КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Саковские – история и мифы
Северянская земля была священной для царских скифов-саков, которые хоронили здесь своих царей. Немало достопримечательностей скифского времени найдено археологами в регионе Бориспольщины. Это, в частности, курганы вблизи Борисполя, курганы и курганные группы близ сел Любарцы, Рогоза, Сенькивка, Софиевка, Сальково, Старое. Где-то здесь, на левом берегу Днепра, во времена Киевской Руси находился город Саков - центр Заднепровской территории Киева. К этому можно отнести и антропоним Сак, что родственно санскритской основе (хинди बोरा) быть сильным, мужественным. В Бориспольском районе самыми известными являются поселения, выявленные исследованиями около сел Процева, Салькова («город Саков»), Софиевки. Изучая их, они были выделены в отдельный тип Трипольской культуры - Софиевский. Ряд исследователей считали, что город Саков стоял на месте современного села Салькова; не исключено также, что древний Саков находился на месте села Старого, где хорошо сохранилось древнерусское городище. Письменные и археологические источники удостоверяют наличие на территории Бориспольского района поселений и укрепленных городищ периода Киевской Руси: в селах Головуров, Старое, Любарцы, Вороньков, Иванков, а в селе Процев - 2. Одним из самых давних укреплений Киевской земли был «Город Саков» (с. Сальков, в настоящее время в пределах Процевского сельского совета). В пределе современного Процева находятся Сальков («Город Саков») и Софиевка, расположенные к востоку от села. Раньше это были отдельные, хотя и небольшие села, каждое из которых имеет свою историю. Село расположено на месте, где выявлено несколько давних поселений, которые принадлежат к разным историческим эпохам. Присутствие человека здесь прослеживается в течение нескольких тысячелетий. В районе Процева и соседней Софиевки исследовалось поселение Трипольской культуры (IV - ІІІ тыс. до н.э.). За 2,5 км к северо-западу от села в Процевском лесу находится древнерусское городище XII - XIII ст. Рядом выявлен поселок того же времени. Между селами Процевом и Жеребятином исследовано еще одно древнерусское поселение. На околицах Процева случаются находки обломков посуды чернолесской культуры. На живописном берегу Днепра, на месте современного Процева, Софиевки и Салькова («Город Саков») люди селились уже тысячелетие до нашей эры. Об этом свидетельствуют археологические раскопки могильников, в которых найдены кремневые орудия труда и оружие (серпы, острия стрел) и медные ножи, топоры, шила, кольца. Уникальные находки, выявленные на северо-западной околице Софиевки, дали возможность археологам выделить из трипольской культуры софиевский позднетрипольский тип (Ш. - П. тыс. до н..) Наибольшее количество материалов дали исследования позднетрипольского поселения (пл. 3 га) и трупоспаливающего могильника (150 захоронений). Найдены орудия труда из кремния, керамики, глиняные женские фигурки, прясла. Вблизи села исследовано захоронение скифского воина (V в. до н.э.). СОЮЗ ЧЕРНЫХ КЛОБУКОВ (тюркское объединение на Руси в ХІ - ХІІІ вв.) Тайди Т.Ю., «…Следует отметить еще один важный аспект. Воины несли ежедневную службу около города или в городе, а когда было необходимо, вместе с другими полками выполняли задания киевского князя. До середины XII века известны только русские города, где были размещены торческие гарнизоны – Торческ, Переяслав, Баруч, Саков, Канев, Юрьев. При этом, уверенно можно сказать только про Переяслав, Торческ и Баруч, потому что летопись прямо говорит о них, все остальные города мы можем только предполагать, исходя из летописных сообщений. Все эти города имели славянское происхождение, что подтверждается как летописными данными, так и археологическими материалами. Центром, где располагалось командование тюркского корпуса, был Торческ. Этот город расположен в южной части Киевского княжества. О происхождении города существовали разные мнения. В.Н. Татищев отождествлял Торческ с современным ему Корсунем. В южную защитную линию входили кроме Торческа и другие города – Юрьев, Саков, Канев, Чучин, Баруч, Заруб, и т.д. Все эти города имели славянское происхождение, что подтверждается как летописными данными, так и археологическими материалами. О значении Юрьева говорят сообщения Повести временных лет. “В лето 6603 (1095). В се же лето придоша Половци к Гургеву, и стояша около его лето все и мало не взяша его. Святополкъ же повеле рубити город на Вытечеве холму, в свое имя нарекъ Святополчь город, и повеле епископу Марину съ гюргевци сести ту, и засаковцемъ прочимъ от инехъ градъ; а Гюргевъ зажгоша половци тощь.”По характеру хозяйства и структуре город имеет древнерусский вид. Город Канев (проживали турпеи), который часто упоминается в летописи как место встречи русских войск с кочевниками, по мнению Н.М. Тихомирова, происходит от слова “кан” или “хан”, и значит “ханская ставка”. История донского войска (Броневский, 1834 г.). «..Около сего же времени Великій Князь выгналъ изъ Россіи Торковъ ц Берендѣевъ, коимъ, по язгнаніи ихъ съ Дона Половцами, позволено было кочевать въ окрестностахъ Переяславля, но, любя грабежъ, они не могли жить тамъ спокойно. Однако же многіе изъ нихъ, остаЬя кочевую жизнь, поселились на Днѣпрѣ, и служили Россіи подъ общимъ именемъ Чершляъ Клобуковь, называясь также и Черкесами и Казаками (а). П.П. Толочко отмечает, что “население Сакова было, если не исключительно, то преимущественно тюркским. (турпеи)” Но этот город имеет традиционную русскую структуру, как и Заруб. О значении Юрьева говорят сообщения Повести временных лет. “В лето 6603 (1095). В се же лето придоша Половци к Гургеву, и стояша около его лето все и мало не взяша его. Святополкъ же повеле рубити город на Вытечеве холму, в свое имя нарекъ Святополчь город, и повеле епископу Марину съ гюргевци сести ту, и засаковцемъ прочимъ от инехъ градъ; а Гюргевъ зажгоша половци тощь.” По характеру хозяйства и структуре город имеет древнерусский вид…» Окончательное оформление Киевской волости — княжения приходится на конец правления Ярослава Мудрого. Завещанием последнего древняя «Русская земля» была разделена на отдельные уделы. Чернигов и Переяславль отошли к младшим сыновьям Ярослава. Киев потерял право непосредственного распоряжения их судьбами. На Левобережьи, после выделения черниговщины в отдельное княжество, за Киевом оставалась небольшая полоса (в 10-15 км ширину) земли, которая вытянулась от Десны до Трубежа. Среди киевских владений летопись называет здесь Ольжичи, Лутаву, Моровейск, Городец, город Саков, Рудичи. Центром Заднепровской волости был город Саков. Самые давние сведения о городе Саков датируются 1101 годом. Саковский съезд всех князей. 15 сентября 6609 (1101) года князья Святополк II Изяславич, Владимир Мономах, Давид и Олег Святославовичи и Ярослав заключили «Саковский мир» с половцами. Участие в переговорах о заключении мира киевского князя Святополка, а также Владимира Мономаха, занимавшего тогда переяславский стол, дает основание считать город Саков пограничным между Киевской и Переяславской землями. Об административной зависимости Сакова от Киева свидетельствует и тот факт, что боярин, воевода или посадник этого Заднепровского центра — Лазарь Саковский неоднократно упоминается в истории Киевского княжества.
Впервые «Город Саков» вспоминаются в Русских летописях времен Владимира Святославовича (980 - 1015). «ЛЂтописець руский» - такое заглавие имеет эта книга у рукописи, которая когда-то принадлежала Ипатьевскому монастырю около города Костромы. http://litopys.org.ua/links/inlitop.htm Годы 6604 (1096) - 6618 (1110). «…В ГОД 6609 [1101] - собрались братья Святополк и Владимир, Давид и Олег (Святославовиче), и Ярослав, брат их обоих, на (реке) Золотче (современная Павловка). И прислали половцы послов от всех князей (своих) ко всем братьям, говоря и прося мира. И сказали им князья русские: «Если вы хотите мира, то соберемся около Сакова (современный Сальков)». И послали они (послов) по половцев. И встретились около (города) Сакова, и совершили мир с половцами. И взяли они заложников друг в друге месяца сентября в пятнадцатый день…». ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ http://krotov.info/acts/12/pvl/lavr14.htm «…В лѣт̑. ҂s҃. х҃ѳ 54. [1101] Престависѧ Всеславъ Половьцьскъıи 55 кнѧзь. мс̑ца. априлѧ. въ. д҃ı. дн҃ь. въ. ѳ҃. час̑. дн҃е. въ среду 56 В. В то же лѣт̑. Зара- тисѧ Ӕрославъ. Ӕрополчичь 1. Берестьи 2. и 3 иде на нь Ст҃о|полкъ. и заста и в градѣ. и ємъ и. и ѡкова 4. и приведе и Къıєву 5. и молис̑ ѡ нем̑митрополитъ. и игумени. и оумолиша Ст҃ополка. и заводиша и 6 оу раку. ст҃ою7 Бориса и Глѣба. и снѧша с него ѡковъı. и пустиша и 8. Томьж̑ 9 лѣт̑. совокупишасѧ всѧ брат̑ӕ. Ст҃ополкъ. Володимеръ. и 6 Дв҃дъ. и 6 Ѡлегъ. Ӕрославъ брат̑ ею. на Золотьчи. и прислаша Половци слъı 10 ѿ всѣх̑ кнѧзии. ко всеи брат̑и 11 просѧще мира. и рѣша имъ Русскъıи кнѧзи. да аще хощете мира. да совокупим̑сѧ оу Сакова. и послаша по Половцѣ. и снѧшасѧ оу Сакова 12. и створиша А миръ с Половци. и поӕша тали межи собою 13. мс̑цѧ. сем̑. въ 14. еı҃. дн҃ь. и разидошасѧ разно…» В 1101 г. в этом городе, который находился к югу от Киева, Святополк и заключили мир с половцами, а в 1142 и 1146 pp. воевода или посадник Сакова Лазарь Саковский активно участвовал в киевских событиях. В летописях упоминается Лазарь Саковский - боярин, киевский тисяцкий с 1147 года. В 1142 г. братья великого киевского князя Всеволода попытались изгнать из Переяславля Вячеслава Владимировича. «… В лето 6650 (1142). И посла Всеволодъ оу Переяславля Лазоря Саковьскаго с Печенегы и с вои Вячьславо в помочь…».
ЛЕТОПИСЬ РУССКАЯ. Годы 6634 (1126) - 6655 (1146). Весна - лето 1142 «…И, розсварившись со Всеволодом, поехали они от Киева к Переяславля ратью на Вячеслава [Владимировича]. Но когда они бились поблизости Переяславля, Всеволод послал [воеводу] Лазаря Саковского с печенегами и из воями Вячеславу на помощь. Изяслав же [Мстиславич], услышав, что пришли на стрия его ратью, поехал уборзе с войском своим до Переяславля и бился с ними. И помог бог Изяславу, и, не смогши устоять, побежали они в города свои…». В 1146 году при осаде Новгорода-Северского Давыдовичами и Мстиславом Изяславичем упоминаются в числе убитых Димитрий Жирославич и Андрей Лазаревич; ЛЕТОПИСЬ РУССКАЯ. Годы 6655 (1146) - 6658 (1149). В ГОД 6655 [1147]. Пятница 19.IX в 1147 г. «…И, услышав это, народ разрушал оттуда на Игоря в [монастырь] святого Феодора. И сказал им Владимир [Мстиславич]: «Сего вам брат мой не велел! Игоря охраняют сторожи. А мы пойдем к брату, как вот он нам велел». Но сказали киевляне: «Мы знаем, что не кончить добром с тем племенем никогда ни вам, ни нам». Хотя митрополит [Клим] им запрещал, и Лазарь [Саковский], тисяцкий, и Рагуйло [Добринич], Владимиров тисяцкий, чтобы они не убили как Игоря, но они сняли крик и пошли убивать Игоря. Владимир также, сев на коня, погнал [туда], но люди шли по мосту, и он, не имея возможности их обойти, повернул коня направо, мимо Глебового двора, и киевляне опередили Владимира, рассказали Владимиру, что брошен он на торговище, и послал [Владимир] тисяцкого. И приехал он, увидел брошенного Игоря мертвого и сказал: «Осе вы уже убили єсте Игоря. Давайте похоронимо тело его». Киевляне же сказали: «Не мы его убили, а Ольгович, два Давидовиче и Всеволодович, что замыслили на нашего князя зло, хотячи погубить [его] подступом. Но бог за нашим князем и святая София». И повелел тисяцкий Лазарь [Саковский] взять Игоря, и, взяв, положили его в церкви святого Михаила». ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ В лѣт̑.҂s҃. х҃. н҃е. [1147] И зѧславъ постави митрополита Клима. калугера 3. Русина ѡсобь 4с шестью єпс̑пъı 5. мс̑ца 6. июлѧ. въ 7. к҃з. на памѧт̑ 8 стаг̑ Пантелѣимана. и потом̑ миръ створиА с Половци. оу Воинѧ. В то же лѣт̑ 9. бъıс̑ знаменьє 10. в сл҃нци. и на ту нощь бъıс̑ гром̑ и поторта мало 11. В тож̑ лѣто 9. присла Володимеръ [и] Б Изѧслава 12 Двд҃вича 13. ис Чернигова слъı 14 ко Изѧславу кнѧзю Києвскому. река брате се заӕлъ 15 волость мою Ст҃ославъ Ѡлговичь. Вѧтичѣ. поидевѣ 16 на нь В. ѡже 17 и проженевѣ. и 18 поидевѣ на Гюрга. а любо с ним̑ миръ створим̑ А. али с ним̑ бьємсѧ 19. Изѧславь же посла напередъ Ст҃ослава сестричича своѥго Чернигову 20 велѧ 2. имъ доспѣвати. и доиде Ст҃ославъ Чернигову 20. и згадавше кнѧзи Черниговьстии. и 22 послаша 23 къ Изѧславу велѧ 24 ѥму И поити. река 25 землѧ наша погъıбаєт̑. а тъı не хочеши по|ити. Изѧслав же совокупѧ воѣ 26 перебродисѧ чересъ Днѣпръ.Вперёдд̑ Черторъıєю. и ѿтуду 27 посла Оулѣба Чернигову 20. а сам̑ поиде 28 на Супои. а брата своѥго Володимера ѡстави Къıѥвѣ 29. Оулѣбъ же внида [въ] Г Черниговъ и оувѣдавъ 30 ѡже цѣловалъ Д крс̑ь Володимеръ. и Изѧславъ Двд҃вичь 31. и Ст҃ославъ Всеволодичь. к Ст҃ославу Ѡлговичю. хотѧ 32 оубити лестью 33 Изѧслава. то же слъıшавъ Оулѣбъ. прибѣже ко кнѧзю своѥму 34 ко Изѧславу на Супои. и сказа ѥму. ѡже ѥго ѿступилисѧ 35 кнѧзи Черниговьстии. и цѣловали на нь крс̑ь. Изѧслав же воротисѧ ѿтуда. а пер[ед]ъ Е собою посла к брату Кыѥву 36к Володимеру. и к Лазареви 37 к 38 тъıсѧчскому. в҃. мужа. Добръıнку. и Радила. рекъ брате ѣди к митрополиту. и съзови 39 Къıӕнъı всѣ. ато 40 молвита си мужа. лесть Черниговских̑кнѧзии. и ѣха Володимеръ к митрополиту повабѧ 41 Къıӕнъı. и придоша Къıӕнъ много 42множ̑ство народа. и сѣдоша ү ст҃оє 43 Софьи [слышати] Ж. и реч̑ Володимеръ к митрополиту. се прислалъ /л.105об./ брат̑ мои 44 . в҃. мужа Къıӕнина. ато молвѧтъ 45 брат̑ѣ своєи. и въıступи Добръıнъка. и Радило. и рекоста цѣловалъ тѧ брат̑. а митрополиту сѧ покланѧлъ 46. и Лазарѧ цѣловалъ. и Къıӕнъı З всѣ 47. рекоша Къıӕне 48 молвита с чимь вас̑ кнѧзь присла 49. ѡна же рекоста. тако молвитъ кнѧзь. цѣловала ко мнѣ крс̑ь. Давъıдовичи 31. и 50 Ст҃ославъ Всеволодичь 51. ємуже И азъ 52 много добра створих̑ 53 А. а нонѣ 54 хотѣли мѧ оубити лестью. но Бъ҃ заступил мѧ и крс̑ь чс̑тнъıи. ѥгоже суть 55 ко мнѣ цѣловали. а нъıне братьӕ 56 поидѣта57 но 58 мнѣ. к Чернигову. кто 59 имѣѥт̑ конь. ли не имѣєть кто ино в лодьѣ 60. ти бо суть не61 мене ѡдиного хотѣли оубити. но и вас̑ искоренити. Къıӕне же рекоша кнѧзь нас̑ 1 вабить к Чернигову. а здѣ ворогъ кнѧзѧ наш̑го и нашь 2. а 3хочем̑ и оубити. поити же хочем̑ битъсѧ 4за своѥго кнѧзѧ и с дѣтми. и реч̑ имъ Володимеръ. того въı братъ мои 5 не приказал̑ 6. Игорѧ поблюдут̑ сторожеве. а мъı поидем̑ к брату. акоже 7 нъı велить. рекоша 8 же 9 Къıӕне. | мъı вѣдаѥм̑. аже10 того брат̑ твои не казалъ. ни 11 велѣлъ творити. но мъı хочем̑ оубити Игорѧ. мъı вѣдаѥмъ ѡже не кончати добро с 12 тѣмъ племенем̑. ни вам̑ ни нам̑. коли любо 13. митрополитъ же много взбранѧше им̑. и Лазарь тъıсѧчскъıи. и Рагуило Володимерь тъıсѧчьскъıи. ӕко не оубити Игорѧ 14. ѡни же кликнувше поидоша оубитъ 15 Игорѧ. и 16 Володимеръ всѣдъ на конь 17 погна. и идѧхуть людьѥ по мосту. оубити 18 Игорѧ. ѡн же не мога ихъ минути. оувороти конѧ направо мимо Глѣбовъ 19 дворъ. и оускориша Къıӕне передъ Володимеромь. и ӕша Игорѧ в цр҃кви. стоӕща по ѡбъıчаю на ѡбѣдни оу стаг̑ Феѡдора. и ємше и поведоша 20 [и] А из манастъıрѧ. и 16срѣте 21 и Володимеръ. в воротѣхъ монастъıрьских̑. и реч̑ Игорь възрѧ ѡхъ22 брате камо. и 16 сскочи 23 же Володимеръ с 24 конѧ и покръı и корзномь. река Къıӕном̑ братьӕ моӕ 25. не мозѣте створити Б зла не оубиите 26Игорѧ. и доведе и Володимеръ 27. до воротъ монастъıрѧ 28. и оудариша и 29Володимера /л.106/ бьючи 30 Игорѧ. Михаль же видѣвъ то сскочи с 31 конѧ. хотѧ помочи Володимеру. Володимеръ же вомча Игорѧ 32 во дворъ мт҃ре своєӕ. затвори 33 ворота. а Игорѧ Вперёд Кожюховъı сѣни. Михалѧ же бьюще и 34 ѿторгоша на нем̑ крс̑ь и чепи в гривну золота. и въıломиша ворота. и вшедше въ дворъ. оузрѣша 35Игорѧ на сѣнех̑ и разбиша сѣни ѡ нем̑. и сомчаша 36 и с сѣнии. и ту оубиша и 16конець всходъ 37. и за тѣмь оутече Михаль. а Игорѧ поверзъше 38 за нозѣ волокоша и 16 сквозѣ Бабинъ торжекъ. до ст҃оє Бц҃и. и ту ѡбрѣтоша мужа стоӕща с колъı и возложьше 39 и на кола везоша 40и на Подольє. и повѣдаша Володимеру ӕко поверженъ єс̑ на торговищи. и посла Лазарѧ 41 тъıсѧчского. и Рагуила 42своѥго тъıсѧчскаго. и приѣхавъше 48видѣша 44 Игорѧ лежаща. и рекоста се оуже Игорѧ єсте 45 оубили. ато 46похороним̑ тѣло ѥго. Киӕне же 9 рекоша не мъı ѥго үбили. но убила и Двд҃вича 47. и Всеволодичь. ѡже 48 замъıслили 49 на нашего кнѧзѧ зло. хотѧ и 50 убити лестью. но Бъ҃ за нашим̑ В кнѧзєм̑. и ста҃ӕ Софьӕ. и 29 пове|лѣ Лазарь взѧти 51[тѣло] Г Игорѧ. и понести и 52 в цр҃квь стаг̑ Михаила. в Новгородьскую Божницю. и ту положивша 53 и в гробъ ѣхаста 54 на Гору. и лежа нощь ту. суботѣ же 9 свитающи 55. посла митрополитъ игумена. Ананью стаг̑Феѡдора. и приѣхавъ игуменъ видѣ и нагого 56. и ѡблече и. и ѿпѣ над ним̑ѡбъıчнъıӕ пѣсни. и везе и к ст҃ому Симеѡну. и тамо и 16 положиша. и посла Володимеръ к брату. повѣдаӕ оубииство Игорево. и печаленъ бъıс̑ Изѧславъ. и жаловашесѧ 57 на Къıӕнъı. и посла Изѧславъ Володимера в Городець. а 58по Ростислава посла Смолинску 59…» Еще раз город Саков вспоминается в летописи под 1150 г., когда брат Юрия Долгорукого Ростислав заставил саковцев, названных турпеями, отказаться от помощи Изяславу Мстиславичу, сопернику суздальского князя в борьбе за Киев. В ГОД 6659 [1150]. Утро 21.VIII 1150 «…Когда же услышал это Ростислав [Юриевич], он послал [посла] к отцу в Городец [Остерский], прося у него помощи. И Юрий послал ему на помощь Андрея, брата его. Ростислав тогда заставил брата в Переяславль, а сам помчался до [города] Сакова, и догнал турпеев около Днепра, и, захватив их, привел их к Переяславлю…». ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ В лѣт̑. ҂s҃. х҃. н҃и. [1150] Г юрги кнѧзь поваби Вѧчеслава на столъ Къıєву 32. пришедшю же 33 ѥму Къıѥву 32. болѧре розмолвиша Гюргѧ. и рѣша брату твоѥму Е Къıєва не оудержати. да не будет̑ ѥго тобѣ ни тому. Гюргеви же послушавшю болѧръ. въıведъ из Въıшегорода сн҃а своѥго Андрѣа. и да и Вѧчеславу 34 В то же лѣт̑. приде Изѧславъ вмалѣ из Володимерѧ Къıєву. хотѧщим̑ ѥго Къıӕном̑. и въıгна Гюрга ис Къıѥва. Гюрги же иде в Городокъ и 15 з дѣтми своими. Изѧславу же сѣдшю 35 в Къıѥвѣ. и ѡсвоившю Къıєвъ. посла сн҃а своѥго Мстислава в Каневъ. велѧ ѥму ѿтолѣ Переӕславьлѧ добъıти. Мстиславъ же посласѧ на ѡну сторону к Турпѣємъ и к дружинѣ. велѧ имъ ѣхати Ж к собѣ. Ростислав же то слъıшавъ 36 посла къ ѡц҃ю в Городъкъ просѧ оу него помочи. Гюрги же посла ѥму в 37 помочь брата Андрѣӕ. Ростислав же брата ѡстави въ Переӕславли. а сам̑ гна къ Сакову. и згони Турпѣѣ 38 оу Днѣпра. и поимавъ и 39 приведе Переӕславлю 40. В то же времѧ поиде 41Володимерко г 42 Къıѥву на Изѧслава. Начало княження Святославового в Киеве. Лето 1181 «…А Святослав въехал с двумя братьями, [Ярославом Всеволодовичем и Игорем Святославичем], в Киев. И половцы выпросили у Святослава Игоря, чтобы он отаборился с ними по Долобску, и Святослав отпустил его. Когда же Рюрик услышал, что Святослав привел себе половцев на подмогу и отаборились они с Игорем по Долобську, то послал он Мстислава Владимировича с черными клобуками, и Лазаря [ Саковского ], воеводу своего, с молодежью своей, и [воевод] Бориса Захариевича из Здиславом из Жирославичем и из Мстиславовим полком из [города] Треполя; Борис Захариевич [пошел] с людьми Владимира [Мстиславича], княжича своего. И, возложив надежду на бога, поехали они на них. Черные же клобуки, убегая, сделали были смятение русам и вбежали в Мстиславове войско. А Мстислав подумал, что они побеждены, и тогда пришла в замешательство жена Мстиславова. И Мстислав не смог удержать их, ни черных клобуков, ни людей своих, и побежал он сам с ними. [А] черных клобуков лучшие мужья остались были, [и] Лазарь воевода с полком Рюриковым, и Борис Захариевич с полком своего княжича Владимира, и Здислав Жирославич из Мстиславовим полком. И, возложив надежду на бога, поехали они против половцев…». Город Саков был сторожевым постом, который вместе с Трипольем контролировал подступы в Киев из низа Днепра. Во время монголо-татарских нападений поселения было разрушено, большинство жителей уничтожено. Но на пожарищах старого поселения со временем возобновилась жизнь. В середине XV века Процев и Сальков было пожаловано боярину Сахновичу, а после его смерти поселения перешли польским господам Красинскому и Сущинскому. Во времена казачества Сальков и Софиевка - села, которые принадлежали к Вороньковской казацкой сотни. Как пишет В. Мякотин в «Генеральном следствии о поместьях Переяславского полка», «...села город Саков и Зофиевка..свободные войсковые, во владении ни у кого не бывали».[10] В старину на просторах Белоруссии, Украины, России, Польши существовало немало населенных пунктов с названиями Саков, Саково, Саковище, Саковский, Саковское и т.д. Выходцы из этих поселений могли получить прозвище, имя Саковские, впоследствии без каких-либо изменений преобразованное в наследственное родовое имя – фамилию. В настоящее время, например, существуют села с именованием Саково в Вологодской области, Новгородской и Саковский в Брянской области России, Саковище в Минской области Белоруссии. «Сказки, поданные переписчику стольнику Самсону Федороровичу Селифонтову» от 1710 года в Череможской волости, Ярославского уезда,: Санкт-Петербурской губернии упоминается деревня Саков. http://census1710.narod.ru/perepis/1209_1_576.htm Бе́жицкий уезд — административно-территориальная единица Брянской губернии, существовавшая в 1921—1929 годах в состав вволости Жуковская, ранее Фо́шнянская, входил населенный пункт Саковский, который был сельским советом. Однако, мы с Вами знаем, что история рода Саковских идет не от прозвища, данного в средние века… Известно несколько шляхетских родов Саковских (Sakovski, Sakowski), носивших дворянский герб Огоньчик (Ogonczyk, Ogon, Pogonczyk, Powala). http://goldarms.narod.ru/polska4a.htm В шестой части Списка дворян Подольской губернии указана фамилия Саковские. Эти данные приводятся на основании многотомной Родословной книги Подольской губернии, которая велась предводителями дворянства по годам и алфавиту с 1785 года. Напечатано в Каменец-Подольском в типографии Подольского губернского правления в 1897 году с разрешения Подольского губернатора. Найти можно в википедии или по ссылке: http://www.tovtry.km.ua/ru/history/podol_noble.html или http://goldarms.narod.ru/podolia.htm В Списке дворянских родов, внесённых в Родословную книгу Дворянского Депутатского собрания Подольской губернии есть запись «… Саковские (6.1835; 6.1844)…». В Списке дворянских родов, внесённых в Родословную книгу Дворянского Депутатского собрания Белостокской (Белостоцкой) губернии внесена запись «… Саковские (1825)…». http://goldarms.narod.ru/bialystock.htm 6-я часть. Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I. В книге «Ковалевские», рассказывающей о фамилии Ковалевских и их дворянском статусе, поколенной росписи, упоминается Марьянна, урожденная Саковская. КТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЛАДЕЛ ЛЕТУВОЙ-ЖЕМАЙТИЕЙ. В Актах Вилкомирского городского суда на стр. 451. от 8 ноября 1596 г. упоминается: Ввод Миколая Андреевича Саковского с супругой во владение имения Дявилтово. Правда, увы, долго они им не владели. Именно с сего дня Адам Завиша выкупил его из-под залога у землевладельца пана Миколая Андреевича Саковского. Акты Виленской комиссии для разбора древних актов http://www.runivers.ru/bookreader/book9576/#page/2/mode/1up В городе Полоцке в 1643 году был процесс о волшебстве, о котором осталась подробная запись. Здесь главным героем выступил некто Василий Брыкун, великий маг и волшебник. «…Некий пан Саковский прислал на Брыкуна письменный донос. Брыкун просил у него денег взаймы, пан отказал, тогда озлобленный колдун пригрозил ему: «Раздашь, мол, свои деньги людям, назад не вернешь!». И так оно и случилось: ни один должник не отдал пану долга…» М. Грушевский. История Украины-Руси. Том VII. Раздел VIII. Стр. 4. http://izbornyk.org.ua/hrushrus/iur70804.htm «...