Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-биографические сведения




План

Дополнительная

1. Социологический энциклопедический словарь. / Ред.–координ. – академик РАН Г.В. Осипов. – М, 1998.

2. Социология в России XIX - начала XX вв. Социология как наука. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1997.

3. Громов И. Западная социология /И. Громов, А. Мицкевич, В. Семенов. – СПб., 1997. – С. 199.

4. Руденко Р.И. Практикум по социологии: учеб. пособие для вузов / Р.И. Руденко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 1999.

5. Кочанов Ю.Л. Начало социологии / Ю.Л. Кочанов. – М.-СПб., 2000.

 

 


Тема. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ:

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД, СОЦИОЛОГИЯ ХХ ВЕКА

 

Т е з а у р у с: теория, концепция, цивилизация, рациональность, парадигма, тимократия, олигархия, демократия, тирания, позитивизм, понимающая социология, социальная антропология, конфликтная концепция, бихевиоризм, социологические научные школы, стратификация и мобильность, социальный факт, социологизм, социальная солидарность, социальное действие, субъективная социология, марксизм, персонализм, неотомизм, прагматизм, идеализм.

 

1. Социология: исторический аспект.

2. Огюст Конт – основоположник социологии.

3. Герберт Спенсер – создатель органической школы социологии.

4. Эмиль Дюркгейм – создатель теории социального реализма и социальных фактов.

5. Макс Вебер и его учение о понимающей социологии, позитивизм.

6. Карл Маркс, Фридрих Энгельс: учение об общественно-экономических формациях.

7. Особенности и причины развития социологии в России

 

1. Социология: исторический аспект

 

Французский социолог Клод Леви-Стросс, анализируя прошлое и как бы заглядывая в будущее, говорил, что XXI в. будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще. Учитывая мнение этого ученого, можно сказать, что исторически все более внутренней потребностью человеческого общества становилась необходимость познать себя, свою историю, перспективы и потенциал на будущее, и стараться способствовать социальному прогрессу. Значит, длительное время возникновение социологии было общественной необходимостью. Для ее появления необходимы: гуманитарное просвещение общества, определенный уровень социальной компетентности, духовность, интерес к социальной жизни, желание и способность к ее осознанию.

Основа социологии как будущей науки об обществе закладывалась еще в далекие античные времена. Платон в своих работах «Законы» и «Государство», Аристотель в работе «Политика» рассуждали о таких политических институтах, как право, власть, семья, государство. При этом они утверждали, что все начинается с человека. Платон изучал человека с точки зрения логики, Аристотель – с точки зрения опыта, Полибий – с точки зрения истории. Общество древние рассматривали как государство, то есть лишь с нескольких сторон бытия, утверждая, что явления государственной жизни не исчерпывают и не объясняют широкого смысла и содержания общественной жизни.

В эпоху средневековья ученые: Томас Мор, Николло Макиавелли, Шишель Монтен и другие утверждали, что общество, отношение и порядок в нем складываются по типу общины. Образ жизни, моральные устои регулируются волей Бога, традициями, устоями, правилами, обычаями, опытом, наработанными обществом.

Известные всему миру ученые эпохи Просвещения – Гельвеций, Вольтер, Дидро, Монтескье – расширили проблемы анализа общества. Они не обошли вниманием вопросы возникновения неравенства в обществе, роли религии в социальных процессах, места и роли в обществе человека как независимого волевого субъекта, появления неоднородности общества. Так, Монтескье в своих трудах высказывал мысль о необходимости превратить бесконечное множество обычаев, нравов, привычек, идей, институтов в осмысленный порядок, уловить закономерность в ходе истории. Он хотел за цепью случайных событий разглядеть глубинные причины, которым эти события подвластны.

Это серьезная заявка на обособление, отпочковывание науки об обществе от других наук. Монтескье также широко изучал влияние климата, среды обитания, численности населения на аспекты экономической и политической жизни. Он доказывал влияние размеров территории на характер политического режима. Республика требует малой территории, монархия – средней, а империя – обширных владений. Это придаст ей деспотический, властный характер управления.

Но, несмотря на энциклопедическую эрудицию ученых эпохи Просвещения, постановки вопроса о самостоятельной науке «Социология» все же не было. Причины этого можно видеть в следующем.

Считалось, что каждый человек наделен сознанием, имеет абстрактную свободу выбора линии своего поведения, профессии, общества. По своей прихоти в любой момент он может изменять поведение, общество, обычаи, законы, устанавливать желаемые порядки, если это не расходится с Божественной идеей. Значит, влияние на него другой силы не предусматривается.

Особенно французские просветители считали, что человек не только обладает свободной волей, но и способностью к обучению. Из этого обстоятельства делался вывод о том, что если человека научить воспринимать милосердие, культуру, добродетель, справедливость, принципы приличного поведения, подсказать ему лучшую модель устройства общества, то он сам может установить наилучший социальный порядок и устройство.

