КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы возрастной анатомии и физиологии
План. Тема: «Введение. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология». Лекция 1. ЧЕЛОВЕКА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ПО ВОЗРАСТНОЙ ЛЕКЦИИ
Волгоград
ББК
Рецензент: В.В. Новочадов, доктор мед. наук, профессор кафедры патологической анатомии ВолГМУ Составители: Л.И. Алешина, канд. пед. наук, доц. каф. морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин ВГПУ; Е.В. Степкина, канд. пед. наук, доц. каф. морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин ВГПУ Н.А. Федоркина, ст.преподаватель каф. морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин ВГПУ
Лекции по возрастной анатомии и физиологии человека. Методическая разработка / Сост. Л.И. Алешина, Е.В. Степкина, Н.А. Федоркина. – Волгоград, 2009. – 406 с.
Данная методическая разработка раскрывает особенности морфологии, физиологии и гигиены человека на разных этапах его развития. Для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения всех специальностей педагогического университета, учителей школ, учащихся.
© Составление Л.И. Алешина, Е.В. Степкина., Н.А. Федоркина
Возрастная анатомия и физиология - наука, изучающая закономерности строения, формирования и особенности функционирования организма в процессе онтогенеза. Онтогенез – (греч. онтос – сущее и генезис – происхождение) (по Геккелю) - весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни.
В процессе историко-эволюционного формирования человека менялся и его онтогенез. Основные изменения индивидуального развития: удлинение утробного периода, возрастание продолжительности детства, отсрочка времени полового созревания, выделение особого периода, переходного от половой зрелости к пожилому возрасту (климакса), увеличение общей длительности жизни. Происходившая в ходе филогенетического становления человечества социализация была связана со значительной перестройкой онтогенеза и способствовала прежде всего увеличению периода развития (обучение и усвоение социальной программы) и старения (хранение и передача социального опыта). Процесс роста и развития организма характеризуется следующими закономерностями. 1. «Канализирование» онтогенеза, обеспечивающееся генотипом и выражающееся в устойчивой к внешним факторам последовательности основных фаз роста и развития. 2. Диалектическое единство непрерывного и прерывистого, постепенность и цикличность. Типичное для человека постепенное замедление роста после рождения и последующее скачкообразное его ускорение («пубертатный спурт») свойственны, видимо, и некоторым другим антропоидам, например шимпанзе (. На кривой роста человека можно выделить три основных цикла в постнатальном развитии: 1) от рождения до 10—13 лет, при постоянном снижении скорости; 2) пубертатный спурт и 3) падение скорости ниже уровня допубертатного периода и прекращение роста. Наиболее близкая выровненная кривая, описывающая циклический характер роста, — парабола 4-го порядка, хотя для детальной характеристики всего периода постнатального роста одной кривой, видимо, недостаточно. Сочетание периодов ускоренного развития и относительной стабилизации можно выявить даже на коротких отрезках онтогенеза, например при долговременном наблюдении с недельными интервалами детей от рождения до 2 лет; нелинейность роста («мини-скачки») прослеживается примерно у 70% детей и подростков при еженедельном обследовании в течение 6-10 мес. 3. Гетерохрония ( разновременность) в созревании разных систем организма (или тканей) и разных признаков в пределах одной системы; согласно концепции системогенеза (П.К. Анохин), опережающими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимоотношений организма с внешней средой. 4. Значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики в пределах выделенных этапов онтогенеза, в определенной мере зависящее от уникальности наследственной программы. Этапы онтогенеза: 1. Пренатальный – с момента оплодотворения до рождения ребенка (280 дней). 2. Постнатальный – от момента рождения до смерти человека. Пренатальный период в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный. 1) Начальный период у человека охватывает первую неделю развития (с момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки). 2) Зародышевый (эмбриональный) период — от начала второй недели до конца восьмой недели (с момента имплантации до завершения закладки органов). 3) Плодный период начинается с девятой недели и длится до рождения. В это время происходит усиленный рост организма. Постнатальный период онтогенеза подразделяют на периоды, которые будут рассмотрены позже.
