Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение об общественно- экономических формациях




Научно-биографические сведения

Макс Вебер (Weber) — немецкий социолог, являющийся основоположником «понимающей» социологии, в центре которой находится изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права. М. Вебер родился 21 апреля 1864 г. в семье чиновника, который занимал весьма высокое положение в бюрократической иерархии и политическом истеблишменте Германии того времени, благодаря которому пользовался почти всеми земными благами. Его мать, напротив, была женщиной строгих аскетических правил, всецело поглощенной религиозными догмами Кальвинизма, постоянно озабоченной о возможности божественного избрания и спасении души после смерти. Эти глубокие различия родителей, постоянно вызывавшие напряжения в семье, вместе с тем оказали существенное влияние на мировосприятие, образ жизни Вебера, характер его творчества, в котором парадоксально сочетались интересы к бюрократизму и религиозному аскетизму.

М. Вебер получил образование в лучших университетах Германии, став в итоге обладателем докторской степени по праву. Интересы к экономике, истории и социологии взяли верх над карьерой чиновника-бюрократа. Вебер окончательно выбирает для себя аскетический образ жизни. Он преподавал социологию в Германии и США, принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал «Архив социальной науки и социальной политики». В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность совмещал с практической политикой — выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции.

Среди основных работ М. Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Политика как призвание и профессия», «Наука как профессия», «Хозяйственная этика мировых религий», «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество», «О буржуазной демократии в России», «К истории торговых обществ в Средние века».

Умер М. Вебер 14 июня 1920 г.

 

6. Карл Маркс, Фридрих Энгельс:

 

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) в истории социологии рассматриваются как крупные ученые теоретики и практики. Их теория значительно противостояла другим теориям того времени, а взгляды и выводы подвергаются критике и сегодня. Но, тем не менее, их учения имеют право на жизнь, кардинально отличаются по взглядам и оценкам, направлены на характеристику как общества в целом, так и отдельных его структур.

Ведущими теориями Маркса и Энгельса являются следующие.

Материалистическое понимание исторического процесса. Суть их взглядов в том, что Маркс и Энгельс среди главных движущих причин развития исторического процесса усматривали материальные условия жизни общества, материальные потребности и интересы людей, их стремления, уровень их удовлетворенности. А материальные интересы в свою очередь определяют идеи, теории, стремления, психологический настрой и социальные потребности и действия людей.

Общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, это их материальная и общественная практика, это производство материальных благ, удовлетворение материальных и других потребностей. Общественное сознание есть отражение общественного бытия людей в ходе их практики, социальной деятельности. Общественное сознание – производная от общественного бытия людей, но при этом вбирает в себя накопленное религией, моралью, политикой, правом, наукой, искусством.

Определяющая роль способа производства в жизни общества. Под способом производства понимается материальная основа существования и развития общества. Способ производства включает две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – люди с их знаниями, навыками, опытом, умениями, а также средства производства. Производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в производственной деятельности. Суть производственных отношений зависит от объективных условий производственной деятельности, а именно от потребностей людей, потребностей производства, от характера производительных сил. Именно производительные силы определяют производственные отношения.

Основные сферы общественной жизни. Согласно марксизму, общественные отношения делятся на материальные и идеологические.

Материальные – прежде всего, экономические, производственные и материальные отношения, которые складываются и проявляются независимо от воли и сознания человека.

Идеологические отношения возникают из объективных потребностей людей – это политические, правовые, религиозные, нравственные, эстетические, культурные.

Экономические отношения – отношения в сфере производства, товарно-денежных отношений и удовлетворении потребностей и интересов людей.

Социальная сфера – сфера взаимодействия социальных групп, общностей по поводу их жизнедеятельности, условий труда, справедливости в распределении социальных благ, регулирования конфликтов и противоречий, регулирования социальных интересов, потребностей.

Политическая сфера – сфера, в которой функционируют партии, организации, правовые, политические, государственные и другие институты.

Духовная сфера – функционирование науки, образования, воспитания, морали, искусства, религии.

Учение Маркса и Энгельса об общественно-экономических формациях. Они представили развитие человечества как объективный, закономерный, поступательный, прогрессивный, естественно-исторический процесс. Происходит это на основе объективных законов развития общества. Важнейшими из них можно назвать: закон, определяющий роли способа производства в развитии общества; закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; закон опережающей роли экономического базиса по отношению к надстройке; закон первичности бытия и вторичности общественного сознания; несоответствие устаревших экономических отношений прогрессивно развивающимся производительным силам ведет к замене первых, иногда революционным путем.

Сущность диалектики исторического процесса. Маркс и Энгельс к проблемам социальной диалектики относили следующее:

– взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития;

– взаимодействие производительных сил и производственных отношений;

– взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;

– взаимодействие субъектов исторического процесса;

– взаимодействие индивидуального и социального;

– проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь их потребностей и интересов;

– отрицание и преемственность в общественном развитии.

Проблемы свободы индивида К. Маркс рассматривал в связи с проблемами эмансипации, конкретных прав человека и концепции отчуждения.

В работе «Экономико-философские рукописи 1944 года» К. Маркс показывал, что отчуждение проявляется, прежде всего, в разрыве единства рабочего и предметов его производства. Рабочие отчуждены от продукта своего труда, результаты труда принадлежат не им, а собственникам. Принося им богатство, труд производит обнищание рабочего. Это обусловливает принудительный характер труда. Вынужденная работа для рабочих не является самоценностью, является лишь способом добывания средств к существованию.

Рабочий приносит себя в жертву, теряет свой человеческий потенциал.

Процесс отчуждения затрагивает отношения и между самими рабочими. Прежде всего, утрачивается кооперативный характер работы, люди изолированы друг от друга, разрушаются дружеские связи. Потому что каждый рабочий стремиться сохранить свое рабочее место, конкурируя друг с другом.

Отчуждение, по Марксу, способствует формированию ущербной ментальности людей. Они, выполняя примитивные функции, чувствуют себя комфортно и не стремятся к самосовершенствованию.

Следствиями отчуждения Маркс считал четыре позиции. Отчужденный труд человека отчуждает от него:

- природу;

- его самого, его жизнедеятельность;

- родовая сущность человека, как природа, так и его духовность, превращается в чуждую ему сущность, в средство для поддержания его индивидуального существования;

- происходит отчуждение человека от человека.

Главным условием, при котором становится возможным отчужденный, самоотчужденный труд, является частная собственность. Преодоление отчужденности К. Маркс связывал с упразднением частной собственности и институтов, поддерживающих частнособственнические отношения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.