Общество неизменно рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем – как составная часть других, уже имевших место наук – философии, физики, математики, химии, биологии. Однако именно наследие мыслителей прошлого в силу своей энциклопедичности стало основой, почвой для рождения новой науки – социологии. Необходимость в ней была объективная. В производство пришла машинная индустрия, естественные науки выдавали одно открытие за другим, которые перестраивали жизнь и производство, а в обществе, особенно во Франции, Германии, Англии проходили острые, масштабные, непримиримые социальные конфликты, расслоение общества в основном по имущественным признакам. Обнаружилось, что общество как единое целое, включающее в себя порою диаметрально противоположные составляющие, не знает самого себя или знает исключительно мало.

2. Огюст Конт – основоположник социологии

 

В сороковых годах XIX в., а точнее в 1839 г., французский ученый Огюст Конт публикует работу «Курс позитивной философии», где впервые употребил слово «социология».

Огюст Конт (1798-1857) – французский философ и социолог. Его считают родоначальником и основоположником позитивизма в социологии. Он стремился познать скрытые, не опознанные еще законы, управляющие обществом. В этих целях он выработал рациональный подход к изучению общества. Это означало употребление в изучении общества наблюдения, эксперимента, анализа, выявления зависимостей, изменений и тенденций развития, главных сил, взаимодействующих в обществе.

Позитивизм О.Конта означал два момента, наблюдаемых в обществе:

Социальную статику, которая раскрывает взаимоотношения между всеми социальными институтами. Социальная статистика, по О. Конту, – это анатомия общества – это теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения в нем социальной гармонии. Общество он сравнивал с живым организмом, имеющим различные органы, выполняющие специфические функции. Каждая общественная структура и организация в процессе эволюции определяла и выполняла свою функциональную направленность.

Социальную динамику, которая раскрывает и показывает все социальные изменения в обществе, происходящие в период его развития, распада или переустройства.

Социология, по мнению О. Конта, должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как зарождаются и происходят новые явления, как уметь их предвидеть и как разрешать возникающие явления и события. По мнению О.Конта, наука должна заниматься классификацией феноменов, которые она изучает, а не анализировать лишь причины. Отсюда, говорил он, все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой.

В работах О. Конта просматриваются две идеи:

– обязательное применение научных методов для изучения общества;

– практическое использование науки для осуществления социальных реформ в обществе.

 

Изучая социальную структуру общества, О. Конт выделяет в ней четыре класса:

- спекулятивный – представители науки: философии, эстетики, искусства, занимающие высшее положение в обществе;

- практический – торговцы, предприниматели, банкиры;

- представители сельского хозяйства – земледельцы;

- класс рабочих – пролетариат, его численность должна быть в 33 раза выше, чем класс предпринимателей, банкиров.

Как видим из данной классификации, часть людей должна управлять, а часть должна быть управляемой, то есть подчиняться. Конт называет это социальной статикой. Она анализирует равновесие человеческого общества, изучает условия существования системы, взаимосвязь элементов структуры общества, закономерности их функционирования, изучает изменение и состояние социальных фактов. Конт относит сюда семью, государство, религию и отмечает их высокую роль в установлении стабильности и согласия в обществе.

Как часть социологии О. Конт выделяет социальную динамику, которая имеет дело с законами развития социума и разъясняет интеллектуальную эволюцию человечества. Первичным фактором прогресса человечества он считал духовное и умственное его развитие. Вторичным фактором – климат, расу, прирост населения, среднюю продолжительность жизни. Исходя из этого, Конт формулирует законы о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека. Согласно им познавательная деятельность людей, их общественное сознание прошли три стадии развития:

теологическая стадия – человек объясняет явления религией, усматривает за каждым явлением сверхъестественные силы, то есть имеет доминирующее религиозное миропонимание, фетишизм – обожествление всего, в конце же этой стадии человек приходит к единому богу, то есть монотеизму. При этом практически все вопросы морали и политики решались на базе религиозных ценностей;

метафизическая стадия – объясняет явления с помощью абстракции, человек оперирует понятиями: природа, космос, материя, право, при этом разлагая теологию;

научная или позитивная – человек наблюдает явления, фиксирует связи между ними, делает предположения, выводы, предвидения.

Социология Конта опирается на позитивный метод, это значит – на анализ данных, собранных в экспериментах и наблюдениях на практике. Конт утверждает, что появление социологии предопределено законом разделения и кооперации труда. В результате появляются социальные и профессиональные группы, растет благосостояние людей. Но одновременно это разрушает фундамент общества, делит его на богатых и эксплуатируемых. Социально объединяются только люди одной профессии, возникает эгоистическая профессиональная мораль, солидарность. Способствовать появлению солидарности и согласия в обществе в целом – задача социологии. Социология призвана также укреплять стабильность общества, согласованное взаимодействие всех сторон жизни человека.

С точки зрения О. Конта, общество проходит три стадии развития как закономерные, прогрессивные:

военную, соответствующую теологической стадии развития ума, она приводит к военно-авторитарному режиму. Здесь боги – герои, от них идет родословная вождей племен, аристократов, глав государств. Военная стадия завершается в католическом и феодальном режиме;

переходную, соответствующую метафизической стадии - это эпоха разрушения религиозных воззрений, эпоха возмущения существующими порядками, эпоха смятения, сомнения, поиска;

научно-промышленную, соответствующую стадии позитивной, завершающей, замыкающей все общественное развитие, этот период кончает с анархией умов, утверждает научный взгляд на мир и общество, определяет роль науки и религии в обществе.

Социальный идеал О. Конта – это гармония, согласие и мир в обществе. Он, естественно, был противником радикальных реформ, революций, предпочитал эволюционный путь, эволюционный метод развития. Основным методом в социологии он считал исторический. Но при этом утверждал, что законы абстрактных наук – математики, физики, химии, биологии совпадают с законами социологии и других наук. Законы естественных явлений, считал он, составляют необходимую основу в социальной жизни.

Конт утверждал, что позитивная социальная теория должна опираться на научные методы, которые бы позволили результаты одного исследования перепроверить или опровергнуть другим исследованием. При создании науки об обществе Конт принял на вооружение эмпирические методы, свойственные естественным наукам:

Законы, обоснованные О. Контом, которые он считал объективными, истинными:

1. Закон классификации наук определяет иерархию позитивных наук. В иерархии отражена последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния: математика – астрономия – физика – химия – биология – социальная физика (социология) то есть позитивная наука об обществе. Позднее О. Конт добавил еще одну «позитивистскую науку» - мораль. По его убеждению, сфера морали более специфична, важна и благородна, чем то, что есть у социологии.

2. Закон двойной эволюции обосновывает прямую зависимость уровня социального прогресса от состояния развития позитивных наук: чем выше их уровень, тем общество находится на исторически более высокой стадии.

3. Закон трех стадий интерпретирует этапы развития человеческого мышления. Трем стадиям развития человеческого ума – теологической, метафизической, позитивной – соответствуют три аналогичные стадии исторического развития общества.

 

Огюст Конт (Comte) — французский социолог и философ, родоначальник новой позитивной социальной науки, которая, по его мнению, должна была освободить научное знание от умозрительной философии (метафизики) и теологии. По Конту, позитивные знания — это «истинно доступные нашему уму и полез­ные для нас» знания, которые противостоят фантастическим представлениям, а также здравому смыслу ввиду его ограничен­ности и противоречивости.

О. Конт родился 19 января 1798 г. в семье служащегося, занимавшегося сбором налогов. В 1817 г. он становится секретарем и «приемным сыном» известного философа, социалиста-утописта Сен-Симона, с которым сотрудничает в подготовке к изданию сочинений в течение семи лет.

По оценкам современников, О. Конт отличался фотографической памятью. Основные сочинения – шеститомный (Курс позитивной философии» (1830-1842); «Система позитивной политики»; «Дух позитивной философии» — он написал, полагаясь исключительно на свою память. Среди других работ: «Рассуждения о позитивизме в целом», «Позитивистский катехизис», «Призыв к консерваторам», «Субъективный синтез».

О. Конт был весьма неординарным человеком и в науке, и в жизни. Ученый имел серьезные проблемы человеческого обще­ния и восприятия окружающего мира в целом. По своей инициативе Конт порывает с Сен-Симоном, рассорившись с ним. Заявленная им серия из 72 публичных лекций о позитивизме, которая привлекла внимание многих обществоведов, была прервана после третьего выступления. У него не сложилась преподавательская карьера (с ним не был продлен контракт на преподавание). Личная жизнь также не заладилась. Возможно, основной причиной тому было самомнение ученого о себе как о высшем социологе-проповеднике новой позитивистской религии, призванной утвердить в человеческих отношениях порядок и прогресс. Идеалы позитивизма рассматривались Контом как высшая и единственная самоценность: им был составлен список «позитивистского чтения», включавший порядка 100 произведений (предполагалось, что вся остальная литература вообще не имеет значение для судеб человечества). Тем не менее, несмотря на социальную отчужденность, нетерпимость к другим научным теориям и мнениям, подчас граничащую с фанатизмом, позитивистские идеи Конта были подхвачены и получили развитие в трудах ученых-обществоведов не только во Франции, но и в России, Великобритании и других странах мира.

О. Конт умер 5 сентября 1857 г. После его смерти было опубликовано четырехтомное «Завещание Огюста Конта».

 

3. Герберт Спенсер – создатель органической школы социологии

 

Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ, социолог, основоположник органической школы в социологии. Г.Спенсер как ученый, широко эрудированный и образованный человек, занимает видное место в науке об обществе.

В его учении можно выделить следующие позиции и взгляды:

Эволюционная гипотеза о развитии природы, науки, искусства, религии, философии. Эволюция – это переход от неопределенной бессвязной однородности к связной разнородности, сопровождающейся интеграцией неорганической, органической и надорганической ее видами. Формой неорганической эволюции Г. Спенсер считал человеческую общность, ее рост, строение, продукты и отправления.

Индивидуалистический подход к пониманию общества. Люди живут вместе потому, считал он, что это им выгодно, необходимо для развития индивида. Его физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие идет вместе с социальным прогрессом. Г. Спенсер доказывал, что общество по стадиям развития имеет определенную типологизацию. Критерием типологизации общества он считал различие в формах социальной регуляции. Для социального организма, как и биологического, характерно не только образование все большей массы в процессе роста, но и увеличение связанности этой массы со сближением ее частей. Для координации все более разнообразной деятельности необходим правящий центр и средства сообщения между удаляющимися пространственно друг от друга социальными единицами. При машинизации производства все меньше индивиды подчиняются друг другу. Но они добровольно объединяются в кооперацию как новую форму социальной жизни, возможную для контроля. Основным вопросом социальной жизни Г. Спенсер считал, насколько каждый должен быть подчинен всем, и насколько ученый свободен от социальных пут общественной жизни в поисках истины.

Органическая теория общества. Суть этой теории заключается в том, что общество рассматривается как единая система взаимодействия биологических и социальных факторов. Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и вне данной связи функционировать не могут. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется социальное значение каждого субъекта и социального института. Организм, отмечал Г. Спенсер, развивается по естественным, главным образом биологическим законам. Общество в его понимании – живой развивающийся организм.

Доказывал он это следующими доводами:

- как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;

- все они усложняются;

- их части приходят во всю большую зависимость друг от друга;

- живые организмы и общества продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.

Правительство в обществе Спенсер уподобляет мозгу человека (мозг руководит жизнедеятельностью человека, правительство – жизнедеятельностью общества. Оно исчисляет и балансирует интересы сословий, групп, партий). Торговля сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца – с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию, сравниваются с нервной системой живого организма.

Теория о социальной эволюции. Социальная эволюция есть прогрессивное, постепенное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных и политических институтов. Развитие политических процессов обусловливается, вызывается потребностями и интересами людей. Значит, и сама эволюция объективно обусловливается потребностями людей.

В эволюции общества он выделил следующие моменты:

– переход от простого к сложному (интеграция);

– переход от однородного к разнородному (дифференциация);

– переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Г. Спенсер утверждает, что в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и различных социальных институтов. Функции общества также возрастают в размере, в разнообразии, в сложности и определенности. В связи с этим роль социального субъекта как члена общества всегда возрастает, в то же время общество должно создавать человеку условия для физического, интеллектуального и духовного развития.

Г. Спенсер в своем творчестве обосновывал проблему равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Равновесие рассматривается как сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Социальное равновесие:

– между эмоциями людей и их образом действий;

– между народонаселением и средствами их существования;

– между спросом и предложением;

– между функционированием государственных учреждений и поведением граждан;

– между обществом и личностью.

Распад общества – это процесс, обратный социальному равновесию, гармонии, стабильности. Распад начинается с прекращения эффективной деятельности государственных институтов, власти, армии, малоэффективной деятельности классов. Когда движению масс мешают единицы политиков, уменьшается процесс интеграции, возрастают движения дезинтегрированные (центробежные), тогда растет беспорядок, правительство совершает нелепые действия, прерывается производство, торговля, усложняются отношения. Иного быть и не может, ибо все перечисленные факторы действуют и функционируют в единстве.

 

Законы, обоснованные Г. Спенсером:

1. Закон детерминированности общества усредненным уровнем развития его членов. В рамках эволюционной теории Спенсер обосновывает названный закон тем, что основополагающие структурно-функциональные изменения происходят в обществе лишь по мере того, как адекватные изменения происходят в среднем уровне всестороннего развития его членов. То есть люди в своей массе должны адекватно дорасти до этих изменений в научном, интеллектуальном, культурном, демократическом отношении, а особенно они должны меняться в направлении смягчения нравов, умения жить в условиях дифференциации и интеграции социальных структур, повышения законопослушности, упорядоченности общественных отношений.

2. Закон выживания сильнейших и лучших. Положения данного закона Г. Спенсер распространял не только на отдельных индивидов, но и в целом на общество, его структуру, функции. Так, история показывает, что на смену менее совершенным обществам приходят более совершенные, утверждение более совершенных отношений между мужчиной и женщиной меняют формы брака, семейных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.