Возрастная анатомия и физиология - интенсивно развивающаяся в последнее время ветвь биологической науки. Вместе с возрастной биохимией, биофизикой, морфологией и физиологией она получила название возрастной биологии, или биологии онтогенеза. Как самостоятельная ветвь физиологической науки, возрастная физиология сформировалась относительно недавно - во второй половине XX века. С момента своего появления и до наших дней она была тесно связана со многими разделами анатомии и физиологии, широко используя данные из многих других биологических наук: анатомии и физиологии клетки, сравнительной и эволюционной физиологии, анатомии и физиологии отдельных органов и систем и т.д. В то же время открываемые возрастной анатомией и физиологией закономерности базируются на данных различных научных направлений: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, биофизики, биохимии, экологии и др. В возрастной анатомии и физиологии с момента ее возникновения выделились два направления, каждое из которых имеет свой предмет изучения, цели и задачи. Они получили названия физиология развития ребенка и геронтология. Физиология развития ребенка исследует особенности жизнедеятельности организма в период от рождения до зрелости. Объектом изучения геронтологии является инволюционный период жизненного цикла (естественного старения). Знание возрастных закономерностей развития чрезвычайно значимо для педагогики и психологии, исходя из того, что оптимальным и эффективным педагогическое воздействие может быть только тогда, когда оно будет соответствовать возрастным особенностям и возможностям детского организма. С учетом этого следует признать необходимой следующую формулировку основных задач возрастной анатомии и физиологии: - изучение закономерностей развития функций организма, его функциональных систем в их возрастной динамике на разных этапах онтогенеза; - выявление основных, ведущих факторов, определяющих возрастное развитие организма; - нахождение путей и методов воздействия на онтогенез организма животных и особенно человека с целью оптимального его развития как на ранних, так и на поздних этапах жизни. Возрастная анатомия и физиология - это экспериментальная наука, стремящаяся изучать все явления и процессы в организме в их движении и развитии, в их взаимосвязи и взаимообусловленности, с учетом внутренних противоречий и выделением основных движущих сил развития. Решение проблем возрастной анатомии и физиологии базируется на трех основных методах научного исследования: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент. - Метод наблюдения является основным в познании окружающей действительности и широко используется в любом научном исследовании. Однако, взятый изолированно от методов лабораторного и естественного эксперимента, он не позволяет вскрыть сущность физиологических явлений и процессов в развивающемся организме. - Преимущество эксперимента перед пассивным наблюдением заключается в том, что исследователь для изучения физиологических явлений или процесса подбирает или искусственно создает специальные условия, в которых наиболее полно выявляются количественные и качественные характеристики этих явлений и процессов. Образно говоря, эксперимент, или опыт - это всегда конкретный вопрос к природе, на который ученый получает конкретный и строго регистрируемый ответ. - Естественный эксперимент представляет собой промежуточную форму между наблюдением и лабораторным экспериментом. Он проводится в обычных (естественных) условиях жизнедеятельности организма, которые подбираются соответственно целям и задачам своего исследования. Так, для того чтобы изучить изменения в деятельности сердца в процессе учебной работы у школьников, исследователь определяет у них функциональные особенности сердца до начала школьных занятий и в конце учебного дня, то есть в естественных (а не искусственно созданных) условиях их учебной деятельности. - Метод лабораторного эксперимента отличается от естественного эксперимента, поскольку исследователь проводит свое исследование в специально организованных условиях. Задавая условия эксперимента, можно целенаправленно изменять физиологические процессы и определять их количественные и качественные характеристики. - Метод функциональных нагрузок или проб – получивший большое распространение в последние годы. Изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных нагрузок при изменении интенсивности или продолжительности того или иного воздействия. В физиологическом эксперименте используют самые различные функциональные пробы: с задержкой дыхания, ортостатические пробы и так далее. Наиболее распространенными являются дозированные физические и умственные нагрузки. Например, адаптивные изменения в деятельности сердечно - сосудистой системы можно оценить, используя тест РWC 170, что позволяет более точно дозировать физическую нагрузку. В качестве дозированных умственных нагрузок используют буквенные или фигурные таблицы, решение в течение определенного времени арифметических задач или примеров. В этом случае у испытуемых также определяют физиологические параметры до и после нагрузки, в результате чего можно с достаточной точностью узнать уровень умственной работоспособности и устойчивость к умственному утомлению. Все методы и методические приемы, применяющиеся в возрастной анатомии и физиологии, как правило, используются в тесной связи с так называемыми методами "поперечных" и "продольных" исследований. Метод "поперечных срезов" необходим для создания "возрастных норм", или стандартов, в функциональной деятельности организма или отдельных его систем. Это связано с обследованием больших групп испытуемых различного пола и возраста и установление для каждой группы наиболее типичных, средних уровней функционального развития (например, определение частоты сердечных сокращений в разные возрастные периоды). При экспериментальных исследованиях в возрастной анатомии и физиологии широко применяют хронические и острые опыты на животных. Подобного рода исследования необходимы, поскольку позволяют более глубоко изучить ту или иную функцию организма, работу органов и систем на разных этапах онтогенеза или в случаях, когда применяемое воздействие может оказать на организм вредное влияние. Не стоит забывать, что в этом случае данные экспериментов на животных следует использовать при изучении функций человека с большой осторожностью. В первую очередь нельзя забывать о тех функциях, эволюция которых у человека осуществлялась качественно иным путем. Прежде всего здесь идет речь о двух важных особенностях человека: особенностях высшей нервной деятельности и функциональных особенностях опорно-двигательного аппарата.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 5247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |