Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы акселерации развития




Термин «акселерация» (лат. acceleratio — ускорение) стал очень актуальным во второй половине XX века. В это время во многих странах при сравнении представителей разных поколений в одном и том же календарном возрасте отмечены сдвиги в показателях физического развития — в длине тела, массе тела, процессах полового созревания (возраст менархе у девочек), психического созревания, изменения в картине болезней и дру­гих показателей.

Еще в первой половине XX века сдвиги в физическом развитии детей и подростков отметил немецкий педиатр Э. Кох. Затем это явление освещалось такими исследователями как Г. Гримм, А. Зельцер и многими другими. Изучению процессов акселерации посвящены работы В. Г. Властовского, Н. Н. Миклашевской, В. Г. Соловьевой, Е. 3. Годиной, Б. А. Никитюка, Ю. А. Ямпольской, Е. Н. Хрисанфовой и других отечественных авторов.

Акселерация проявляется уже с периода новорожденности. У новорожденных отмечается большая длина тела и больший вес. За последние 100—150 лет длина тела новорожденных увеличилась на 0,5—1 см, а вес на 100—300 г. Увеличился и вес плаценты. В период пика акселерации (70—80-е годы XX века) в СССР и в нашей республике около 10% новорожденных рождалось с весом 4 и более кг. Причины, способствующие развитию крупного плода, носят мультифакториальный характер, в значительной мере они обусловлены неблагоприятным воздей ствием внешней среды, а также связаны с избыточным питанием и гиподинамией матерей.

Результаты обследования большевесных новорожденных показали, что у них ранний период адаптации протекает более напряженно, и они представляют группу повышенного риска в отношении развития перинатальной патологии.

С акселерацией связано опережение в росте и прибавке в весе у детей до года. Удвоение веса тела ребенка происходит к 4-м месяцам вместо шести в прежние времена. Отмечено раннее выравнивание обхватов груди и головы, являющееся одним из критериев физического развития грудных детей. Современные годовалые дети стали на 5 см длинее и на 1,5—2 кг тяжелее. У детей дошкольного возраста за последние 100 лет длина тела увеличилась на 10—12 см.

Акселерация проявилась и в увеличении парциальных размеров (сегментов конечностей). Это явление протекает в разных частях тела с различной скоростью, что ведет к изменению пропорций тела. Так, удлинение голени идет быстрее, чем бедра. Обхват груди увеличивается медленнее, чем остальные тотальные размеры, т. е. дети и подростки стали более узкогрудыми.

Наблюдаются сдвиги в сроках прорезывания молочных зубов и замены их на постоянные.

За последние 100 лет произошли изменения в сроках полового созревания подростков в сторону более раннего начала менархе. В начале прошлого века в развитых европейских странах возраст менархе соответствовал 16,5—17,5 годам. В настоящее время он снизился до 12,5 лет. Ускорение созрева­ния девочек идет более высокими темпами, и разрыв в сроках созревания между мальчиками и девочками увеличился на полгода и больше.

В результате сокращения ростового периода процессы развития идут более интенсивно. Стабилизация длины и пропорций тела сейчас обычно наступает к 16-17 годам у девушек и к 18— 19 годам у юношей, тогда как раньше становление этих пока­зателей отмечалось в 20—22 и 22—25 лет соответственно. Увеличились дефинитивные размеры тела взрослых людей. Более высокая скорость роста тела характерна для мужчин. Так, в возрасте 20—25 лет длина тела мужчин стала больше в среднем на 8 см.

При акселерации происходит ускорение в темпах физиологического созревания, силы мышц, формирования зрител­ных, слуховых и эмоциональных реакций, а также речевых функций. С. В. Васильев отмечает, что современные подростки быстрее бегают, дальше прыгают в длину, повысилась сила сжатия кисти.

Что касается ускорения психического и умственного развития детей и подростков, то единого мнения ученых по этому поводу не существует. Одни из них считают, что между физическим и психическим развитием существует статистическая связь. Другие исследователи утверждают, что уровень психического развития современных детей существенно не отличается от предыдущих поколений, т. е. акселерация не затрагивает структурно-функциональной основы психики. В ряде работ показано влияние социальных условий жизни на уровень психического развития. Среди этих условий — использование новых педагогических приемов, позволяющих интенсифицировать умственное развитие детей на основе резервных возможностей головного мозга. Некоторые исследователи подчеркивают несоответствие в уровнях сексуального созревания и социальной зрелости подростков и указывают на возникающие на этой почве конфликты. Отмечают задержку развития личности на фоне акселерации физического развития и тот факт, что ускорение роста и полового созревания на 2 года влечет за собой задержку психического развития на 4 года.

Акселерация часто ассоциируется с термином secular trend — вековая тенденция. Это определение включает в себя различные сдвиги в биологии человека, связанные с акселерацией. Так, было установлено увеличение продолжительности детородного периода у женщин, раннее половое созревание i более позднее наступление климакса.

Существуют этнотерриториальные, популяционные и региональные различия в темпах акселерации. Исследования представителей разных поколений в стран Европы, Азии, Аме­рики показали неравномерность темпов развития и акселерации. В одних популяциях она продолжается до настоящего времени, в других сменилась стабилизацией ростовых процессов и даже ретардацией (задержкой роста).

Значительные акселерационные сдвиги обнаружены у большинства европейских популяций, в монголоидных груп­пах — у эскимосов, индейцев Канады, населения Японии, у представителей экваториальной расы — негров США, бушменов, папуасов. В странах Западной Европы акселерация развития проявилась раньше, чем в Японии и Южной Корее. В предлах европейских государств у населения стран, расположенных севернее, отмечаются более ранние сроки начала акселерации развития, чем у населения стран, находящихся на юге. Даже в одной и той же стране уроженцы ее северной части могут быть более акселерированы в своем развитии, чем проживающие на юге (отмечено в Италии, Великобритании).

В некоторых странах Южной Америки заметных проявлений акселерации не было отмечено.

Региональное своеобразие сроков акселерации исследователи не связывают с климато-географическими различиями. Роль играют факторы индустриализации и урбанизации. Б. А. Никитюк отмечает цикличность в процессах роста и развития на фоне социального благополучия. Так, сравнение результатов продоль­ных наблюдений за ростом и развитием североамериканских детей показало, что после стабилизации значений длины тела наступает фаза ретардации — уменьшение длины тела, более вы­раженное у девочек.

В течение последнего столетия акселерация прослеживается и у населения Беларуси. Так, длина тела у призывников 1970 года по сравнению с призывниками начала века увеличилась на 5-8 см во всех областях республики. Отмечается также и ранее созревание девочек. У девочек дигестивного соматоти-па половое созревание начинается раньше, чем у сверстниц других типов телосложения.

Многими исследователями отмечалась зависимость акселе­рации от пола, расовой и этнической принадлежности, эколо­гических и социальных факторов, конституционального типа.

За время обсуждения феномена акселерации было предпринято много попыток объяснить это явление. Можно выделить основные гипотезы:

1) алиментарная, связывающая акселерацию с улучшением питания, переход от традиционных рационов к большему потреблению белков, жиров и углеводов. Употребление молока с повышенным количеством женских гормонов, т. к. в практику вскармливания скота в капиталистических странах вошло добавление к корму химических препаратов, аналогичных женским половым гормонам;

3) гелиогенная, связывающая акселерацию с изменением стиля одежды к более открытому — короткие платья, майки, мода на загар тела. На этот факт впервые указал немецкий педиатр Э. Кох. Механизм воздействия связывают с выработкой повышенного количества витамина D в коже под воздействием солнечных лучей. Витамин D, как известно, является фактором развития костной ткани; т. е. с расширением круга брачных связей. Аналогия проводилась с эффектом гетерозиса в растительном и животном мире;

4) влияние городской среды через раннее просвещение по вопросам пола, что могло способствовать ускорению полового созревания. Для подтверждения этой гипотезы приводились данные о более высоких темпах акселерации у городского населения;

5) некоторые исследователи связывали явления акселерации с успехами медицины.

6)

Б. А. Никитюк с соавторами рассматривал циклы процессов акселерации-ретардации в связи с цикличностью солнечной активности, не умаляя при этом значение социальных и биологических факторов.

Таким образом, акселерация имеет в целом многофакториальный генезис, причем в разное время и/или в различных условиях ее причины могут не совпадатъ. Несомненно, однако, что ока отражает какие-то очень важные аспекты взаимоотношений организма со средой и особенно влияние собственно антропогенного фактора. Пока трудно дать однозначную оценку этому явлению, имеющему как положительные (например, ускорение интеллектуального развития), так и негативные стороны («дисгармоничность» развития, напряжение в системах адаптации).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.