„Королю сенату і послам земским заявляли козаки, прислані на сойм в посольстві, що як не будуть сповнені їх жадання, то вони счинять повстаннє і великої біди нароблять державі. Прислані на сойм листи біскупа київського, що вже вони 100 полковників вибрали і 100 тисяч козаків вписали до війска — число страшне для держави; се потверджує і мий Саковский ”, писав з сойму Рутский. Як чоловік інтересований церковною справою, він під козацькими домаганнями розуміє тільки церковні — щоб унїатів скинено з урядів і віддано їх православним…». Переписная книга г. Красноярска и Красноярского уезда 1671 г. Лета 7180-го году, сентября в 30 день по указу я по грамоте великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича 1т.1 и государя благоверного царевича и великого князя Феодора Алексеевича и государя благоверного царевича и великого князя Иоанна Алексеевича книги переписные Красноярского острогу и уезду детям боярским и подьячим и иноземцам, и поляком, и атаманом, и пятидесятником, и десятником, и рядовым служилым людем, конным и пешим, и пушкарем, и затонщикком, и ружником, и оброчником, и братьям их, и племянником, и зах, ре6етником, и посадцким и новокрещеным, и пашенным крестьянам, и всяких чинов людем. где хто живет в городе и в слободах, и в селах, и в деревнях, и у кого хто живет — и то писано в сей книге порознь, по статьям.http://sharipov.narod.ru/docum/Krasnoyarsk1671.htm в разделе иноземцы записано: Иноземцы живут в Красноярском остроге: Юрье Остафьев с. Саковский. 1702 год. http://pushkin.kubannet.ru/about_kuban/knignie%20pamytniki/razdel1.php В отделе редкой книги Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А.С.Пушкина хранятся старопечатные книги, имеющие огромное историко-культурное и научное значение. Инв. N 216738. Триодион, си ест трипеснец святыя великия пятидесятницы.- Изд.2-е. - Киев: Тип. Печёрской Лавры, II. 1702.- Пётр; Иоасаф Краковский. - 2°. - [5], 706 с.: с грав. «..По нижнему полю сс. 1-19 вкладная запись 1702 г.: “Року мироздания 7210: а от Рождества Христова 1702: апреля...: благочестивый иеромонах Софоний Ковнаций, Соборный старец и строитель типографии Святой обители Печёрския Киевския. Надал сию книгу клекомую Триодию Цветною, на монастырь Общежительный Межигорский Киевский,... (нрзб.) Святейшего Архиепископа Московского и всея России и всех северных стран Патриарха:...(нрзб.) господин отца Феодосия Саковского ”…». В XVIII веке упоминается в истории Тамбовской епархии Гавриил Саковский, секретарь органа епархиального управления – духовной консистории. Место сего епархиального судебно-административного учреждения – Казанский мужской монастырь, который выбрал резиденцией тамбовских архиереев епископ Пахомий. История Тамбовской митрополии: документы, исследования, лица. http://www.tambovdoc.ru/issledovaniya/lektsii-po-istorii-eparhii/5-tambovskaya-eparhiya-v-xviii-v.php Памятники истории русского служилого сословия конца XIV-конца XVII вв.: алфавит лиц (Р-Я): упоминается Саковский Яков. http://www.history-ryazan.ru/node/12607 По изданию: Памятники истории русского служилого сословия. Составитель А. В. Антонов. М.: Древлехранилище, 2011. В начале 1840-х годов (~1841 г.) на поселение Курган под надзор полиции была определена политическая преступница, шляхтенка Магдалина Саковская. Она была родом с Волыни. Была сослана в Сибирь за распространение патриотических стихов брата. Первоначальным местом ссылки М. Саковской был г. Березов. В Кургане участие в ее судьбе приняла А. С. Клечковская, которая приютила юную соотечественницу в своем доме. 21 мая 1843 г. в Богородице-Рождественском соборе она заключила брак с Иосифом Федоровичем Боярским 35 лет, римско-католического вероисповедания. Жених имел чин коллежского регистратора и служил в Петропавловской таможне. Поручителем по жениху были декабрист Н. В. Басаргин и чиновник В. Пасек, по невесте – декабрист Ф. М. Башмаков и ссыльный поляк Э. Клечковский. Смеем предположить, что после бракосочетания Магдалина Саковская последовала за своим мужем в Петропавловск. http://www.kurgangen.org/local-finding/Poles%20in%20Zaurali/Poland%20in%20Kurgan%20III/ Снегирев И.М. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Том I. М., Издание А. Мартынова, Почетного вольного общника Императорской Академии Художеств, 1865. Всего выходило 2 тома. Экземпляр в старинном полукожаном переплете с золотым тиснением по корешку, внизу корешка незначительные утраты. На последней странице расположен штамповый экслибрис: «Саковский». http://www.kabinet-auktion.com/auction/books9/051/ Среди выпускников Олонецкой Гимназии Петрозаводска в 1867 году указан Саковский Владислав. http://www.petergen.com/history/olongim.shtml Саковский Карл Карлович - писатель-зоотехник, родился в 1879 году. Высшее образование получил в Юрьеве, Цюрихе и Берне. В последнем удостоен университетом степени доктора ветеринарной медицины. В 1906 году Бернским университетом оставлен при кафедре зоотехники и зоогигиены. Сотрудничал в настоящем "Словаре", принимает деятельное участие в журналах "Архив Ветеринарных Наук", "Молочное Хозяйство", "Deut. land. Tierzucht" и "Jahrbuch fur wissenschaf. und prakt. Tierzucht". Отдельно издал книгу "Краткий очерк современного положения крупного рогатого скота и меры к развитию и улучшению его в различных странах" (СПб., 1905), затем "Крупный рогатый скот России накануне XX столетия под влиянием экономических и зоотехнических факторов" (диссертация, Берн, 1906). В списке дел описи № 2 «Петроградского училища ордена св. Екатерины» значится № 462 «Об определении дочери действительного статского советника Александры Саковской казеннокоштной воспитанницей по баллотировке» с 1885 года по 1893 год. http://personalhistory.ru/projects/CGIA_SPB/2-134.html В списке наиболее распространенных фамилии по местечку Катеринополь на конец ХІХ – начало ХХ ст. значатся «Саковский». Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии http://beket.com.ua/cherkasskaja/katerinopol/
В персональный состав Подольской губернской тюремной администрации на 01.01.1912 года входил начальник Литинской тюрмы, без чина Саковский А.И.. С 21.10.1918 года по 10.11.1918 года начальником штаба 15-й стрелковой дивизии Красной армии был Саковский Николай Александрович. В одесском реестре жертв советской системы значится Саковский Исидор Федорович, 1889 года рождения. Все указанные в реестре лица в разное время реабилитированы. http://www.1archive-online.com/keler/list-s.html Расправа с периферийными прокурорами. В одном из исследований, проведенных в Башкортостане, например, отмечается: «К концу 1937 года репрессии в органах прокуратуры БАССР приняли массовый характер — партком рассматривал одновременно десятки «дел» по самым незначительным анонимным доносам... По постановлению парткома прокуратуры республики от 20 октября 1937 года были уволены с работы беспартийные работники центрального аппарата …., исключены из партии и уволены из центрального аппарата Саковский … Впоследствии все были арестованы, их дальнейшая судьба неизвестна. Здесь же было принято решение: «Проверить материалы в отношении прокурора БАССР Г. И. Хазова, заместителей прокурора Кривого, Мурашева», поскольку «...в вопросах подготовки кадров руководство прокуратуры проявило политическую беспечность и слепоту, благодаря которым аппарат был засорен чуждыми и случайными элементами (Саковский — эсер).» http://www.e-reading.link/chapter.php/144640/14/Zvyagincev,_Orlov_-_Prokurory_dvuh_epoh._Andreii_Vyshinskiii_i_Roman_Rudenko.html Хабаровский Мемориал на месте массовых захоронений расстрелянных в 30-е годы ХХ века содержит фамилию «Саковский». Саковский Юлиуш (Sakowski Juliusz/«Collector»; 1904/5–1977), польский писатель, дипломат; с 1940 г. в Лондоне, в эмигрантском польском правительстве; постоянный сотрудник «Ведомостей», с 1959 г. директор «Дзенника Польского» http://morebo.ru/preprint/item/1365189285761 Составитель: Андрей Саковский, 2014 г.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |