Цель: Создание адаптивной образовательной среды и формирование основ здорового образа жизни. Содействие воспитанникам в осознании себя, своих социальных ролей, понимании других людей, общества, формирование гражданских и патриотических чувств. Формирование способов самопознания, осознания себя социальным индивидом, содействие выходу из кризиса 6–7 лет, формированию готовности к социальной позиции школьника, позитивной «Я концепции». Познавательное развитие детей на основе их возрастных и индивидуальных возможностей, способностей и потребностей.
Задачи:
создавать безопасные условия для жизнедеятельности детей, предупреждающие травматизм, физические, умственные и эмоциональные перегрузки;
расширять представления воспитанников о безопасной жизнедеятельности, совершенствовать навыки безопасного поведения в окружающем мире;
соблюдать оптимальный и рациональный уклад жизни воспитанников в течение дня для обеспечения их психологического и физиологического благополучия;
· совершенствовать владение культурно–гигиеническими навыками, навыками самообслуживания и элементарными трудовыми навыками;
стимулировать интерес воспитанника к своему внешнему облику и внутреннему миру;
содействовать формированию положительного отношения к себе и позитивной самооценке;
· формировать у воспитанников бережное отношение к труду взрослых;
· формировать патриотические чувства, воспитывать гражданственность;
· формировать образ малой родины, содействовать накоплению радостных, счастливых воспоминаний;
· развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;
· воспитывать чувство гордости и любви к родному краю;
оказывать содействие в осознании ребенком своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом; помощь в социализации ребенка;
воспитывать гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам; стремление к взаимопониманию и сопереживанию, способность посочувствовать другому человеку, вместе порадоваться; нравственных качеств белорусов – доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
способствовать усвоению детьми нравственных ценностей;
воспитывать этически ценные способы общения;
использовать сензитивный период для развития творческого воображения, художественных способностей;
способствовать формированию зачатков учебной деятельности;
формировать желание и умение оказывать эмоциональную поддержку, проявлять сочувствие, содействие;
создавать благоприятные условия для удовлетворения потребности в общении и совместной деятельности со сверстниками, для позитивного самоутверждения и признания;
формировать чувство самоценности;
содействовать становлению социально–психологической готовности детей к школе;
способствовать развитию умения поставить себя на место других людей, возникновению высших чувств (нравственных, эстетических, познавательных);
во взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития его личности мотивы, опираться на них;
стимулировать появление у ребенка эвристической познавательной активности;
создавать условия для удовлетворения познавательных потребностей ребенка;
· знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией;
· развивать знаковую функцию сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов);
· увеличивать интеллектуальность эмоций как главного направления в развитии эмоциональной сферы, связанного с общим умственным прогрессом ребенка («интеллектуализация аффекта»);
· развивать произвольность всех психических познавательных процессов;
· развивать наглядно–образное мышление, обеспечивать переход к словесно–логическому (теоретическому) мышлению;
· развивать волю и произвольность поведения детей;
· развивать всеситуативно–личностное общение.
развивать познавательное отношение к миру, наблюдательность к окружающей жизни и собственным проявлениям и чувствам для формирования начатков рефлексии (способности представлять себя глазами других людей).
Компонент
Содержание
Время, отведенное на изучение содержания
Виды
детской деятельности
Формы и методы организации образовательного процесса
Здоровье и личная гигиена
формирование привычки без напоминания взрослого перед едой быстро и чисто мыть руки и лицо, самостоятельно мыть в ванной свое тело (намыливать и смывать водой), перед сном самостоятельно мыть ноги;
после еды полоскать рот (или чистить зубы), мыть свой стаканчик;
совершенствование умения быстро и аккуратно одеваться и раздеваться без помощи взрослых, содержать одежду и обувь в чистоте, очищать от грязи, пыли; своевременно и без помощи взрослого сушить одежду; формирование умения пришить пуговицу;
представление о том, что красивым и здоровым тело делают: физические упражнения и отдых; полезная еда, свежий воздух; чистота; внимательное отношение к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности; правильно одеваться; при заболевании обращаться к врачу и выполнять его советы, положительно относиться к необходимым профилактическим осмотрам, прививкам);
· формирование умения ощущать свое самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте не стесняться обращаться к воспитателю, помощнику воспитателя;
· формирование негативного отношения к вредным привычкам.
В течение года
1 учебный час в неделю по образовательной области
Познавательная практическая
Опыты.
Эксперименты.
Общение
Коммуникативные ситуации.
Беседы.
Рассказы.
Игровая
дидактическая игра
Трудовая
Поручения.
Дежурства
Художественная
Дни здоровья
Элементарная учебная
Занятия
Питание
формирование представлений о профилактике заболеваний желудочно–кишечного тракта (не кушать в транспорте, во время прогулки во дворе, на улице);
· элементарные представления о полезности продуктов питания;
· представления и умения осуществлять сервировку стола;
выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды;
готовить несложные блюда.
В течение года
Познавательная практическая
Наблюдение, обследование
Игровая
Дидактические игры, сюжетно–ролевые игры
Трудовая
Поручения, дежурство
Безопасность жизнедеятельности
элементарные правила безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов, пить только бутилированную (кипяченую) воду, соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, навыки безопасного поведения при ходьбе, в гололедицу, катании на санках, на коньках, на лыжах и др.;
· правила безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда;
формирование навыков соблюдения правил дорожного движения, потребности пользоваться светоотражающими элементами;
· формирование понимания значения правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностей в охране жизни и здоровья;
освоение доступных правил пожарной безопасности: правила использования спичек, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т.п.;
объяснение детям правил общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными;
формирование умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать скорую помощь.
В течение года
Познавательная практическая
Наблюдение, обследование, опыты
Общение
Коммуникативная ситуация, рассказ, беседа
Игровая
Дидактические, сюжетно–ролевые игры
Трудовая
Поручения, дежурство, коллективный труд
Художественная
Развлечение
Элементарная учебная
Занятие
Взаимодействие со взрослым
· эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной деятельности (инсценировка сказок, представления кукольного, теневого театра);
· совместная деятельность (трудовая, учебная, познавательная практическая);
· воспитание бережного отношения к результатам труда взрослых;
· оказание посильной помощи взрослым;
· Формирование умения вступать во взаимодействие с родственниками в соответствии со своими ролями; освоение модели адекватного поведения по отношению к членам семьи.
В течение года
Общение
Рассказ, беседа
Игровая
Дидактические, сюжетно–ролевые, театрализованные игры
Художественная
Чтение художественной литературы, рисование.
Посещение музеев, театров, выставок
Общение
Коммуникативная ситуация
Игровая
Все виды игр
Трудовая
Дежурство
Художественная
Художественное творчество ребенка, праздники, развлечения
Элементарная учебная
Занятие
Адаптивное социальное поведение
· развитие коммуникативных умений и социальных навыков: высказывая просьбы, поручения, предложения, называть другого человека по имени; быть способным встать на точку зрения другого человека;
формирование навыков социально одобряемого поведения в общественных местах,
умение выбрать модель общения и поведения воспитанников, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека (взрослого или ребенка);
умение проявлять поло–ролевые модели поведения;
проявление статусно–ролевой модели поведения, ее гибкости (подчиняться правилам, соответствовать ожиданиям, быть ситуативно адекватным, утверждать себя, не принижая других).
В течение года
Общение
Коммуникативная ситуация
Игровая
Все виды игр
Трудовая
Поручения, дежурство, коллективный труд
Художественная
Художественное творчество ребенка, праздники, развлечения
Элементарная учебная
Занятия
Представления о родном крае, отношение к нему
Республика Беларусь среди других стран мира; планета Земля – наш общий дом; карта и глобус;
представления о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают; достижения людей страны в труде, спорте, искусстве;
символы белорусского государства (флаг, герб), Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василька); декоративно–прикладное искусство; народный кукольный театр;
государственные и народные праздники;
достопримечательности родного города, села, столицы республики, своей Родины;
знакомство с городами, реками, озерами, заповедниками страны;
знакомство с людьми, прославившими нашу Родину: просветителями, национальными героями, президентом республики, деятелями искусства, учеными, космонавтами, спортсменами и т.д.;
формирование представлений о своей семье (значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная – старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, совместный отдых);
о детском саде;
формирование образа малой родины, содействие накоплению радостных, счастливых воспоминаний;
воспитание чувства гордости и любви к родному краю.
В течение года
Познавательная практическая
Целевая прогулка
Экскурсия (в том числе виртуальная)
Наблюдение
Обследование
Общение
Беседа, рассказ.
Коммуникативная ситуация
Игровая
Игра театрализованная, дидактическая
Трудовая
Художественный труд
Художественная
Художественная деятельность ребенка.
Восприятие произведений искусства. Чтение литературных произведений.
Элементарная учебная
Занятия
Представления о себе
· знание своего адреса;
· осознание себя как субъекта деятельности;
· осознание себя как члена семьи;
· осознание себя как члена коллектива сверстников;
· адекватное восприятие себя во времени, формируя самооценку и притязания (я могу это сделать за 5 минут, я был…есть…буду и др);
формирование внутренней позиции школьника (развитие познавательной мотивации, интереса к школе, книгам); эмоционально–положительного отношения к учителю, роли ученика, к предстоящему поступлению в первый класс;
осознание воспитанниками своих возможностей, достижений, оценка своих поступков с позиции общих ценностей: добро – зло, справедливо – не справедливо, хорошо – плохо.
В течение года
Познавательная практическая
Наблюдение
Целевая прогулка
Экскурсия
Общение
Беседа, рассказ
Коммуникативная ситуация
Игровая
Игра (сюжетно–ролевая, дидактическая, театрализованная)
Трудовая
Поручения
Коллективный труд
Художественная
Праздники, развлечения
Художественное творчество ребенка
Элементарная учебная
Занятия
Представления о других
представления о том, как по–разному живут люди в Республике Беларусь, как люди помогают друг другу; о том, какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей;
представления о жизни людей в разных странах земного шара;
представления об эмоциональных состояниях людей;
расширение гендерных представлений, воспитание уважительного отношения к сверстникам противоположного пола;
формирование умения оценивать чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей;
представления о близких родственниках; их занятиях; представления о возможных формах поддержки родственных связей, семейной общности;представления о семейной экономике.
В течение года
Познавательная практическая
Наблюдения
Общение
Беседа
Коммуникативная ситуация
Игровая
Игра (подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
Трудовая
Поручения
Дежурство
Коллективный труд
Художественная
Художественное творчество ребенка
Элементарная учебная
Занятия
Самоэффективность и самоконтроль
умение замечать и самостоятельно ликвидировать беспорядок в своем внешнем виде;
· воспитывать умение прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям;
ориентировка воспитанника на мотивацию своего поведения в соответствии с нравственными и моральными ценностями человека: гуманность, доброжелательность, справедливость, сопереживание;
развитие произвольного поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др.), самоконтроля.
В течение года
Познавательная практическая
общение
Беседа
Коммуникативная ситуация
игровая
Игра (подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
трудовая
Поручения
Дежурство
художественная
Художественное творчество ребенка
Элементарная учебная
Занятия
Виды детской деятельности
Познавательная практическая.Расширение опыта применения сенсорных эталонов.
Развитие наблюдательности, репродуктивного и творческого воображения, умения находить причинно–следственные связи, использовать логические формы рассуждений (понятия, суждения, умозаключения), аналитико–синтетические умения, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, классифицировать, создавать условия успешного запоминания с опорой на все виды памяти. Пробуждение высших познавательных чувств с опорой на непроизвольную и произвольную познавательную активность, с учетом способностей и склонностей ребенка.
Общение.Обучение ненасильственному разрешению конфликтных ситуаций, умения реализовывать в общении нравственные нормы. Формирование умения задавать вопросы взрослому и другим детям для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Развитие у ребенка высших нравственных чувств и привитие навыков поведения в соответствии с этикетом. Обучение ребенка доверию и осторожности в общении с людьми.
Развитие делового, личностного, ситуативно – личностного, внеситуативно – личностного общения. Формирования коллективизма, лидерства у девочек и мальчиков. Формирование умения распознавать эмоциональные состояния других людей.
Игровая.Обучение ребенка действовать в воображаемых ситуациях, прогнозировать развитие событий в сказочных и реальных обстоятельствах, различать вымышленные и реальные сюжеты, удерживать контекст общения, угадывать действия оппонента, просчитывать ходы партнера и оппонента по игре, различать стремление к командному или личному выигрышу, делать нравственный выбор; действовать с предметом–заместителем, осуществлять отрыв действия от его материальных опор, получать удовольствие и радость от игры с другими детьми и взрослыми. Создание условий для длительных ролевых игр (до 2 часов), для реализации интеллектуально значимого интереса (игры–головоломки, дидактические игры и др.).
Трудовая.Формирование старательности, трудолюбия, чувства удовлетворенности от проделанной работы (элементы хозяйственно–бытового труда). Пробуждение желания трудиться на пользу общества. Поддержка стремления к личным достижениям, к волевым усилиям для получения нужного результата. Формирование навыков ручной умелости, крупной и мелкой моторики.
Художественная.Пробуждение у воспитанника высших эстетических чувств, способности получать удовольствие от восприятия произведений искусства и от собственной художественной деятельности. Создание условий для творческого самовыражения, развития общих и специальных способностей воспитанников.
Элементарная учебная.Формирование адаптации и привычки к регламентированной активности, к нормам поведения с помощью саморегуляции в условиях организованной деятельности. Знакомство со способами решения задач (пробы и ошибки, репродуктивный, обобщенный способ решения задачи) различными типами ориентировки в материале (показ образца и способа, только образца). Формирование познавательных мотивов деятельности, познавательных интересов, первоначальных навыков понимания и осознания учебной информации, решения задач в уме.
Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
Трудовая
Поручение, дежурство, коллективный труд
Художественная
Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная
Занятия
Психические познавательные процессы
Сенсорика.Планомерное и последовательное восприятие, обследование и описание предметов и явлений. Развитие действий восприятия: идентификация, отнесение к эталону, моделирующие действия. Развитие произвольных действий: поиск, рассматривание, наблюдение.
Сенсорные эталоны и эталоны фонем родного языка, подводящие к элементарному научному восприятию действительности.
Обучение умению наблюдать, выделяя характерные и существенные признаки в предметах и явлениях, сравнивать и обобщать их по этим признакам. Развитие умений устанавливать причинно–следственные связи между явлениями, а также названием предмета и его строением, материалом, из которого изготовлен предмет, его назначением и др.
Развитие наблюдательности, умения обследовать предметы, сравнивать их, видеть незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), определять изменения в расположении (спереди – сзади, направо – налево, под – над, посредине – сбоку) в двухмерном и трехмерном пространстве.
Уточнение и расширение представлений о предметах и явлениях окружающей жизни и природы.
Развитие художественного восприятия окружающего мира.
Адекватное восприятие себя во времени, формируя самооценку и притязания.
Развитие психомоторных способностей ребенка (координация и соразмерность движений кисти рук и мелкой моторики, зрительно–моторная координация и др.).
Мышление.Развитие словесно–логического (теоретического) на основе действий со знаками (словами, числами, символами, условными знаками и т.п.).
Формирование операций мышления: классификация, обобщение, установление причинно–следственной связи.
Развитие способности объединять предметы по общим признакам, умения составлять из частей целое, делить целое на части.
Умение замечать и устанавливать существенные и несущественные взаимосвязи в живой и неживой природе, обществе людей; делать простейшие индуктивные и дедуктивные выводы и умозаключения; проявлять оценочное отношение к предметному миру и миру людей; выявлять противоречия.
Овладение наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности (схемы–модели дети создают сами).
Развитие гибкости и подвижности представлений ребенка, комбинаторики.
Осознанное усвоение действий, самостоятельность в организации деятельности.
Планированиевоспитанникомсамостоятельной деятельности, достижение положительного результата, реализация коллективных замыслов.
Постановка общей цели в совместных играх и деятельности; реализация ее, соблюдая правила. Определение способов достижения цели.
Развитие планирующей функции речи (проговаривание замысла).
Внеситуативно–познавательное и внеситуативно–личностное общение. Логичное и точное выражение воспитанником своих мыслей в разговоре с собеседниками, умение задавать вопросы.
Повышение умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечивая охрану нервной системы и предупреждая переутомление.
Формирование познавательных интересов и «интеллектуадизация» эмоций. Развитие самостоятельности мышления, сообразительности и наблюдательности, чувства юмора.
Память.Развитие произвольного запоминания. Умение воспитанника выделять и ставить задачу запомнить.
Увеличение объема памяти за счет расширения и активизации запаса слов.
Развитие как механического запоминания и воспроизведение, так и продуктивного (смыслового).
Развитие всех видов памяти: образной (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), двигательной и эмоциональной.
Развитие словесно–логической памяти, используя приемы для запоминания: сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные и др.
Запоминание произведений искусства и художественного творчества.
Внимание.Развитие произвольного внимания, его основных процессов (сосредоточенность, устойчивость, распределение).
Организация внимания речевыми средствами (напоминаниями, проговариванием плана своих действий и др.) – развитие планирующей функции речи воспитанника.
Воображение.Обогащение представлений детей о реальном мире на основе активного восприятия, продуктивной памяти и мышления. Развитие активного (произвольного) творческого воображения.
Формирование действий воображения: создание замысла в форме наглядной модели; образа воображаемого предмета; образа действия. Проявление воображения как предваряющего практическую деятельность при решении познавательных задач.
Обучение целенаправленной деятельности по реализации замысла. Развитие продуктивного воображения.
Речевое выражение впечатлений, эмоций и чувств. Обогащение эмоционального опыта ребенка.
Развитие образности детского рассказа.
Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная
Трудовая
Поручение, дежурство, коллективный труд
Художественная
Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств*, художественное творчество ребенка* (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная
Занятие
Способы познания
Развитие познавательных мотивов и мотивов, побуждающих детей к продуктивному взаимодействию с людьми (взрослыми и сверстниками) и с окружающим миром, практическому познанию отношений.
Развитие познавательных действий детей в последовательности: вычленение явления (предмета) как отдельного целостного образования; анализ связей этого явления (предмета) с общей системой, в которую оно включено и в которой функционирует.
Организация действий детей таким образом, чтобы они сами делали соответствующие выводы на основе собственного опыта (простейшие формы индукции и дедукции).
Элементарная экспериментальная деятельность (высказывание гипотетического предположения, планирование деятельности, использование специальных приборов, материалов и др. для проверки гипотезы; формулировка вывода или умозаключения.
Содействие развитию детского экспериментирования в социальной сфере (выявлению особенностей личности другого человека – взрослого и ребенка, своих возможностей).
Развитие речи как средства познания и коммуникации на уровне внеситуативно – познавательного общения. Использование вопросов для получения знаний. Создание и использование символических средств для познания окружающего мира: модели, карты–схемы, планы и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление