.1. Исходя из них дадим широкое толкование туристской отрасли.

Туризм в широком понимании представляет собой ключевую отрасль экономики страны или отдельного региона, которая осуществляет контроль над развитием других отраслей и активно участвует в формировании валового национального (регионального) продукта.

В более узком понимании туризм можно охарактеризовать как отрасль, объединяющую множество

других отраслей, связанных с обслуживанием туристов в едином технологическом режиме. По существу, речь идет о едином туристском комплексе. Чисто туристские функции можно свести к четырем видам: доставка туристов к местам назначения, обеспечение их питанием, проживанием и досугом.

Состояние туристского комплекса связано с наличием материально-технической базы, т. е. предметов труда и средств труда. В отдельных литературных источниках (см., например, Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. − М., 1999. − С. 87-88) материально- техническая база туризма ассоциируется лишь как средство труда (основные и оборотные фонды). Это здания и сооружения(гостиницы и др.), их техническое оснащение, транспортные средства. Если рассматривать туризм как комплекс отраслей, а не фазы туробслуживания, то, конечно, следует добавить и рекреационные ресурсы, и памятники истории, и многое другое.

 

Таблица 3.1

 


 

Фактор производства Вид туризма Сфера контроллинга
Земля Экологический Спортивный Аграрный Добывающая промышленность Энергетика Спорт, туризм Сельское хозяйство
Капитал Деловой Транспортный Стационарный Машиностроительный комплекс Транспортный комплекс Гостинично-ресторанное хозяйство
Труд Культурно-познавательный Религиозно-паломнический Лечебно-бальнеологический Культура Религия Здравоохранение
Информатика Деловой (кон-грессный, образовательный) Наука, образование
Предпринимательство Деловой, международный Международные отношения

 

В практике прогнозирования развития материально-технической базы туризма принято выделять как минимум три группы туристских регионов:

регионы, располагающие туристскими ресурсами выдающейся значимости (мирового уровня), в которых туризм должен быть ключевой, доминирующей отраслью. Такими регионами являются

области Центрального, Северо-Западного округов России (Золотое кольцо России, Русский Север и др.);

регионы, располагающие туристскими ресурсами высочайшей значимости (мирового и государственного уровня), но в которых туризм должен получить сопряженное развитие наравне с

другими отраслями. К таким регионам относятся центрально-черноземные области, южные регионы России. Сопряженными отраслями выступают сельское хозяйство, строительство,

машиностроение легкой и пищевой промышленности;

регионы, располагающие туристскими ресурсами регионального и местного значения, в которых

развитие туризма будет зависеть от развития других отраслей, т. е. иметь альтернативный характер. К числу таких регионов относятся Урал, Сибирь, Дальний Восток. В качестве альтернативы выступают главным образом топливно-энергетический комплекс, а также отрасли металлургии и тяжелого машиностроения.

Подобная классификация используется при прогнозировании развития материально-технической базы туризма, распределении капитальных ресурсов в различные регионы Российской Федерации. Чаще всего распределение капитальных вложений отражается в региональных программах развития туризма. В них включаются разделы по реконструкции средств размещения, благоустройству исторических городов, реставрации памятников культуры, сохранению природно-ландшафтного комплекса и др. При этом приоритет отдается средствам размещения: гостиницам, санаторно-оздоровительным учреждениям.

В табл. 3.2 показан объем капитальных вложений в соответствии с региональной целевой

комплексной программой «Развитие туризма в Московской области» (2000-2005 гг.)».

С одной стороны, туризм - это природно-культурная сфера, а с другой - сфера гостеприимства. И то,

и другое верно. Только приоритет первой сферы рассматривается с точки зрения экономической географии (статики), а второй - с точки зрения региональной экономики (динамики). Так как туризм является отраслью перспективного (динамического) развития, в региональных программах средствам размещения туристов уделяется приоритетное значение. Кроме того, уровень комфортности предоставляемых услуг даже при наличии высокого природно-культурного потенциала постоянно возрастает.

Предприятия, предназначенные для размещения туристов, - гостиницы (отели), туристские базы, пансионаты, мотели, кемпинги различаются по комфортности, вместимости и другим параметрам. Комфорт - это совокупность бытовых условий для полного отдыха человека. По уровню комфортности гостиницам в России и за рубежом присваивается классность, по которой категория обозначается понятием «звезда». При этом в разных странах звезды не одинаковы. Классность гостиницы определяется министерством по туризму конкретной страны.

Для гостиниц установлено 5 категорий: от одной звезды (низшая категория) до пяти (высшая категория); для мотелей - четыре категории в том же порядке, от низшей до высшей. Турбазы, кемпинги, приюты имеют три разряда - А, Б, В. Вместимость гостиниц и мотелей должна составлять не менее 10 номеров. Для номеров установлено пять категорий - высшая, первая, вторая, третья, четвертая, т. е. в порядке, обратном классификации гостиниц.


Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к материально-

техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслуживания.

Общие требования к гостиницам сводятся к следующим: архитектурно-планировочные и

строительные элементы; благоустройство территории; обеспечение площадки с твердым покрытием для парковки автомобилей, вывеска с названием этой гостиницы и указанием ее категории. В целом под категорией гостиницы (отеля) подразумеваются совокупность услуг, оказываемых в самом отеле, и уровень развития соответствующей инфраструктуры. В табл. 3.3 приведены примеры отдельных услуг по категориям гостиниц.

Для удобства анализа гостиницы классифицируются по группам:

 

Таблица 3.2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.