Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О методологии мышления




Человек должен проникнуться познанием того, что погоня за индивидуальным удовлетворением (эгоизм) есть безумие, и должен руководствоваться единственно задачей посвятить себя путем самоотверженной самоотдачи мировому процессу, избавлению Бога.

Рудольф Штайнер

Пытаясь разобраться в первопричинах жизненных неудач, а вследствие этого болезненности и недореализации людей, я невольно прихожу к мысли о порочности самой методологии мышления. Конечно, мышление существует не само по себе. Нами управляет наше ЭГО. Существуют чрезвычайно опасные теории о необходимости уничтожения ЭГО. Но ведь ЭГО - вместилище нашей личности. Уничтожая ЭГО, мы уничтожаем личность, превращаясь в биоробота. Значит, ЭГО необходимо, только его нужно не уничтожать, а гармонизировать. То есть Я должно быть в союзе с нашим высшим Я. В том же случае, когда наше маленькое Я - хозяин в человеке, весь мир будет его обижать, а методология такого эгоцентризма оказывается технократичной.

Говоря об эгоцентризме как некой болезни души, необходимо попытаться найти ее вместилище в триединой ипостаси человека: дух-душа-тело.

Полагаю, что под душой необходимо понимать весь интеллектуально-эмоциональный комплекс человека, за который традиционно ответственен мозг. Существует огромное количество определений мозга как высшего достижения природы. Тем не менее, многочисленные примеры так называемого внетелесного опыта, элементарным из которых является медитация, позволяют усомниться в истинной роли мозга в процессе душевной жизни человека.

Условно мне представляется мозг как великолепная двухкомпьютерная система с огромным количеством периферийных устройств.

Если говорить о мышлении, присущем мозгу, так только о дискурсивном, логическом его аспекте.

Это, безусловно, дискретное мышление, и, может быть, поэтому эту функцию человеческого сознания и удастся когда-либо смоделировать новыми поколениями ЭВМ.

Однако дискретный разум не вмещает всего сознания человека. В. В. Налимов в своей книге [43] вводит понятие континуального сознания. Действительно, мы воспринимаем произведение искусства, не анализируя состав красок, материал скульптуры, частотный спектр музыкальной фразы. Все это мы воспринимаем интегрально, воздействие оказывается как бы на все тело.

Чем ближе произведение к законам мировой гармонии, чем ближе мы к этим законам, тем глубже наши душевные переживания. Я уже не говорю о мире сверхчувственного восприятия действительности, об интуитивном сознании, которое вообще не имеет ничего общего с мозговой деятельностью человека. Когда же мышление замыкается на своей дискурсивной части, тогда и начинается его технократическая методология. В чем суть этой методологии и почему я считаю ее порочной?

Вся техническая революция, а в нашей социальной системе еще и умноженная на командно-административный стиль управления, привела к колоссальной роботизации человеческого сознания. Все доведено до принципов работы по ТЗ (техническому заданию) во имя исполнения ТУ (технических условий).

При внешней привлекательности этой методики наблюдается нарушение законов мировой гармонии, ибо человек, делающий пусть самую малую часть или деталь, не понимает, что это малое всегда входит в большое, большое в громадное, громадное в огромное, огромное в бесконечное. Именно поэтому не получается не то что громадное, но даже большое, а если и получается, то с таким отрицательным воздействием на бесконечное, что в тысячи раз перекрывает призрачную пользу громадного.

Именно в этом заключен корень экологических катастроф, корень наших глобальных неуспехов во всех сферах человеческой деятельности.

Порочность методологии технократического мышления просматривается не только в технике, но и в политике, в экономике, в педагогике, в медицине и т.п. Это глобальный порок мышления человечества.

Я приведу несколько примеров. В брежневские времена печально знаменитая продовольственная программа, приведшая нас к полному краху с продуктами питания, породила целый ряд уродов - от интенсивного земледелия и тракторов-гигантов до комплекса по выращиванию дубленок. Идея технократа заключалась в том, что на входе комплекса - романовская овца, на выходе - дубленки и мясо. Забыли о малом, что овца - не свинья, овца должна ходить по степи, а в стойле она просто перестала плодиться. Но ведь комплекс-то построили, а значит, спроектировали, утвердили и т.д. Все очень просто - технократам в ЦК нужны были дубленки.

Именно в силу технократичности мышления леспромхозы уничтожают леса, не заботясь о водоемах, гидростроители возводят плотины, не заботясь о людях и лесах, и т.д. и т.п.

 

Когда же технократизм пришел в медицину, то возникла колоссальная отрасль - физиотерапия. Возьмем хотя бы УВЧ-прогревание. Если было необходимо прогреть какой-нибудь участок тела, раньше использовались парилки, горчичники, банки, горячий песок, синяя лампа и т.д. Технократ же решает проблему проще, ибо знает, что в поле УВЧ диэлектрики разогреваются. Что при этом происходит с внутриклеточной структурой, ему наплевать.

То же самое и в педагогике, где решается задача вооружить учащихся знаниями. Человека не учат получать новые знания, а нагружают установками, часто абсолютно ложными, зато защищенными какой-либо степенью или каким-либо званием. В этом разрушающая суть любого идеологического догмата. В результате все образование посвящено одной задаче - слепить из человека некую деталь громадной социальной машины.

То, что мы наблюдаем в конце века в экономике, есть ярчайшее проявление технократизма. Утверждение рыночных отношений при изымании 90 % прибыли в виде налогов способно довести идею рынка до полного абсурда. При такой системе становится совершенно невыгодным производить хоть что-нибудь. Желание взять сейчас же и все - это верх технократизма в экономике.

Наши государственные мужи уже создали налоговую полицию, мы дожили до ВЧК (какая жуткая ассоциация!). Мне очень хочется напомнить старую притчу, как солнце и ветер поспорили, кто быстрее разденет человека. Сейчас у нас пора ветра (налогового), и люди плотнее закрываются. А нужно солнце, которое молодые правители Южной Кореи предложили своему народу: на 5 лет налоги 10%. И мы все, весь мир поразились взлету этого государства.

Мне приходилось работать в Италии. Там государство с кассы снимает 19%, а, использовав ваши налоговые деньги в обороте, процент с оборота под Рождество переводит на банковский счет налогоплательщика. В такой системе есть смысл производить и платить налоги. Вообще в бизнесе все должны быть в выигрыше: заказчик, изготовитель и государство.

Столь же порочен технократизм и в межличностных отношениях. В двух словах это можно свести к очень простой схеме. Природа выяснения отношений в семьях, на производстве, в транспорте, которые и приводят к бесконечным энергетическим пробоям и страданиям людей, вообще сам принцип стрессовости нашей современной жизни зиждятся натехнократичности нашей души.

Ведь стресс всегда возникает потому, что все вокруг НЕ ТАК. Не так дети ходят, сидят, едят, учатся, гуляют, не так супруги ведут себя дома, в гостях, на улице, не так поступают зятья, невестки, тещи, свекрови. Не так строят дома, не так ходит транспорт, не так решают власти и т.д. и т.п. Отсюда ругань, истерики, мордобой, демонстрации, дубинки, танки и т.п.

Знание КАК означает наличие некоей "правды-матки". Именно знание КАК губит людей, семьи, коллективы, партии и даже народы и нации.

Наличие своей правды есть отсутствие в нас истинно христианского миропонимания, ибо ОНО предполагает мир как некую данность, которую надо уметь принимать. Но чтобы этот переворот в нас произошел, необходимо изменить саму методологию своего мышления.

Есть ли, была ли альтернатива такому алгоритму мышления?

История русской культуры знает блестящие примеры. Не моя задача проанализировать всю генеалогию русского космизма. Я приведу лишь несколько примеров.

Один из величайших мыслителей прошлого века Докучаев, основавший учение о почвах, однажды во время экспедиции в Полтавской губернии разбудил на рассвете молодого Вернадского и поведал ему свое понимание почв. Он сказал, что почва - это кожа Земли. Если люди разрушают кожу, они разрушают всю биосферу и прежде всего человека. Он считал, что российские черноземы способны накормить весь мир, что они являются самым большим богатством державы.

Когда уже в наши дни киногруппа в честь 100-летия Докучаевской экспедиции проехала по Полтавщине и взяла пробы почв в тех же точках, что и Докучаев, вместо чернозема она обнаружила химизованную пыль. Лишь там, где еще Докучаевым были основаны почвоведческие заказники, куда не пускают Агропром и трактора К-700, сохранились оазисы чистоты, видимые даже из космоса.

Почему так произошло? Потому что для Агропрома почва есть лишь звено в технологической цепочке производства продуктов. Сравните: почва - кожа Земли и почва - звено в технологической цепочке.

Что такое космизм мышления в применении к различным аспектам нашей жизни? Мне кажется, что в каждый момент нашего бытия, представляющийся нам сиюминутной случайностью, всегда просматривается вечное и закономерное. Умение ощущать единство сиюминутного и вечного и есть, с моей точки зрения, космизм мышления в обыденной жизни.

Так, в мире музыки, наряду с сиюминутностью подавляющего большинства рок-ансамблей и групп, живет и будет вечно жить музыка Моцарта и Баха, Чайковского и Рахманинова. То, что сейчас молодежь беснуется на рок-концертах, замыкается на сиюминутном, есть победа технократизма над космизмом, дьяволизма над божественным. В любой жизни есть место и тому, и другому, и, наверно, нельзя зацикливаться на одном. Понимать все испытания как промысел Божий, ощущать руку провидения, жить в гармонии с бесконечным, что приводит душу в состояние духовной свободы, творческого горения - это и есть космизм мышления и гармонизация своего бытия.

К великому сожалению, я наблюдаю совершенно обратное в поступках отдельных людей.

Что касается нашего общественного строя, за который так цепляются те, кто "не может поступиться принципами", то лозунги типа "цель оправдывает средства" типично технократические по своей сути. Это привело к полному разрушению нравственного потенциала нашего народа, лишило его веры, превратило в стадо социальных животных.

Когда же технократы нашего времени предлагают перестройку, то стадо, конечно, можно перестроить из колонны в шеренгу, но оно так и останется стадом. Для того чтобы людям вернуть человеческий, вернее, богочеловеческий облик, их надо обратить в христианское миропонимание, дать четкую мировоззренческую альтернативу для серьезного переосмысления основных философских и религиозных систем с целью найти некое единство последних с принципом мировой гармонии.

Одним словом, нужно, чтобы люди осознали, наконец, свою богочеловечность, для этого в своей жизненной философии попробовали отойти оттехнократизма к космизму мышления. В противном случае человека и человечество ждет печальное будущее борьбы, болезней, несчастий, что в итоге приведет к неминуемому Апокалипсису.

Единственная надежда - это наши дети. Дело в том, что наш суперэтнос, наша цивилизация переживает период старчества и неминуемо должна уступить место следующей метацивилизации. Именно сейчас в недрах нашей цивилизации рождаются дети с зачатками космизма мышления. Заметить их, эти зачатки, не дать им сгинуть в сиюминутном, создать совершенно новый этнос - вот задача нашего времени.

Именно этому вопросу фактически и адресованы мои книги, выступления, интервью. И более Великого дела я не знаю.

Если мы отвлечемся от глобальных проблем нашего века и рассмотрим, в чем же причина жизненного неблагополучия отдельного человека, то обнаружим, что означенные выше проблемы порочности технократического мышления выражаются в реальной жизни индивида в форме эгоцентризма. Целиком доверяясь своему разуму, сосредоточив свои жизненные устремления на ублажении тела, человек все более теряет свой богочеловеческий облик.

Отсюда неспровоцированная жестокость, стремление к власти, возвеличивание самости до гипертрофированного размера, что в конечном итоге приводит к жизненной философии фашизма. И уже не имеет никакого значения, какими великими и светлыми помыслами начиналось это движение во имя своей правды. Каждый раз, когда человек полагает, что несет в себе истину, что знает, как должны поступать люди, как должна подчиняться природа его воле, неминуемо возникают стрессы, конфликты, экологические беды.

Сколько раз в своей жизни мы говорили по поводу другого человека, что на его месте я бы так не сделал. То есть мы как бы ставим себя в ситуацию другого человека и беремся судить его. Причем мы не обременяем себя его проблемами, не влезаем в его шкуру, не глядим его глазами на мир, чтобы понять, почему так поступает этот человек. Вспомните: "Не судите, да не судимы будете".

В принципе это одна из основных методологических ошибок эгоцентрического видения. Она приводит к бесконечным выяснениям отношений, что неминуемо отражается на биополевой структуре человека и вызывает сильную ее деформацию.

Особенно уродливые формы эгоцентризм приобретает в семьях. Семья всегда образуется во имя любви. Так почему же столько трагедий, разногласий, непониманий между супругами, между родителями и детьми? Все дело в том, что любовь, которую мы исповедуем, также технократична, а не космична. Мы любим не предмет, а себя в предмете. Мы все время обнаруживаем отличие наших близких от нас самих. Так это же хорошо, а не плохо.

Есть глобальное непонимание, что в этом мире существуют не противоположности, а дополнительности. А значит, надо уметь принимать людей такими, какие они есть. Тогда никогда не было бы ссор в семьях, и общество сказочно бы оздоровилось.

Однако чем больше я живу и вижу, тем сильнее ощущаю разрушительность эгоцентризма.

А начинается все с очень простого - с непонимания, кто такие дети. Выше я уже писал, что ребенок превращается в решето от воспитательных родительских пробоев. И все это оттого, что нам изначально не привито понимание богочеловечности.

Дети - боголюди сразу. Это потом мы из них слепим с помощью садика, школы, вуза будущее быдло в социальном стойле. Мы позволяем себе кричать на ребенка, а порою и бить его. Нас возмущает непослушание детей.

Просто удивительно мы устроены. Ведь мы прямо переносим советский ГУЛАГ в наш дом, в семью. Мы требуем беспрекословного исполнения наших указаний. Мы очень хорошо усвоили дисциплинарный устав: "Приказ начальника - закон для подчиненного". Мы фактически офицеры, а дети наши солдаты.

Я часто беседую с родителями, их детьми и говорю им очень просто: "Дорогие дети, ну так получилось, что родители у вас начальники, офицеры. Тогда и поступайте, как солдаты. Когда офицер говорит солдату: "Тра-та-та-та-та!", - солдат должен сказать: "Есть!", но после этого поступать по-своему. Если же солдат возразит офицеру: "Тра-та-та!", он тут же заработает наряды вне очереди или гауптвахту, то есть на него обрушатся репрессии".

Не так ли происходит частенько в семьях? Я объясняю детям: "Говорите "есть!", то есть "хорошо, мамочка, папочка, бабушка... и т.д.". Я понимаю, что это не выход из положения, но хотя бы избежание репрессий.

Конечно, я не питаю иллюзий, что мне удастся изменить целое родительское поколение, но хотя бы задумайтесь об этом. Если бы вы однажды поверили, что дети посланы вам от Бога, вы бы никогда не позволили поднять не только руку, но и голос на богочеловека. Не дети должны слушаться родителей, а родители должны прислушиваться к детям.

И главное в родительском воспитании детей - не мешать им развиваться. Тогда дети из подчиненных превратятся в соратников ваших и одарят вас счастьем сыновней и дочерней любви во все годы вашей долгой жизни.

Эгоцентризм, конечно, существует не сам по себе. Он вполне насаждается в нашей системе в виде приоритета таких социальных завоеваний, как карьера, оклад, степень, звание, кресло, и т. п.

Характерно, что в человеческой душе эгоцентризм - прямой антипод духовности, и вакуума там быть не может. Чем больше в человеке эгоцентризма, тем меньше духовности, а, следовательно, все меньше того, что делает человека Человеком.

Потрясающая иерархия кресел нашей системы есть чудовищное извращение. Именно вследствие этого стало возможным, что во главе страны долгое время находились откровенные маразматики. И сейчас мы видим унылую картину - чем выше кресло, тем меньше Человека сидит в этом кресле, и страшно смотреть в их обездушевленные глаза крупным планом на экранах цветных телевизоров.

Но это лишь вершина айсберга. Когда идешь по улицам наших городов, едешь в транспорте и невольно вглядываешься в лица людей, становится страшно, во что превратили наш народ. О какой богочеловечности можно говорить, когда человек даже не осознает, что он превращен в откровенное быдло и поставлен в обыкновенное стойло.

Самое страшное, наверное, в том, что, несмотря на жалкие потуги перестройки, в корне ничего не меняется, а это приводит к откровенной потере уже четвертого поколения советских (страшная национальность!) людей, только вступающих в жизнь.

Дети гениальны в своем младенчестве. Они гениальны отсутствием установок, принадлежностью своей к гармонии бесконечного, и оттого первая обязанность родителей - не задушить самобытность маленького, не считать его своей собственностью, ибо он принадлежит мирозданию, и не делать из него свое подобие, потому что у детей свой путь, свой ангел-хранитель, своя карма.

Ребенок - это росточек, но он в юности даст бутон, который в зрелые годы раскроется в цветок и подарит миру плоды к исходу жизни. В этом и есть Великий мета-смысл нашего бытия. Но чтобы это произошло, необходимо создать атмосферу ЛЕТА, животворящего летнего тепла, прежде всего в семье, затем в школе и обществе в целом.

Попробуем разобраться подробно в каждой из этих ипостасей жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.